Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Консультации / Опыт эксплуатации / 2002 год / Испытания канадской аэролодки «Хаски»
    Краткое оглавление
    Основные характеристики аэролодки "Husky" Концепция Внутри За рулем Машина для дела Хаски


    Подкатегории раздела
    Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Испытания аэролодки «Panther» на снегу и льде
    Испытания аэролодки-амфибии «Патруль» в условиях русской зимы
    Подвесной мотор «Ока» проходит испытания
    Водометный катер «Изумруд» проходит испытания
    Дюралюминиевая мотолодка «Прогресс» проходит испытания
    Испытания дюралевой лодки «МКМ»
    Экраноплан «KAG-3» и его испытания
    Испытания лодки «Косатка» с мотором «Вихрь-30»
    Испытания катера и доводка гребного винта
    Маршрутные испытания новых подвесных моторов «Ветерок»
    Испытания четырехместной мотолодки «Селигер»
    Модельные испытания новой мотолодки «Казанка»
    Ходовые испытания дюралевой мотолодки «Казанка-5»
    Испытания некоторых судов, построенных по проектам сборника


    Испытания канадской аэролодки «Хаски»

    Год: 2002. Номер журнала «Катера и Яхты»: 180 (Все статьи)
              0


    Если вы внимательно изучили нашу справку, основанную на материалах энциклопедий и справочников, то можете считать, что получили более-менее точное представление и о канадской аэролодке "Хаски". И упомянутый аппарат и симпатичный зверь, давший ему имя, одинаково уникальны. Есть, правда, одно существенное отличие: "Хаски" из металла и пластика уверенно чувствует себя не только на ледяной или заснеженной тверди, но и на воде — как открытой, так и усеянной битым льдом.

    Основные характеристики аэролодки "Husky"


    Информация об изображенииАэролодка "Хаски" на льду
    Аэролодка "Хаски" на льду
     
    Длина, м:
       габаритная7
       корпуса5.79
    Ширина, м2.2
    Осадка в покое, м0.3
    Вес сухой, кг1315
    Пассажировместимость, чел.6
    Грузоподъемность, кг544
    Макс. высота волны, м1
    Скорость ветра, км/ч, не более70-75
    Запас топлива, л95
    Двигатель:
       типкарбюраторный, V8
       рабочий объем, л5.7
       мощность, л.с.355
    Пропеллер6-лопастной, диам. 1.83 м
    Диапазон температуры воздуха, °Сот -30 до +32
    Рекомендуемая скорость, км/ч:
       на воде45-50
       на льду и снегу45-50

    Концепция


    Получив приглашение компании "ТехноСпортЦентр" испытать "на мерной миле" аэролодку, предназначенную для использования в зимних условиях, я ожидал увидеть нечто вроде того "камышового" глиссера, опытный образец которого, построенный тем же "ТехноСпортЦентром", мы протестировали еще в 1999 г (см. "КиЯ" №170). Довелось мне покататься на нем и по снегу льду и полыньям (см. №171), но, честно говоря, на заросшем тростником мелководье лодка вела себя не в пример более предсказуемо, а уж о разнице в комфорте и говорить нечего.

    Действительность превзошла мои ожидания. "Хаски", дожидавшаяся нас на трейлере, на первый взгляд больше напоминала классический катер — только с воздушным винтом и воздушными же рулями. Но первый взгляд бывает обманчив, в чем я и убедился, оглядев обводы корпуса повнимательней. Первая ассоциация — со знаменитым нансеновским "Фрамом", округлые обводы которого не позволяли судну быть затертым льдами. Не только баковая палуба в плане, но и ватерлиния в носовой части аэролодки скруглены—привычного острого форштевня-"волно-реза" тут нет. Это и понятно — носу "Хаски" предстоит не "резать волну", а пробираться среди льдин и торосов, где классический форштевень наверняка бы застрял, а широкий джонботовский нос камышовой лодки создавал бы излишнее сопротивление, вызывая толчки и удары. Между тем днище здесь совершенно плоское — для движения по снегу и льду необходима "лыжа", ширина и длина которых сравнимы с длиной и шириной корпуса. Да, термин "круглоскулая плоскодонка", хоть и способен вызвать недоумение у специалистов-судостроителей, подходит здесь более всего.


    Информация об изображенииУправлять газом можно "по-лодочному" и "по-автомобильному"
    Управлять газом можно "по-лодочному" и "по-автомобильному"
     
    Пользовательская инструкция "Хаски" (весьма, надо сказать, подробная и толковая) честно предупреждает о компромиссности обводов, накладывающих на водителя определенные ограничения при движении как по льду, так и по воде. В частности, несмотря на внушительные размеры, мореходность "Хаски" по причине абсолютно плоского днища невысока — эксплуатация лодки разрешается при высоте волны не более метра. Но, когда пространства чистой воды ограничены льдом и торосами (а именно для таких условий и создана "Хаски"), высокой волны ждать не приходится.

    Вы когда-нибудь видали лодку, оборудованную тормозами? На транце "Хаски" обнаружилась широкая стальная плита, управляемая гидроцилиндром, а на ее задней кромке — ряд заточенных на конус болтов. Лед — не вода, и без подобных "когтей" вовремя остановиться бывает непросто.

    Однако самое главное, что можно сказать о корпусе, скрыто от стороннего взора. Движение по льду и воде со льдом требует от корпуса исключительной прочности. Плюс к этому он должен быть достаточно легким. Поэтому, кроме обычной стеклоткани, при выклейке корпуса "Хаски" (толщина обшивки которого достигает нескольких сантиметров) используются кевлар и бальсовые наполнители. Нерабочие пустоты корпуса, естественно, заполнены вспенивающимся полиуретаном — с целью обеспечения непотопляемости. Те места, что испытывают наибольшие нагрузки, дополнительно армированы. Ниже ватерлинии корпус покрыт 8миллиметровым слоем полиэтилена высокого давления — устойчивого к истиранию и обладающего низким коэффициентом трения. Еще один важный плюс такого покрытия — оно не примерзает ко льду (помню, что аэролодку с алюминиевым корпусом, оставленную на льду и примерзшую, порой не удавалось стронуть с места даже после энергичной раскачки рулями).


    Информация об изображенииЛодка с тормозами
    Лодка с тормозами
     
    Двигатель — 8-цилиндровый V-образный 355-сильный "Шевроле" — установлен в кормовой части корпуса, как на обычном катере. Моторный отсек закрыт легкосъемным капотом, а кроме того имеются два лючка по бортам, позволяющие быстро подобраться к аккумулятору и регулировочному узлу штуртросовой проводки. На воздушный винт крутящий момент передается посредством зубчатого ремня с отношением 1:2. Ремень тоже армирован кевларом и, по уверениям фирмы-производителя, практически вечный — по крайней мере, за те 15 лет, что выпускается лодка, менять его никому не пришлось. Преимущества такой конструкции очевидны. Во-первых, расположение двигателя в корпусе понижает общий центр тяжести аппарата и, следовательно, улучшает остойчивость. Во-вторых, мотор надежно укрыт от непогоды, брызг и снежной пыли. А в-третьих, зубчатый ремень позволяет передавать даже очень большие усилия практически бесшумно и почти без потерь мощности.

    Воздушный винт здесь шестилопастной — вернее, это два трехлопастных винта, привинченных друг к другу с 60градусным смещением. Изготовлены они из углепластика, а атакующие кромки дополнительно защищены металлизированной лентой. Воздушных рулей два. Поскольку на время транспортировки лодки из Канады они были сняты, мы потратили некоторое время на их установку — для этого пришлось демонтировать сетку-ограждение воздушного винта. На кормовых кромках рулей обнаружились приклепанные к ним небольшие пластины из тонкого металла — триммеры. Здесь данный термин применяется не в водно-моторном, а в авиационном значении—отогнутые в ту или иную сторону пластины под влиянием воздушного потока от пропеллера соответственно отклоняют и сами рули. Регулировкой триммеров можно добиться прямолинейного движения лодки даже при отпущенном штурвале, а также "выбрать" неизбежные люфты в приводе рулевого управления.


    Внутри


    Просторному кокпиту "Хаски" больше подходит определение "салон" — по аналогии с салоном автомобиля. Тут я имею в виду, конечно, не правительственный лимузин, а нечто более утилитарное — вроде армейского внедорожника. Тем более что для проникновения внутрь нужно отстегнуть один из пологов тента. Впереди — два регулирующихся в продольном направлении кресла, сзади — широченный кормовой диван, сиденье которого можно поднять и зафиксировать в вертикальном положении, чтобы освободить побольше пространства. Кстати, мы сразу прикинули, что внутри "Хаски" можно запросто разместить даже санитарные носилки — места для их изголовья между правым водительским и левым пассажирским сиденьем оставлено предостаточно.

    "По-армейски", как на уазике, раскиданы по передней панели и приборы, и тумблеры. Никаких тебе подрулевых переключателей, никаких кнопок прямо на "баранке", но все необходимое имеется. Если говорить о приборах, то по сравнению с автомобильным набором отсутствует лишь спидометр — зато есть указатель, которого в автомобиле не встретишь. Углядев некую шкалу с надписью "Давление", стрелка которой даже при выключенном зажигании застыла на значении "20 psi" (около 150 кПа), я долго гадал над ее назначением, пока не заглянул в инструкцию. Оказывается, двигатель установлен на пневмоподушках, которые при необходимости подкачиваются обычным автомобильным насосом! За спинкой кормового сиденья и впрямь обнаружился привычный шинный вентиль, торчащий из переборки. Как объясняет все та же инструкция, пневмоподвеска существенно снижает вибрацию и нагрузки, передающиеся на двигатель при движении по льду и торосам.

    Справа от водительского кресла, как на привычном катере, расположена ручка дросселя. Но имеется еще и дублирующая педаль газа, "площадка" которой выполнена в виде вращающегося под ногой валика — очень удобно! Во-первых, благодаря педали можно постоянно держать обе руки на руле, а во-вторых, она позволяет более оперативно манипулировать подачей топлива, что для аэролодок, а тем более на льду, более чем важно.


    По "автомобильной" аналогии я ожидал увидеть и по-американски широкую педаль тормоза слева от педали газа. Ан нет — зубастый транцевый "скребок" приводится в действие обычным тумблером, расположенным под правой рукой.

    И отдельная песня — это "печка"! В инструкции она скромно именуется "defroster" (устройство для защиты стекол от обмерзания). Как я уже говорил, с установкой рулей нам пришлось провозиться достаточно долго, и к моменту спуска лодки на воду у всех собравшихся уже зуб на зуб не попадал. Короче говоря, отогрелись мы только в кокпите-салоне "Хаски", причем буквально через пять минут вентилятор отопителя, включенный на самую маленькую из трех скоростей, единодушно решили вырубить — внутри уже был "Ташкент". Ничего удивительного — заглянув из салона под носовую палубу, кроме просторного багажника я узрел переплетение толстенных воздушных патрубков и радиатор, способный поспорить размерами с радиатором системы охлаждения "Жигулей". А если учесть, что этот монстр забирает воздух изнутри, из салона, а не "с улицы", как на автомобиле... В общем, перефразируя Есенина, я бы сказал, что не только русская, но и канадская кость тепло любит.

    Насторожила меня только единственная деталь интерьера "Хаски" — а именно установленный на передней панели интерком и две пары наушников с микрофонами, притороченные возле передних сидений — система после полетов на флайботе знакомая. Неужели без переговорного устройства мы друг друга не услышим?..

    За рулем


    Поскольку транспортная контора, доставившая "Хаски" из Канады, категорически потребовала, чтоб в лодке во время перевозки не было ни капли топлива, перед запуском мотора нам пришлось заполнить бензином вместительный отстойник топливного фильтра. Далее было достаточно нажать и отпустить педаль газа (чтобы закрылась автоматическая воздушная заслонка) и повернуть ключ в замке зажигания — мотор сразу завелся, огласив окрестности басовитым рокотом, присущим только V-образным "восьмеркам". Увы—даже на холостых оборотах посвистывание 6-лопастного пропеллера перекрывало ворчание двух стильных глушителей, торчащих из транца. Я опять вспомнил про интерком.


    Наушники с микрофоном, естественно, пришлось надеть. Роль советчика-инструктора, занявшего левое пассажирское кресло, взял на себя уже знакомый читателям "КиЯ" президент "ТехноСпортЦентра" Вадим Санкин — большой любитель всего, что связано со словом "аэро", успевший к тому же получить первые уроки управления "Хаски" из первых рук, у канадских создателей лодки.

    На холостом ходу вращается и воздушный винт (никаких фрикционных муфт тут не предусмотрено), поэтому на воде лодка сразу начинает движение. Не очень быстро — скорость около 2-3 км/ч в зависимости от направления ветра, но все же лучше не расслабляться. Как многозначительно напоминает мудрая инструкция, заднего хода тут нет, и в случае чего на чистую воду надо выбираться при помощи весел-гребков или багра. Да и управляется "Хаски" при малых оборотах мотора не очень-то — чтобы как следует заработали воздушные рули, необходим воздушный поток от пропеллера. Зато стоит "притопить" педаль газа и покруче переложить руль, как лодка разворачивается буквально на месте.

    Нацелив нос "Хаски" в Финский залив, решительно прибавляю газу. Первым делом лодка заметно "кивает" на борт — это дает о себе знать реактивный момент. Не зря на любом транспортном средстве с воздушным винтом советуют прибавлять или убавлять обороты как можно более плавно! Вой силовой установки (прежде всего — винта) слышно даже через плотные наушники переговорного устройства. Интересно, как чувствуют себя пассажиры на заднем сиденье?

    Честно говоря, от 355 "лошадок" за спиной я ожидал более резкого стартового рывка, но "Хаски" разгоняется столь же плавно и неторопливо, как 150-сильная аэродлодка и пара-тройка СВП, которыми до сих пор довелось управлять — винт работает в воздухе, а не в воде, и законы у этих противоборствующих стихий разные. Выход на глиссирование — благодаря тому, что тяга пропеллера не только толкает лодку вперед, но и нагружает нос — практически незаметный, без привычного кормового дифферента. В общем, в этом смысле "Хаски" мало чем отличается и от камышового аэроглиссера, и от летающего флайбота на взлетном разбеге. А вот резко убирать газ не стоит — потеряв скорость, "Хаски" проваливается кормой, отчего транец может захлестнуть попутной волной (инструкция об этом тоже предупреждает).

    Вот к чему я так и не успел привыкнуть в ходе короткого теста, так это к автомобильной "баранке", поскольку принципы управления аэролодкой во многом отличаются от катерных и автомобильных. От упора до упора штурвал перекладывается на такие незначительные углы, что лично мне непонятно, почему конструкторы не применили вместо него ручку, качающуюся либо в продольном, либо в поперечном направлении. Хоть оси рулей расположены прямо на входных кромках, "отдачи" на штурвале (возврата в нейтраль) практически нет даже на полном газу, и "поймать" эту самую нейтраль не так-то просто.

    Разогнавшись примерно до 75-80 км/ч (сужу о скорости по летящему над нашими головами флайботу, который я постепенно обгоняю), отпускаю штурвал. Помедлив полсекунды, "Хаски", накренившись, сама собой устремляется вправо. Выровнять курс удается не сразу — с каждым поворотом штурвала вправо-влево лодка резко кренится. Сам виноват: во-первых, нечего устраивать такие эксперименты до регулировки триммеров на рулях, а во-вторых, надо помнить, что на полном газу воздушный винт, расположенный высоко над поверхностью воды, не только толкает лодку, но и способен вызвать кренящий момент при перекладке штурвала.

    В общем, "Хаски" быстро остудила мой спортивный пыл. Я будто наяву представил самого себя на нартах и вожака-хаски, укоризненно повернувшего ко мне на бегу лохматую башку: "Сил-то у меня хватит, хозяин. Но они еще пригодятся — когда полезем на торосы. А при такой езде как бы ты в сугроб не вывалился!"

    Действительно, подхлестывать все 355 "лошадей" одновременно, чтобы выжать максимальную скорость, здесь ни к чему. Теоретически — скажем, по гладкому льду — можно разогнаться и до 100-150 км/ч, но уже упомянутая инструкция так поступать не советует: рекомендуемая скорость и по воде, и по льду не должна превышать 50 км/ч. Кто знает, сумеешь ли отвернуть от торчащего посреди белой пустыни обломка льдины? Дорожных знаков и разметки — по крайней мере на Финском заливе, я пока что не встречал...

    Мощность нужна для других целей. Впереди — широкая полоса крепкого ледяного припая. На подходе к нему, внимая указаниям инструктора, снижаю скорость до минимума и нацеливаю лодку перпендикулярно ледовой кромке. Уже метров с десяти заметно, что лед возвышается над водой — как видно, из-за отлива. "Хаски", идущая больше по инерции, утыкается носом в лед. "Газу!" — слышу в наушниках. Снова вой мотора и винта за спиной, лодка поднимает нос и без особых затруднений влезает на припай. Тут же я машинально сбрасываю газ, поскольку на льду "Хаски" выстреливает, как из пушки. Явно перебрал с мощностью! Несет меня прямо на торчащий из льда валун. Пытаюсь от него увернуться, поворачивая штурвал и слегка прибавляя газ, чтоб заработали воздушные рули, но добиваюсь только того, что лодка выставляется боком. Громко хрустит лед, ощутимо подбрасывает — мягкой подвеской здесь снабжен только двигатель. К счастью, быстро нащупываю магический тумблер. Откуда-то сзади доносится громкий скрежет, и мы останавливаемся, оставив за собой узкий след тормозных "зубов"...

    После непродолжительной тренировки все пошло уже не в столь экстремальном режиме. Я понял, что мощь "Хаски" до поры до времени лучше держать в узде. Нужна она в основном в особо тяжелых условиях, а вовсе не для достижения максимальной скорости. Продемонстрированные мне кадры "учебной" видеокассеты впечатляют: вот "Хаски" со скоростью пешехода и дифферентом градусов в 30 переваливает через торос ростом с человека, вот движется против стремительного течения горной речки, перескакивая через летящие навстречу льдины... А уж о том, что эта лодка способна сама влезть на трейлер, и упоминать не стоит.

    Короче говоря, малость попривыкнув и забыв на время большинство своих автомобильных и водно-моторных привычек, я вошел во вкус. Особенно мне понравилось прыгать со льда обратно на воду. Именно прыгать — так и полагается вести себя в подобной ситуации. Главное при этом — вести лодку перпендикулярно кромке льда. При первой попытке я перестраховался и подъехал к границе на относительно небольшой скорости, отчего лодка плюхнулась носом в воду, подняв тучу брызг. Пришлось включать "дворники". Но потом дело пошло веселей — "Хаски" оказывалась на режиме глиссирования уже в самый момент приводнения. Как ни странно, несмотря на более высокую скорость, такой способ перемещения со льда на воду гораздо комфортней.

    При движении по битому льду и плавающим в воде отдельным льдинам в лодке тоже заметно комфортней, чем на твердом припае — и управляется она лучше, и трясет меньше.

    Поскольку в ушах у меня так и стоял хруст, сопровождающий наши маневры на льду, первым делом после подъема лодки с воды я бросился осматривать днище. На полиэтиленовом покрытии — ни царапины! Хрустел, понятное дело, не сверхпрочный корпус — хрустели сокрушаемые им неровности льда.

    Машина для дела


    Когда первый испытательский пыл поутих, а разум обрел власть над эмоциями, я призадумался: купил бы я себе такое чудо техники, будь у меня очень и очень кругленькая сумма? Поразмыслив, решил, что нет. Да и собаку-хаски, за которую истинные ценители готовы выложить поболее, чем за тюнинговый снегоход, тоже бы не купил. Зачем? Чтоб она хирела и чахла в моей городской квартире, тоскуя по заснеженным просторам, перегруженным нартам и юколе? Лучше уж заведу ньюфаундленда, буду брать с собой на тесты. Спасать ему, скорей всего, будет некого, но всяк будет ближе к родной стихии.

    Информация об изображенииПодниматься с воды на лед рекомендуется "шепотом"
    Подниматься с воды на лед рекомендуется "шепотом"
     
    Ну а если серьезно... Ни на родине "Хаски", в Канаде, ни на севере США такие лодки в частных руках практически не встретишь. (Хотя приведу забавный факт: 15 лет назад первый образец "Хаски" был разработан и создан по распоряжению президента одноименного концерна, производящего всяческое "хай-тек" оборудование — чтоб в любой момент с гарантией можно было добраться на дачу, расположенную на острове в озере Онтарио). Скорая помощь, пожарные, полиция, вояки, береговая охрана... В общем, по-нашему — МЧС. Как ни крути, но "Хаски" — лодка изначально профессиональная, вроде внедорожника "Hummer". В той же неоднократно процитированной инструкции, к примеру, водитель с пассажиром (это которые в наушниках) именуются "оператор" и "наблюдатель"...

    Информация об изображенииАэролодка "Хаски" на ходу на воде
    Аэролодка "Хаски" на ходу на воде
     
    Жаль, что "Хаски" появилась в Питере только ближе к весне. Многие наверняка помнят растиражированную средствами массовой информации историю про двухлетнюю Сашу, дочку командира пограничной заставы на острове Гогланд. Спасти опасно заболевшую девочку могла только немедленная операция, но все одно к одному: вертолет не мог вылететь из-за непогоды, "Гепард" оборвал "юбку" воздушной подушки, продираясь сквозь торосы... На пути к спасительной больнице ребенка пришлось пересаживать с подоспевшего сухогруза сначала на один ледокол, а потом на другой.

    Все тогда закончилось благополучно. Хорошо, когда есть сверхмощная техника и отзывчивые люди, готовые ею рискнуть. Что лучше — большой ледокол или маленькая "Хаски", судить не берусь. Но, думается, испытанная мною 355-сильная "собачка" в такой ситуации была бы только кстати.

    Хаски


    Информация об изображенииСобака породы хаски
    Собака породы хаски
     
    Хаски (сибирская ездовая лайка) имеет небогатую, но славную историю. Первые сведения о ней датируются началом Х1Х в. Ее предков вывели кочевые племена чукчей на северо-востоке России, которым была необходима выносливая и сильная ездовая собака, а не просто помощник на охоте. Хаски может везти груз средней тяжести на большие расстояния в тяжелых северных условиях с минимальными затратами энергии. Родиной породы считаются Восточная Сибирь и Чукотка.

    Некоторые американские собаководы утверждают, что хаски выведены в США, но это не так. На Аляску эта порода была завезена только в 1909 г. и уже оттуда распространилась по всему миру. Хаски сразу стала незаменимым помощником и спутником золотоискателей. Там же, на Аляске, зародились санные бега, до сих пор популярные в Канаде и на севере США. Во время Второй мировой войны собаки этой породы прекрасно проявили себя на поисково-спасательной службе. К числу достоинств породы относят ум, добродушие, недюжинную физическую силу, выносливость и неприхотливость. Но того, кто решит завести у себя хаски, ждут и определенные сложности — прославленная участница санных гонок, поразительно сильная и резвая, эта собака создана не для того, чтобы ее держали на заднем дворе или в квартире. Хаски необходимы постоянная физическая нагрузка и жесткие климатические условия. Как декоративную собаку заводить ее не рекомендуют.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +2

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Навигационная система NAVNet японской фирмы «Furuno»
    Кто обеспечит безопасность в Невской дельте
    Мир яхтенного чартера (аренда яхты)
    Трагедия американского парохода «Истленд»
    Ловля рыбы на реке Коппи в Хабаровском крае
    Соревнования по ловле рыбы «Хищник-2001» и «Золотой лосось II»
    Испытания моторной лодки «Фрегат-420 РИБ»
    Тестирование системы электронной картографии «Tsunamis`99»
    Выбор надувной мотолодки «Лидер» в вопросах и ответах
    Весенний ремонт яхты и подготовка к навигации
    Найди себе приключение, или экстремальный чартер
    Лопнувший миф или кое-что о расходе топлива
    Волновой якорь, успокаивающий качку
    Перевозим картоп-лодку на автомобиле правильно
    Азы троллинга для начинающих рыболовов

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Испытания канадской аэролодки «Хаски»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Испытания надувной РИБ мотолодки «Кайман» с алюминиевым корпусом
    Испытания РИБ мотолодок «Орион-8ПМ» и «Орион-60 Спорт»
    Маленькие хитрости для капитана парусной яхты
    Мини-компьютер КПК + GPS-приемник
    Компьютерный яхтенный симулятор «Virtual Skipper»
    Гибель трехмачтового барка «Роял Чартер»
    Вечный руль для парусной яхты «Ассоль»
    Поддержание покрытий на самодельных судах
    Построить мини-крейсер по силам каждому
    Скоростной катер-перехватчик Фабио Буцци «FB RIB 33»
    Испытания катеров «Camaro Even» и «Gagliardo 34»
    Испытания катер «10 Midcabin», «11 Hardtop» и «12 Hardtop»
    Испытания катеров «312 Fas3Tech» и «280 Sun Sport»
    Испытания катеров «232 Captiva Cuddy» и «250 Fiesta Vee»
    Испытания парусно-моторной яхты «Hunter 326»


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 17 + 31 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории