Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Консультации / Полезные устройства / 2003 год / Самодельный ручной компас солнечный или лунно-солнечный
    Краткое оглавление
    Подготовка к работе Ориентирование по Солнцу Ориентирование по Луне Точность ориентирования Примечания


    Подкатегории раздела
    Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Международная регата «Солнечный берег» 1989 года
    Ручной компас-пеленгатор
    Солнечный электроход на подводных крыльях
    Самодельный водометный катер на основе проекта «МК-29»
    Самодельный резино-металлический подшипник
    Самодельный буксировщик воднолыжника
    Самодельный катер-амфибия «Катам»
    Компас для гоночной яхты
    Самодельный гребной винт «мульти-питч»
    Улучшенный самодельный гребной винт «мульти-питч»
    Самодельный подвесной водомет на базе мотора «Ветерок-12»
    Сообщения: якоря, электроника, Суэцкий канал, компас, броненосцы...
    Компас на гоночной яхте фирмы «Суунто»
    Сообщения: погружение, рыба, компас, коньяк, велоспорт, витамин...


    Самодельный ручной компас солнечный или лунно-солнечный

    Год: 2003. Номер журнала «Катера и Яхты»: 182 (Все статьи)
              0


    Ручной солнечный, или лунно-солнечный компас — простой в изготовлении и использовании прибор1, полезный для яхтсменов и туристов, позволяющий довольно легко и с приемлемой точностью ориентироваться в море и на суше. Его легко сделать самому.

    Компас, при конструировании которого взяты за основу теория и практика астрономии, позволяет решать следующие задачи: ориентироваться на местности по Солнцу с точностью не ниже 7-8° в зависимости от знаний и умения наблюдателя и по Луне с точностью не ниже 10-12°. Время отражает видимое суточное движение Солнца, которое, перемещаясь по небесной сфере, в полдень всегда пересекает основную линию ориентирования юг—север (S—N). Эта взаимная связь времени и направлений (азимутов) с движением Солнца (или Луны) в сочетании с сенсорными возможностями человека и служит основой устройства и применения этого компаса. Все это делает прибор необходимым элементом снабжения спасательных средств на море.

    Информация об изображенииРис. 1. Ручной солнечный компас
    Рис. 1. Ручной солнечный компас
     
    В его состав входят (рис. 1): подвижной диск времени 1; неподвижный круг направлений или азимутов 2; диск со шкалой возраста или фаз Луны 3; визирная планка 4 со штырьком переменной высоты 5; ось вращения 6; 7 — отверстие биологической вертикали; 8 — линия середины визирной планки.

    Для того чтобы изготовить такой компас, потребуются: три кружка (диска) из плотной бумаги, картона или — лучше — из оргстекла диаметром 50, 80 и 92 мм соответственно; планка (визир) из оргстекла длиной 100 мм шириной 10 мм и толщиной 3 мм; кусочек проволочки или винт (без головки) для изготовления оси и штырек из стеклопластика или любого другого материала высотой 10-11 мм.


    В центре кружка (диска) надо сделать отверстие, для того чтобы можно было насадить его на ось. По краям кружков следует аккуратно нанести шкалы по образцу (см. рис. 1): на малый диск — текущее время (часы), на средний — азимутальную шкалу (градусную сетку) и на большой диск — фазы Луны.

    На одном конце планки надо сделать отверстие диаметром, соответствующим диаметру штырька, и ввести в него штырек (он должен войти плотно, но одновременно иметь некоторую подвижность).

    Подготовка к работе


    Диск времени (на рис.2,а) повернуть так, чтобы совместить риску с делением "12 часов" с направлением на S (юг) на диске 1. Если в стране принято декретное время, то вместо "12 часов" устанавливают "13 часов", а при введении летнего времени — "14 часов", словом, то время, которое принято. На рис. 1 установлено декретное время "13 часов". (В Европе, например, в летнее время совмещают отметку "13 часов" на диске времени с направлением S (юг), а в Индии — отметку 12 ч 30 мин.)

    Ориентирование по Солнцу


    Информация об изображенииРис. 2. К определению искомого направления или курса по Солнцу
    Рис. 2. К определению искомого направления или курса по Солнцу
     
    Установить визирную планку 4 на отсчет текущего времени на диске 1 (на рис.2, б установлено время 17 ч 30 мин).

    Повернуть прибор целиком на Солнце так, чтобы тень от штырька 5 легла (накрыла) на линию середины визирной планки 4. При этом весь прибор расположится наклонно к горизонту с наибольшим наклоном в сторону S (юга) или N (севера) в южном полушарии. (На рис.2,в планка установлена на время 18 ч 30 мин и направлена на Солнце).

    Заметить через отверстие биологической вертикали 7 направление на S (юг) или какой-либо приметный объект (рис.2,г).

    Установить компас уже в горизонтальном положении так, чтобы полуденная линия S—N совпала с замеченным на S объекте, и выбрать любое искомое направление (рис. 2, г).


    Ориентирование по Луне


    Информация об изображенииРис. 3. К определению искомого направления или курса по Луне
    Рис. 3. К определению искомого направления или курса по Луне
     
    Совместить секцию "новолуние" в (рис.3, положение а) лунного кольца 3 с моментом времени наблюдений на диске 1. (На рис. 3 секция "новолуние" установлена на 16 ч 30 мин).

    Установить визирную планку на секцию возраста Луны в данный день или в соответствии с видом фазы видимой на небе Луны С (рис. 3, точка б).

    Поворотом всего прибора совместить направление визирной планки с Луной. Заметить через отверстие 7 направление на S (юг), а затем выбрать любое искомое направление или курс.

    Точность ориентирования


    Рекомендуется определять направление (курс) несколько раз подряд, тогда точность и надежность повышаются и могут достичь 2-3°.

    По Луне ориентирование хотя и проще, но грубее, и полученное значение направления может находиться в пределах 14-15°. Причем возраст (В) Луны можно с точностью 1-2 дня вычислить по известной формуле

    В = Д + N + Л

    где Д — дата (число месяца); N — номер текущего месяца; Л — "лунное число", которое можно определить по мнемоническому правилу: "Напиши два раза последнюю цифру года ±20 — это и будет Л".

    Поскольку В всегда меньше 30 дней, Прибор как новый образец солнечных (лунных) часов позволяет также определять местное, поясное и стандартное время (декретное и летнее), его можно использовать при спортивном ориентировании по светилам, но для этого потребуются дополнительные пояснения.

    Примечания


    1. Патент № 2105266 "Ручной солнечный компас Голубева (лунно-солнечный ориентир)". — Бюлл. изобр., 1998, № 5 (22 февраля).


    Понравилась ли вам эта статья?
    +4

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Испытания пяти надувных лодок под подвесной мотор 15 л.с.
    Испытания надувной мотолодки «Фрегат-380FM»
    Испытания стальной моторной яхты «Pedro Solana 38»
    Испытания итальянского каютного катера «Sarnico 43»
    Испытания яхты прямоштевника проекта «Рикошет-930»
    Испытания надувного парусного катамарана «Тайфун»
    Выбор трейлера для перевозки лодки
    Лаг из подручных средств
    О пользе буйрепа с томбуем
    Способ крепления галсового угла небольшой яхты
    Непродуваемый, непромокаемый, дышащий и плавающий комбинезон «Ursuit»
    Выбор современной туристической палатки
    Зимняя рыбалка в Восточной Лапландии (Ловозерский район)
    Три варианта переделки мотолодки «Прогресс-4»
    Дополнительные паруса на разборной лодке «Простор»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Самодельный ручной компас солнечный или лунно-солнечный

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Испытания финского катера дэйкрейсера «Karnic Bluewater 2250»
    Испытания снегохода «Yamaha Bravo BR250T»
    Испытания аэролодки «Panther» на снегу и льде
    Советы по выбору и покупке новой лодки
    Соревнования по троллинговой ловле лосося в Швеции
    Испытания новой моторной лодки «Дельта-Т»
    Испытание аэроджипа «Пегас» на воздушной подушке
    Аварийность маломерных судов в цифрах и фактах
    Вторая версия яхтенного симулятора «Virtual Skipper»
    Камбузная мойка на базе автомобильного омывателя
    Транцевый трап и замена винта на ПМ
    Приборная панель на «липучке»
    Где пошить прочный и водонепроницаемый тент для лодки
    Краспица на бермудском парусном вооружении
    Идея чартерной рыбалки


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 47 + 20 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории