Предлагаемая конструкция руля нетрадиционна, но достаточно проста, надежна, испытана временем (минуло 12 навигаций и пройдена не одна тысяча миль) и доступна для самостоятельного изготовления. Нетрадиционность конструкции — в следующем.
1. Перо руля (рис. 1, а) не находится, как обычно, в рулевой коробке, а своими щеками обжимает баллер.
2. Узел подвески пера обеспечивает не только надежное обжатие баллера, исключающее люфт, но и автоматическое уменьшение силы обжатия по мере отклонения пера от вертикали при встрече с подводным препятствием.
3. Баллер имеет износостойкую подвеску, потому как на трение работает пара с большой площадью контакта: труба 1 — шток 11 (рис. 2), а шток от вращения зафиксирован и не разбивает отверстия в кронштейне 10.
Перо руля профилировано (рис. 1, б). Центральная пластина, щеки и проставки между ними выполнены из листового стеклотекстолита так, чтобы просвет в точности соответствовал ширине баллера. Рычаг для подъема пера — из двух полос того же материала - вклеен в пропилы в проставках. Свободные концы полос стянуты воедино. Весь пакет склеен, а затем скреплен через резьбовые отверстия двумя рядами винтов М6 впотай на смоле в шахматном порядке с шагом 50 мм. Заходы винтов чередуются с одной и другой стороны пакета. Расстояние между рядами — не менее 70 мм.
Заднюю кромку центральной пластины необходимо заузить до 1-1.5 мм, сняв с обеих сторон фаски на ширине 25 мм, и лишь затем приклеивать пенопласт и приступать к профилированию и оклейке стеклотканью.
Вполне удовлетворительный профиль можно получить, если для двух сечений А и В (см. рис. 1, а), рассчитав ординаты профиля, вырезать лекала. По ним в пенопласте надо вывести неширокие канавки, а затем и весь профиль, контролируя поверхность, например ребром металлической линейки.
Тщательному профилированию и отделке стоит уделить особое внимание. Передняя и боковые поверхности должны быть максимально гладкими. При тщательно выполненном профиле перо станет не только более эффективным, но и не будет "всплывать" даже при не очень сильном обжатии баллера. Более того, перо стремится уйти под корму и, как показала практика, уже на скоростях 4-5 уз его не удержать и дальнейшим поджатием. С этим справляется упор — ограничитель 9.
Баллер — сварной. Начинать сварку следует с деталей 1 и 2, приняв все меры, чтобы не деформировать трубу 1, иначе изготовителя ждут большие хлопоты даже при наличии соответствующей развертки. Неизбежное уширение заготовки 5 на изгибе легко убирается холодной ковкой после сварки всей конструкции. К торцу штока 11 приварена планка 12. Через отверстие в планке шток фиксируется болтом 13 в резьбовом отверстии на верхней полке кронштейна 10. В пропилы в заготовках 3 и 5 вваривают гребень 8 для сочленения баллера и румпеля.
При навешивании пера ось 16 вставляют в грушевидное отверстие так, чтобы она зафиксировалась от вращения в узком вырезе. Конец оси с двухзаходной резьбой должен быть обращен к левому борту. Тогда при неподвижных (относительно пера) гайках 14 и 17 в случае отклонения пера от вертикали обжатие будет уменьшаться за счет разницы в фактическом шаге резьбы. Гайка 17 — с коротким рычагом. На его конце — резьбовое отверстие и винт с цилиндрической накатной головкой для фиксации рычага в одном из восьми глухих неглубоких отверстий на правой щеке пера. Это — рычаг подстроечный. Он позволяет расположить главный рычаг в удобном секторе при выбранной силе обжатия. Для главного рычага также предусмотрена фиксация, но более оперативная: отверстие на его конце и короткая шпилька на рычаге пера. На нижней полке кронштейна 10 при навешивании баллера устанавливают простейший опорный подшипник: три шайбы с графитовой смазкой между ними (на рисунке не показаны).
В заключение скажем несколько слов о возможностях навесного подъемного пера руля, которыми грех не пользоваться, тем более когда прочность и удобство конструкции позволяют.
Швартовка при отжимном ветре для легкой яхты из-за малой инерции иногда становится затруднительной. В нашем случае достаточно отклонить перо от вертикали на 40-50° и можно весьма эффективно "подгаланить", а не метаться от борта к борту с веслом.
При отходе приподнятое перо также расширяет возможности маневра, например между бонами. Даже не имея хода, энергичным рывком удается быстро поставить лодку на нужный курс, забрав ветер, получить ход и не "пересчитывать" чужие корпуса, путаясь в их якорных концах.
Не пожалейте сил и времени для изготовления такого руля, и любимая яхта вас отблагодарит!