Основные данные РИБа "Фаворит F500A"

Длина, м: | |
- наибольшая | 5.00 |
- жесткого корпуса | 4.30 |
Ширина, м: | |
- наибольшая | 2.07 |
- жесткого корпуса | 1.56 |
Материал жесткого корпуса | АМг-5М |
Грузоподъемность, кг | 1000 |
Пассажировместимость, чел. | 8 |
Мощность мотора, л.с.: | |
- рекомендуемая | 50 |
- максимальная | 70 |
Высота транца, м | 0.51 (L) |
Вес, кг | 320 |
Цена, евро | от 6700 |
— Это же надо было додуматься — выставить совершенно "сырую" лодку на тест "Катеров и Яхт"! — Ворчал конструктор алюминиевого корпуса Вячеслав Чупайло, не отрывая взгляда от улетающего вдаль по реке детища с солидной компанией на борту. — Ну куда их понесло?! Я же ясно сказал — несколько раз пройти рядом, чтоб я увидал, как она ведет себя на ходу!
Волнение нашего давнего знакомца (заодно и автора алюминиевых корпусов упомянутых выше "Кайманов") было вполне понятно, но переживал он напрасно — занесенные в блокнот результаты скоростных испытаний, покоившиеся у меня в кармане, равно как и первые впечатления, без всякого вспомоществования электроники оставшиеся в голове, неопровержимо свидетельствовали: основа для очередной серии с индексом "А’ заложена более чем добротная. С учетом того, что экземпляр на тест был предоставлен опытный, задача ставилась узкая: попросту испытать возможности нового корпуса, поэтому на всякие "бытовые" мелочи вроде отсутствия нормальных пассажирских сидений или рундуков я не стал обращать особого внимания.
— Алюминиевые "Кайманы" нашли своего потребителя, но подобные РИБы больше относятся к деловым и даже рабочим, а их пользователям нужен "оперативный простор", — поведал мне Дмитрий Одаренко, коммерческий директор компании "Верфь малого судостроения "Литек", разработавшей и изготовившей по заказу "Мнев и К" легкосплавный корпус. — Многие просили сделать нечто вроде "Каймана-А — РИБ с алюминиевым сварным корпусом, столь же не боящийся подводных камней и столь же мореходный, но с более широким кокпитом. При этом и осадку, и стояночную остойчивость новой лодки надо было оставить в тех же пределах, что и у "Каймана". Вячеслав, на мой взгляд, нашел разумный компромисс: выполнил лодку по довольно редкой в наши дни тримаранной схеме.
Тримаран — это "вещь в себе" и от некоторых недостатков, как и любые "компромиссные" схемы, не свободен. Честно говоря, я приготовился к худшему. Но для экономии места в журнале (статья оперативно сдавалась в номер перед самым его выходом) лучше я изложу свои основные впечатления "телеграфным стилем".
За рулем — только водитель
Выход на глиссирование — как по рельсам, практически без кормового дифферента, разгон быстрый и при этом плавный. Где-то после 50 км/ч сама собой возникает обычная "тримаранная" проблема — резкая самопроизвольная раскачка с борта на борт, которую способны еще более усугубить продольная кильватерная волна от идущего параллельным курсом катера либо попытка заложить резкий вираж. Наиболее вероятная причина примерно такая: один из бортовых спонсонов, "зацепившись" за воду, выталкивается, вызывая тем самым погружение в воду спонсона противоположного борта, потом наоборот, и — "процесс пошел". Активная работа штурвалом не помогает, попросту слегка сбрасываю газ.
Подсаживаю пассажира
Вначале второй участник испытаний устраивается по соседству со мной на кормовом водительско-пассажирском сиденье. Лодка ведет себя точно так же, как описано выше, и на максималке, когда начинается бортовая раскачка, мой сосед поспешно хватается за поручень на консоли. Прошу его пересесть в нос — честно говоря, не на самое комфортное место — и каким-то волшебным образом бортовые "прихваты" почти прекращаются.
В повороте лодка идет практически без крена, но такое на тримаранах мы уже не раз проходили. Не качнет ли наружу поворота? Нет, алюминиевый "Фаворит" и не думает поступать подобным образом. Правда, траектория циркуляции с полного хода более чем пологая.
С полной нагрузкой
После появления на борту уже второго пассажира обо всякой "экстремалке" можно прочно забыть — никакой раскачки, лодка уверенно "стоит" и на тихой воде, и на кильватерной волне от соседнего катера, мягко и без брызг преодолевая ее под всеми мыслимыми углами. Выход на глиссирование по-прежнему ровный, "без напряга". Столь же ровной оказалась и зависимость максимальной скорости от нагрузки: каждый из трех новых пассажиров "стоил" мне и экспериментальному "Фавориту F500A" ровно по 2 км/ч на 80 кг живого веса — прямо, как в аптеке.
Краткие итоги
"Бронированная" алюминием тримаранная серия "Фаворит" явно имеет право на жизнь — задачи, поставленные перед создателями корпуса, решены если не на все сто, то на девяносто процентов точно. Проблемность поведения опытного образца при малой нагрузке могут осудить лишь спортсмены, но протестированная "с пылу с жару" новинка на эту категорию водномоторников и не рассчитана. "Хозяйственный", деловой РИБ любит нагрузку, и этим все сказано. В общем, основа заложена, и основа по-хозяйски обстоятельная и добротная.