Сточки зрения теории и практики глиссеростроения разборно-надувная моторная лодка устроена довольно нелепо. Эластичное днище плохо держит продольный и поперечный профиль, корпус нежесток, на откидку мотора реагирует вяло. Баллон борта в поперечном сечении образует типичную круглую скулу, о неприспособленности которой к движению на режиме глиссирования написано немало научных трудов. Как следствие, глиссирующая надувнушка имеет гидродинамическое качество D/R в 1.5-2 раза более низкое, чем у эквивалентной лодки с жестким корпусом. В большинстве случаев с низкой эффективностью ее хода можно смириться, благо для дальних переходов надувные лодки используются редко. Но возможны ситуации, когда удержание лодки вблизи границы начала глиссирования (а это наиболее экономичный режим движения) становится важной задачей, например, при малой располагаемой мощности или при большой загрузке, и тогда стоит задуматься о снижении сопротивления надувного корпуса.
Если повысить продольную жесткость корпуса довольно трудно, не жертвуя основным достоинством — разборностью конструкции, то вот избавиться от бесполезных замывов борта намного проще. Мест, которые «тащат воду», на баллоне предостаточно. Прежде всего это радиальная скула. Волна вытеснения подлипает к ее выпуклой наружной поверхности, срываясь в брызговую струю далеко у кормы. Точно так же страдают избыточными замывами поверхности «рогов» за транцем и их конические окончания. Достаточно было бы оторвать поток от этих мест с помощью накладных профилей-брызгоотбойников, и сопротивление движению лодки значительно сократилось, улучшились бы скоростные качества и динамика разгона. Проведенное нами тестирование надувных «пятисильных» моторок позволило проверить эту идею на практике.
В качестве подопытной выбрали лодку «Баджер-SDA290» в комплекте с мотором «Yamaha». Эта комбинация отличалась затяжным выходом на глиссирование и наименьшей среди других максимальной скоростью, видимо, из-за общей нежесткости корпуса с надувным пайолом, а также увеличенного диаметра баллона борта, который не способствовал скорейшему отрыву поперечного потока. Эксперимент состоял в наклеивании на нижнюю наружную поверхность борта с помощью хозяйствнного скотча отрезков синтетического троса около 1 см диаметром и порядка 1 м длиной, образовавших подобие скуловых валиков-брызгоотбойников. До этого лодка разгонялась под одним водителем довольно долго до скорости около 20 км/ч. После наклейки импровизированного брызгоотбойника скорость возросла до 21 км/ч (на 5%), выход на режим стал более динамичным, и лодка дополнительно повезла еще 20 кг груза. В пересчете на мощность полезный эффект составил около 0.25 л.с. экономии, и, без сомнения, если бы мы имели возможность еще поработать над формой и расположением профилей, сберечь удалось бы до 0.5 л.с., т.е. до 10% исходной мощности, а скорость возросла бы до среднестатистических 22 км/ч. Предоставим эту возможность всем заинтересованным читателям.