Редакция "КиЯ" уже неоднократно знакомила читателей с продукцией финских фирм из малюсенького городка Ахтари: "Силвер" и "Бустер" (см. №170 и №172). Эти "близнецы-братья" методично производят из морского алюминия практически однотипные мотолодки и очень активно продвигают товар на бурно развивающийся российский рынок. В середине мая нашему корреспонденту удалось не только воочию понаблюдать за всеми секретами рождения катера на крупнейшем в Европе предприятии такого рода, побеседовать с его первыми лицами, но и поучаствовать в ходовых испытаниях их самой титулованной модели. Перед вами отчет о "Бустерах".
Начну с этимологии: ранее мы без запинки называли эти мотолодки "Бастерами", что оказалось совершенно неверным, да и само словцо это ничего не обозначает. Просто около 25 лет назад известное теперь название и логотип с забавной рожицей были предложены одной финской дизайнерской фирмой и утверждены "Фискарсом", владеющим 100 % акций компании "Инха воркс", производящей сегодня семь моделей надежнейших катеров под именем "Бустер".
"Фискарс" — одна из старейших транснациональных компаний в мире (год образования — 1649-й), имеющая в наши дни отделения в 14 странах мира, в том числе и в России (нынче она называется уже не "Производства фон Юлина", как было принято до большевистского переворота, а ЗАО "Балтик тулс"), ее оборот в 2002 г. составил более 800 млн. евро. Специализация — различные предметы садового инвентаря, металлические изделия бытового строительного назначения, разносторонние инвестиции (к примеру, "Фискарс" — крупнейший акционер судостроительной компании "Вяртсиля"), операции с недвижимостью — только в Финляндии им принадлежит 15 000 гектаров земли, 100 озер и 250 км береговой линии. Как видите, молчаливые скандинавы оказались чрезвычайно денежными хлопчиками.
Лодками концерн "балуется" с 1953 г., и теперь уже вряд ли кто вспомнит, как в действительности родилось это направление. Вначале, правда, лодки именовались "Келло" — по имени местечка Келлокоски, что в 40 км от Хельсинки, а после передислокации в 1975 г. производства в Ахтари модельный ряд обрел теперешнее название — "Бустер". ГЪродишко был выбран совсем не случайно, там с 1841 г. на речке Инха располагалось предприятие по производству металлических изделий, инкорпорированное в состав "Фискарса" в 40-х гг. прошлого столетия. Конечно же, в XXI в. "Инха воркс" уже не имеет собственной электростанции на речке и подковы для лошадей давно не выпускает, но даже сейчас из 200 наемных работников в Ахтари лишь 90 человек круглый год числятся по лодочному хозяйству, остальные ежедневно и в огромном количестве производят оконные и дверные петли, болты и скобы для крепления железнодорожных рельсов, бытовые нагреватели. В денежном выражении компания "обернула" за прошлый год 23 млн. евро, из которых 13.552 млн. пришлось исключительно на "бустерные" вариации. Причем 10% суммы продаж лодочного департамента занимают всевозможные аксессуары (хардтопы, тенты, релинги, сиденья, консоли, стеклоочистители и тому подобные тюнинговые прибамбасы, ведь основная концепция компании — "одна модель — много лодок").
К 2005 г. инховские катеростроители планируют одолеть цифру в 16 млн. евро, что, по моему мнению, сделать будет достаточно просто — благодаря отменному качеству, хорошей мореходности и высокой безопасности продукция под маркой "Бустер" и сейчас чрезвычайно востребована в северных странах, а расширять производство более чем на 15% в год на "Фискарсе" просто не принято.
Основное рыночное пространство данного лодочного брэнда — естественно, близкая сердцу Скандинавия, скалистые рельефы и частые непогоды которой, собственно говоря, и предопределили рождение сверхпрочной и невероятно остойчивой мотолодки. В 2002 г. на родине "Инха" успешно продала катеров на 6.627 млн.евро, в Швеции — на 4.498, в Норвегии — на 1.044 млн. Следующей идет Германия с продажами на 550 тыс. евро, где более половины обозначенной суммы приходится на госзаказ (от полиции, пожарных, спасателей), что, зная педантичных немцев, не распыляющих народные средства попусту, создает "Бустерам" прекрасную долгоиграющую рекламу В южные страны продаж пока не осуществляется, хотя попытки внедриться на Лазурный берег Франции лет 10 назад все-таки предпринимались, но произошла незадача. Дело в том, что в конструкции "Бустеров" используется многослойная фанера с темным покрытием, что совершенно неприемлемо для жаркого юга. С прошлого года компания под именем "Фискарс" начала активно вторгаться на перспективный для любого солидного производителя североамериканский рынок.
Из прочих стран, а всего их девять, в России реализуется более 50% товара, что очень даже неплохо, ведь на нашем рынке "Бустер" присутствует всего-то два полных года.
— Сколько бы вы хотели продать "бустеровских" корпусов на одной шестой части света? — Интересуюсь у Юхи Левтинева, начальника катерного направления "Инха воркс".
— Мы были бы счастливы увидеть цифру 100, — без тени смущения отвечает спокойный финн. — Думаю, что сделать это будет несложно, ведь уже за четыре месяца текущего года мы перекрыли прошлогодний объем продаж в России с помощью эксклюзивного дистрибьютора "Форс марин", а озерный рельеф у вас, особенно на Северо-Западе, подобен финскому. Тут никакой эхолот не поможет, с современными моторами и до " раз" не успеешь сосчитать, как на камни вылетишь! — Юха двумя ладонями образно демонстрирует, как происходит эдакое несчастье. — Пластику или надувному баллону — хана, а нашему 4миллиметровому некрашеному алюминиевому борту — не шибче вечернего поцелуя. Не страшен "Бустерам" и лед! 95% катеров, выпущенных компанией за 25 лет, используются до сих пор, и в год лишь две-три лодки возвращаются обратно на завод для ремонта, хотя мы даем шестилетнюю гарантию на сварку, стрингеры, реданы и сам корпус. Иногда, конечно, бывают невероятные случайности. Например, сейчас у нас в ремонт поступил катер, который уронили с большой высоты при погрузке.
— Именно из-за условий эксплуатации "Инха" не окрашивает корпуса "а-ля автомобиль"?
— Наши лодки предназначены в первую очередь для любых рекреационных целей в сложных навигационных условиях, мы не ставим задачу выиграть спортивные состязания или покрасоваться на публике. Отличительные черты "Бустеров" — исключительная надежность, безопасность и износостойкость. — Вступает в разговор высокорослый Тапио Экола, начальник экспортного департамента компании. Тапио имеет право говорить с уверенностью и расставлять знаки препинания, ведь он на "Инха воркс" уже 14 лет, и ему отлично знакома даже последняя здешняя амбарная мышь. — Плюс к этому покраска лодок значительно увеличивает стоимость изделия, что впоследствии потребует дополнительного ухода за корпусом — царапины не заставят себя долго ждать. А у большинства владельцев "Бустеров" просто нет времени возиться с катером, ведь в жизни и так немало проблем. Наша же продукция, состоящая из специального алюминиевого сплава, пластика и водостойкой фанеры, требует лишь периодической мойки, вот и все! К тому же "бустеровские" конструкторы считают, что образующиеся на корпусе с течением времени окислы алюминия лишь увеличивают его защиту от коррозии и улучшают ходовые качества лодки. В будущем будем красить корпуса, предназначенные только для американского рынка, так нам советуют дотошные маркетологи.
— А планируете вы что-нибудь создать специально для российского покупателя, так, чтобы ничего отвинтить и украсть было невозможно.
— Все зависит от рынка и желания потребителя, — рассуждал опытный финский экспортер. — Например, после появления четырехтактников нам пришлось увеличить размеры модели "S" с 4 до 4.60 м. То же произошло и с "Магнумом": если первый вариант был длиной 6.2, то сейчас уже 6.7 м. На прошлой неделе японцы демонстрировали в Португалии новый 300-сильный мотор. Может, и опять "бустеровскому" флагману придется подрасти. Не думаю, конечно, что мы в обозримом будущем станем выпускать корпуса длиннее 7.5 м. Если же вашему покупателю понадобится что-нибудь особенное, то при условии заказа 50 лодок мы готовы выдумать нечто заковыристое. А против воришек нам приходится кумекать и в Скандинавии — "бустеровские" катера настолько популярны на вторичном рынке, что с этого года пришлось сразу на предприятии выбивать прямо на корпусе идентификационный номер и добавлять в носу дополнительную прочную скобу для замка или цепи.
Мы с Тапио бродим по заводу, где 5000 м2 отдано исключительно под лодки. Именно отсюда в прошлом году вышли 2650 катеров "Бустер" семи моделей. По количеству на первом месте (800 корпусов размером 4.90х1.97 м) стоит рассчитанный на шесть человек под 30-50-сильным двигателем "L". По денежной массе лидирует "мерседес" компании — "Magnum" (6.70x2.40 м, восемь человек, двигатель на 100200 л.с.; по заводской статистике, 80% клиентов ставят на эту модель двигатель категории "200+"). Представленный широкой публике в 2001 г. этот проект мгновенно удостоился главного приза Скандинавии на выставке в Стокгольме. О нем я расскажу подробнее немного ниже, ибо автору удалось не только потереть ладонью глянцевые борта катера, но и за неполных девять секунд вывести его на уверенный "глисс" в реальных условиях с шестью полновесными пассажирами на борту.
В цехах "Фискарса" чистенько и неторопливо и, по-моему, ничего не запирается от пришельцев. Мне разрешили совать нос везде и всюду, за исключением фотографирования импровизированной колыбели для "Магнумов", где все мудреные процессы, включая и наполнение полиуретаном, происходят на одном "верстаке". Эта единственный катер, раскрой корпуса которого производится не в Ахтари.
Днища всех моделей, за исключением "XL" (5.30х2.05 м, семь человек, двигатель мощностью 50-90 л.с.), делаются из одного цельного алюминиевого листа. Модели "L" и " XL" по желанию заказчика могут быть оборудованы "хардтопами" за дополнительные 3000 американских долларов. Самая маленькая в модельном ряду — "XS" (4.15х1.65 м, четыре человека, двигатель — 5-15 л.с.) — выпускается с нехарактерным для "Бустера" острым носом и клепаным дном. В прошлом году эта лодка выиграла в Швеции тест по безопасности в своем классе, где участвовало девять конкурентов.
Морской алюминий (алюминиево-магниевый или алюминиево-кремниевый сплав) поступает в Ахтари из США, Англии или Германии. В отдельных частях катера может использоваться до шести различных толщин металла. Эти цифры выглядят так: для днища "XS" — 2 мм, "S" — 2.5 мм, " M" и "C" — 3 мм, "XL", "XXC" и "Magnum" — 4 мм.
Стрингеры и реданы педантично привариваются вручную с использованием технологического оборудования шведской фирмы "ESAB". По мнению Тапио, главное тут — знать алгоритм точек сварки. Точно выполняя инженерные установки, сварщик в суконной "буденовке" превращает неказистую заготовку в привычную глазу морскую реальность. Швы, конечно, не отличаются особой гладкостью, зато вселяют в тебя законное чувство уверенности в завтрашнем дне, как при знакомом нам утопическом социализме. Хоть пинай приваренные реданы сапогом 47-го размера, хоть колоти кувалдой, а структуры не разрушишь — это "наши" лодки! Исподтишка наблюдая за кропотливой мастерской работой неторопливых финнов, я невольно вспоминал могучие руки стеклодувов, создающих из бесформенной расплавленной массы аллегорическое чудо. Тут было что-то общее, наверное, состояние души...
— Если есть опыт и знания, — поучал меня Тапио, — алюминиевую лодку сварить и собрать невероятно легко. Отличительная черта всех "Бустеров" — это не только взаимозаменяемость отдельных элементов на различных моделях, но и заполненные под давлением полиуретаном призматические борта. Наполнение производится на специальной установке при температуре 60°. На каждый корпус уходит около полутора часов. Полиуретан придает алюминиевому борту законченный вид, обеспечивает безопасность плавания, а также уменьшает вибрацию и шум, улучшает стабильность хода.
Добавлю от себя, что даже визуально можно отметить, как отличается поверхность борта до наполнения пеной и после него.
— Кто же ваши основные конкуренты на сегодняшний день?
— В Европе продукция "Фискарс" конкурирует лишь с пластиковыми катерами, по алюминию мы давно стоим на первом месте. Достойные соперники есть лишь в США, где около половины катерного рынка заполнено алюминием. — Тапио подводит меня к чему-то плотно зачехленному на трейлере. — Вот погляди, свежайший "Tracker Tundra". Мы его специально приобрели в Штатах за 14 тысяч долларов, чтобы руками пощупать тенденции у основного конкурента.
Что и говорить, полированный борт "американца" выглядел очень достойно и блестел на порядок дороже "Бустера".
— А как же друзья из "Силвера"?
— Мне не терпелось поскорее узнать правильный ответ от первого лица и, наконец, разрешить недавнюю интригу, что заварилась на лодочном рынке Питера, где успешно продаются обе модели.
— Они нам не конкуренты — производство раз в десять мельче "фискарского", не будем их и упоминать. Да и продают эти лодки практически только на экспорт. — До этого разговорчивый собеседник явно не проявил желания усугублять данный щекотливый вопрос. — Мы считаем, что "Силвер" не испортил "бустеровские" разработки, которые копировал один в один, но и не сказал ничего нового, разве что в вариациях на тему "хардтопов", кают и рыболовных консолей.
Что ж, отрицательный ответ в такой ситуации иногда дает положительный результат, как любят выражаться грамотные экспериментальщики.
Крепко пообедав котлетами с картошкой в рабочей столовой "Фискарса", мы отправились на ближайшее озеро, где у компании имеются и дом, и деревянные боны, к которым уже был причален навороченный "Магнум" за 25 тысяч долларов с 200-сильным четырехтактником на транце.
На "Бустере" не отдают предпочтения какому-либо определенному моторному брэнду, хотя и питают слабость к четырехтактникам. Естественно, раз лучший в мире кофе варят в Финляндии, то и подвесники тут должны быть не последнего ранжиру! В России компания планирует ориентироваться на "хондовскую" сеть, значит — вперед, четырехтактники!
"Магнум" выглядел очень солидно и просторно, хотя рундуков на катере было великое множество.
— Этот специально рассчитан на три ящика пива, — смеялся Юха, открывая главный рундук, расположенный прямо под консолью управления. — Причем материал как хранилищ, так и пассажирских сидений исполнен из твердого полиэтилена — и рукам тепло в холодную погоду, и не ломается. — Тут начальник производства вдруг что есть мочи принялся пинать импортными ботами одну из сидушек, словно я пытался усомниться в его словах.
Сомнений в надежности катера не было, за исключением носовых релингов — уж больно хлипковаты, приличных размеров дядя вряд ли будет доволен нежным "перильцем", привернутым к корпусу всего несколькими шурупами, нет — это не по-нашенски, не по-буржуински.
Все остальное на первый взгляд выглядело и надежно, и эргономично. Оригинально была решена проблема с хранением тента (эту опцию можно приобрести за 2500 долл.) — он компактно убирался в спинку заднего сиденья. Оно состоит из трех секций — центральной стационарной и двух боковых, которые можно по полозьям полностью задвинуть в кормовое пространство, что очень удобно при вываживании крупной рыбы.
Два капитанских кресла соответствовали уровню катера, хоть развались и сигару кури на полном ходу. В центре консоли оборудован проход, состоящий из двух отдельных дверей. Даже на скорости более 55 уз можно безбоязненно хлопать дверьми и ходить туда-сюда (автор это проделал собственноручно) — даже в открытом состоянии дверца надежно удерживается специальным креплением.
Про ходовые испытания упоминать, пожалуй, нет смысла — ну гоняли мы со скоростями более 80 км/ч, ну разворачивали на полном газу и влево и вправо, ну вжимало в кресло при разгоне, все одно — никакого экстрима, "Магнум" стоял, как влитой, на всех режимах работы двигателя и при любых маневрах! С одного боку, обещанная каталогами надежность, с другого — одна скукота. Ну что за испытания, когда никто и штанов не замочит.
Было лишь желание "всадить на хвоста" этому устойчивому "бустеровскому" упрямцу вышеупомянутую "трехсотку".