Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Консультации / Опыт эксплуатации / 2002 год / Испытания скоростной моторной лодки «Гарпун»
    Краткое оглавление
    Основные характеристики мотолодки "Гарпун" Лодка для загонщика Внешность и планировка На волне и без нее Краткие выводы


    Подкатегории раздела
    Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Испытания скоростной моторной лодки «Silver Eagle DC»
    Испытания весельно-моторной надувной лодки «Вега»
    Испытания гребно-моторной лодки «Пелла-фиорд»
    Испытания надувной моторной лодки «Крым-5» с жестким дном
    Испытания надувной моторной лодки «Фрегат-550 Тримаран»
    Испытания надувной РИБ моторной лодки «Кобра»
    Испытания моторной лодки «Фрегат-420 РИБ»
    Испытания новой моторной лодки «Дельта-Т»
    Испытания череповецкой моторной лодки «Афалина-520»
    Испытания моторной лодки «Silver Hawk»
    Испытания дюралюминиевой моторной лодки «Бриз»
    Испытания моторной лодки «Гепард-560»
    Испытания алюминиевой моторной лодки «Silver Shark WA»
    Испытания алюминиевой моторной лодки «Корвет-500»


    Испытания скоростной моторной лодки «Гарпун»

    Год: 2002. Номер журнала «Катера и Яхты»: 181 (Все статьи)
              0


    По давней традиции испытатели "КиЯ" начинают оценку любой лодки "с киля" — с обводов корпуса, определяющих его ходовые и мореходные качества. По такому же принципу подошли к делу и специалисты нижегородской фирмы "Пласт", взявшие за основу своей новой скоростной мотолодки "Гарпун" давно проверенный в деле и хорошо зарекомендовавший себя корпус. Как показали результаты редакционных испытаний "Гарпуна", впервые представленного широкой публике на петербургской бот-шоу, такая конструкторская политика полностью себя оправдала.

    Основные характеристики мотолодки "Гарпун"


    Информация об изображенииМотолодка «Гарпун» на ходу
    Мотолодка «Гарпун» на ходу
     
    Длина габаритная, м5.45
    Ширина габаритная, м2.22
    Высота борта на миделе, м1.1
    Высота транца, м0.51
    Вес корпуса, не более, кг650
    Пассажировместимость, чел.7
    Рекомендуемая мощн. ПМ, л.с.90-150

    Лодка для загонщика


    Постоянные читатели "КиЯ" наверняка припомнят отчет об испытаниях мотолодки "Тунец", опубликованный в №108 за 1984 г. Появление подобной лодки по тем временам было в некотором роде сенсацией — о скоростях 80-90 км/ч в открытом море и подвесниках за 100 л.с. при тотальной монополии "Вихрей" и "Нептунов" мало кто помышлял. Понятно, что без команды всесильных "партии и правительства" тогда не обошлось, и ‘Тунец" предназначался не для частников, а исключительно для деловых целей. Хотя при этом довольно экзотических.

    Информация об изображении"Тунец" во время приемных испытаний. Фото 1984 г.
    "Тунец" во время приемных испытаний. Фото 1984 г.
     
    При лове тунца в тропических районах Мирового океана промысловые суда обычно снабжаются вспомогательными бортовыми катерами или быстроходными мотолодками. Задачей этих катеров, спускаемых на воду в районе промысла, является не собственно лов, а обнаружение, загон и удержание косяка рыбы на месте до подхода тунцеловного сейнера, а также проведение различных вспомогательных работ при замете сетей. Тунец — очень осторожная рыба, способная развивать большие скорости, а лов проводится при практически постоянном волнении океана. Этим обусловлены особые требования к скорости, маневренным и мореходным качествам таких лодок.

    Известное ЦКБ "Нептун", получившее задание разработать подобную лодку-"загонщика", остановилось на обводах "глубокое V" с килеватостью на транце 24° в сочетании с набором продольных реданов. В ходе модельных испытаний, проведенных в опы-товом бассейне ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова, были уточнены заложенные конструкторами соотношения размерений и характеристики обводов, дополнительно проверенные вскоре и в реальных условиях 2-3-балльного волнения на самоходном макете. В прошлом веке к делу подходили более чем серьезно!


    Проект "1348", получивший мирное название "Тунец", был запущен в серию, и несколько мотолодок, укомплектованных "буржуйскими" 115-сильными "Джонсонами", исправно несли свою службу на тунцеловах, внося свою серьезную лепту в рыбацкие барыши, напрямую зависящие от количества пойманной рыбы.

    Информация об изображенииМотолодка «Гарпун» в повороте
    Мотолодка «Гарпун» в повороте
     
    Как объяснили представители "Пласта", корпус "Гарпуна" представляет собой пропорционально увеличенный и по длине (до 5.45 м), и по ширине (до 2.22 м) корпус хорошо зарекомендовавшего себя "Тунца" (напомним, что прототип имел размерения 4.62х1.92 м). Осталась прежней и характерная конфигурация продольных реданов. До транца простираются только две скуловые пары. В носовой же части — внушительный набор из четырех реданов на каждой из сторон. Располагаются они по батоксам, поднимаясь вверх к носу, что позволяет не только эффективно бороться с забрызгиванием, но и улучшить всхожесть на волну на высоких скоростях.

    Внешность и планировка


    Первые дни работы выставки нам пришлось любоваться "Гарпуном" только под крышей павильона. Слово "любоваться" здесь вполне уместно — действительно очень красивая лодка! Нарядный темно-зеленый корпус с ярко-желтой палубой сразу притягивает взгляд, и мало кто из посетителей выставки проходил мимо без задержки. Да и при более детальном рассмотрении впечатление складывается весьма благоприятное: качество и наружных поверхностей, и "навесных деталей" на высоте. Все выглядит добротно и фирменно, без единого следа той "сделанной на коленке" кустарщины, которой, особенно по части мелочей отделки, порой грешит продукция отечественных предприятий.

    Планировка "Гарпуна" сразу вызывает рыболовные ассоциации — просторный открытый кокпит разделен двумя бортовыми полуконсолями на два примерно равных по площади отсека. В кормовом, помимо мягких ковшеобразных кресел для водителя и пассажира, имеется широкий диван, а в носовом диваны расположены вдоль бортов. "Мягкими местами" при желании можно обеспечить девять человек — неплохо для 5.4-метровой лодки! Понравилось, что кормовои отсек легко отгородить от носового, закрыв центральную "форточку" ветрового стекла и прозрачную дверцу в широком проходе между консолями (плюс такой незаметной дверцы — эстетика, минус — риск про нее забыть и выбить ногой, пробираясь в носовой кокпит).


    Информация об изображенииВнутреннее устройство мотолодки «Гарпун»
    Внутреннее устройство мотолодки «Гарпун»
     
    Подобную планировку мы уже не раз видели, скажем, на тех же алюминиевых "Silver" и "Buster", ценимых прежде всего рыболовами. Припомнился и американский "Sea Nymph", на котором под подушками продольных диванов в носовом кокпите установлены ящики-аквариумы для улова...

    Однако на рыбалке для "Гарпуна" свет клином не сошелся, на что недвусмысленно намекает установленный в корме мощный пилон для крепления буксировочного троса. Один из моих знакомых, похлопывая по необхватному капоту установленного на транце 150-сильного "Mercury", заметил, что опытный "адреналинщик" наверняка сумеет прокатиться за "Гарпуном" не только на монолыже или вейкборде, но и на голых пятках! А о таких банальных вещах, как "бананы" и надувные круги, и говорить не стоит.

    На волне и без нее


    В назначенный день и час "Гарпун" покинул выставочный павильон и впервые окунул свой килеватый "живот" в мутноватые воды Финского залива. Поскольку представители "Пласта" (и в публикуемой у нас рекламе, и в устных беседах) делали особый упор на скоростные качества лодки, первым делом я решил проверить "максималку".

    На глиссирование "Гарпун" буквально выпрыгнул — выход занял одну-две секунды, не более. Впрочем, ничего удивительного: был я в лодке один, а тащили ее как-никак 150 "лошадок". Понравилось, что кормовой дифферент в течение этой пары секунд оказался более чем умеренным, и обстановку по курсу я прекрасно видел, даже не привставая с удобного ковшеобразного кресла. Увы — еще через несколько секунд, когда цифры на зажатом в кулаке навигаторе GPS стали плясать от 89 до 92 км/ч, газ мне пришлось сбросить, чтобы не погубить мотор. Винт оказался чересчур "легким", и обороты явно превышали дозволенные. Кроме того, как показали попытки заложить крутые виражи, мотор установили слишком высоко относительно среза транца — при повороте штурвала винт сразу хватал воздух, теряя упор. Однако даже при этом "Гарпун" устойчиво стоял на курсе, не пытаясь ни рыскать, ни дельфинировать. Крен в повороте, несмотря на мои опасения, вовсе не оказался запредельным — обычно килеватые лодки при резкой перекладке штурвала "показывают киль" стороннему наблюдателю.


    Информация об изображенииМесто водителя мотолодки «Гарпун»
    Место водителя мотолодки «Гарпун»
     
    Максимальное занутрение мотора триммером привело к некоторому снижению максимальной скорости по прямой (до 85-88 км/ч на полном газу), а в повороты "Гарпун" стал "ввинчиваться" более резко. В общем, я бы сказал, что, если поэкспериментировать с винтами и установкой мотора, заявленная фирмой-производителем скорость около 100 км/ч налегке вполне достижима. Есть также основания полагать, что и при такой скорости "Гарпун" будет вести себя столь же стабильно и прогнозируемо, как при 80-90.

    Как вскоре выяснилось, нагрузки "Гарпун" тоже не боится. С шестью седоками на борту был достигнут более чем достойный скоростной результат — 78 км/ч.

    Во время испытаний Финский залив не побаловал нас сильным волнением. По той волне, что имелась (0.25-0.3 м высотой), "Гарпун" даже на предельной скорости и с одним водителем летел, как автомобиль по гладкому асфальту. В общем, мы в очередной раз не стали ждать милостей от природы и развели крутые метровые валы при помощи большого РИБа фирмы "Спасатель", идущего в переходном режиме с шестью пассажирами на борту. Я от души погонял по этой искусственной волне во всех мыслимых направлениях, и "Гарпун" меня не разочаровал. Движение даже на очень высокой скорости мягкое, без ударов и прыжков, устойчивость на курсе великолепная — в том числе в той очень коварной ситуации, когда идешь практически вдоль волны (5-15° к ее бегу), "цепляя" гребень (некоторые килеватые лодки при этом угрожающе зарыскивают и теряют ход).

    Краткие выводы


    Хоть условия испытаний были не совсем корректны ("легкий" винт, высоко установленный мотор), и я, и мои коллеги, и просто "люди с пирса", которых мы прихватили с собой в качестве живого балласта, не могли не признать — лодка удалась. По крайней мере, ходовые и мореходные качества своего, пусть старшего, но меньшего по размерам собрата ‘Тунца" она унаследовала сполна. По достоинству оценили все и качество изготовления опытного экземпляра (надеемся, что в серии тоже будет все в порядке!)

    "Попали в жилу" производители и с планировкой кокпита. Рыбалка рыбалкой, но и яркая расцветка, и обилие мягких диванов, и 150-сильный моторчик на транце, и уже упомянутый буксировочный пилон наводят на мысли не только о спиннингах и резиновых сапогах, но и о ярком солнце, дамском и детском визге в крутом повороте, катании на водных лыжах, шашлычках и прочих дозволенных шалостях на воде.

    Кстати, специалисты фирмы "Пласт" предусмотрели возможность закрыть тентами оба отсека кокпита, что делает катер весьма привлекательным не только для "рыбаков" и "катальщиков", но и любителей семейных путешествий. Ведь скорость "Гарпуна", подкрепленная возможностью с гарантией благополучно вернуться домой даже в "жесткую" погоду, делает дальние выходы на пару выходных дней вполне реальными...


    Понравилась ли вам эта статья?
    +2

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Испытания РИБ мотолодок «Орион-8ПМ» и «Орион-60 Спорт»
    Маленькие хитрости для капитана парусной яхты
    Мини-компьютер КПК + GPS-приемник
    Компьютерный яхтенный симулятор «Virtual Skipper»
    Гибель трехмачтового барка «Роял Чартер»
    Вечный руль для парусной яхты «Ассоль»
    Поддержание покрытий на самодельных судах
    Построить мини-крейсер по силам каждому
    Скоростной катер-перехватчик Фабио Буцци «FB RIB 33»
    Испытания катеров «Camaro Even» и «Gagliardo 34»
    Испытания катер «10 Midcabin», «11 Hardtop» и «12 Hardtop»
    Испытания катеров «312 Fas3Tech» и «280 Sun Sport»
    Испытания катеров «232 Captiva Cuddy» и «250 Fiesta Vee»
    Испытания парусно-моторной яхты «Hunter 326»
    Тест на выносливость РИБ мотолодки «Спрут-540»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Испытания скоростной моторной лодки «Гарпун»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Испытания надувной гребной лодки «Фрегат R-280»
    Амфибийный катер на воздушной подушке “Хивус-10”
    Бесшумная винто-моторная установка
    Усовершенствование формы подводной части угловой колонки
    Несколько советов покупающему подержанный подвесной мотор
    Одежда и экипировка для водных походов в любую погоду
    Ловля лосося нахлыстом на речке Поной
    Испытания пяти надувных лодок под подвесной мотор 15 л.с.
    Испытания надувной мотолодки «Фрегат-380FM»
    Испытания стальной моторной яхты «Pedro Solana 38»
    Испытания итальянского каютного катера «Sarnico 43»
    Испытания яхты прямоштевника проекта «Рикошет-930»
    Испытания надувного парусного катамарана «Тайфун»
    Выбор трейлера для перевозки лодки
    Лаг из подручных средств


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 23 + 44 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории