Просмотрев ряд наиболее известных справочников, а также воспользовавшись рекламными объявлениями в Интернете, найти хотя бы одно более-менее вразумительное предложение по пошиву водно-моторных тентов не удалось.
В России сегодня не наберется и десяти фирм, шьющих такие тенты, существующие же не спешат рекламироваться. Спрос на рынке тентов для катеров и яхт превышает предложение в несколько раз, поэтому клиентов у таких фирм достаточно и без рекламы. В Москве помочь в этом водномоторникам помимо фирмы "СТЭМ-Т", которая занимается пошивом тентов для лодок пятый год из 14 лет своего существования (раньше она специализировалась исключительно на производстве туристского снаряжения и инвентаря), могут еще две-три организации. В Петербурге есть несколько фирм, которые шьют тенты для лодок, катеров и даже яхт, и прежде всего "Рос-Тэкс", однако основной источник их дохода — тенты для автомобилей.
Мастера на все руки
"Даже имея на руках необходимые материалы, далеко не каждый сможет шить тенты, — считает директор ООО Компания "СТЭМ-Т" Александр Блюдов, — конструкторов по тентам в вузах не готовят, поэтому они на вес золота".
Если мастер хороший, в совершенстве владеющий своим делом, то он сможет создать любое лекало. "Мы шьем тенты на все, что плавает, но в основном на маломерные суда, — рассказывает Александр Блюдов. — Максимум, что мы "одевали" — это 15метровую яхту".
Профессионалы подразделяют тенты на транспортировочные, стояночные, ходовые и для зимнего хранения. Транспортировочные должны защищать лодку при перевозках на любые расстояния, стояночные — обеспечивать комфортное пребывание на стоянке, а ходовые, соответственно, — на ходу. Функция тентов зимнего хранения — предохранять катер от снега и непогоды, поэтому к собственно тенту прилагается еще и навес. Такие конструкции стоят, естественно, дороже и имеют большие размеры, чем ходовые или транспортировочные тенты.
Ткани для тентов используются разные. "Брезент, хотя это уже прошлый век, — продолжает рассказывать А. Блюдов, — имеет спрос. День сегодняшний — это тентовые ткани, которые выпускают в Канаде, США. Для дорогих катеров и яхт мы шьем тенты в основном из канадской ткани "Sunbrella". Она из так называемой "морской коллекции" — не промокает, держит ультрафиолет, не выцветает, с маленькой усадкой (от 2.3 до 4.3% по длине и ширине)". Среди востребованных тканей — корейская "Cordura-1000".
Петербургские коллеги из фирмы "Рос-Тэкс", помимо тканей, которые необходимо сшивать, применяют специальные "сварочные" ткани — их склеивают на специальном аппарате. "Такова, например, ткань ПВХ фирмы "Ferrari" (Франция), — рассказывает старший менеджер "Рос-Тэкс" Татьяна Пасхина. — Ее тканевая основа с двух сторон покрыта поливинилхлоридным слоем, который расплавляется и склеивается под воздействием горячего воздуха". В ассортименте фирмы — тенты из брезента и капровинила (полиэстера), который с одной стороны также пропитан ПВХ.
По словам Т. Пасхиной, на катера чаще всего заказывают тенты именно из последней ткани, чему в немалой степени способствует наличие различных ярких расцветок. Хотя специалисты при выборе ткани для тента рекомендуют руководствоваться не только внешним видом, но и качеством. "Ткани не должны иметь лавсановую (капроновую) основу, — советует А. Блюдов. — Капрон менее долговечен, так как имеет тенденцию разлагаться на солнце".
"Ткань из капровинила прослужит год-два, — не скрывает недостатков Т. Пасхина, — однако этот материал более легкий и лучше сидит, чем склеенная ткань ПВХ, не говоря уже про брезент". Привычный российскому водномоторнику брезент хоть и дешевле других тентовых тканей, но менее удобен в применении, более тяжел. Кроме того, каждый знает, что останется от брезентового тента, если оставить его в мокром виде на песке — смело можно выбрасывать. Тенты из современных тканей при должном техническом обслуживании (сушке, пропитке швов, правильном хранении) могут прослужить пять-шесть лет, а ткань фирмы "Ferrari" — от шести до десяти лет. "У последней ткани усадки нет вообще. Тенты из других тканей растягиваются,потом приходится ушивать", — замечает Татьяна.
Точная выкройка — залог успеха
Лучше всего тент шить по точным выкройкам. Чем ближе к реальности чертежи, тем лучше будет сидеть на лодке ее "одежда". Поэтому в большинстве случаев профессионалы предпочитают сами снимать размеры и делать выкройки на каждый катер самостоятельно. Если размеры лодки позволяют, ее привозят на "осмотр" в мастерскую. Если же это сделать трудно, мастера выезжают на место ее стоянки. В последнем случае стоимость тента увеличивается примерно на 50%.
На серийные модели моторных лодок (а их около восьми) выкройки, как правило, имеются почти у всех мастеров по пошиву тентов. Если же катер нестандартных размеров, конструкции и т. д., заказчик может прислать размеры своей лодки хотя бы по факсу. "Мы изготовим тент в соответствии с этим, но ставить его придется самостоятельно", — уточняет Александр Блюдов.
В "Рос-ТЭкс" размеры снимают сами, подтверждает Татьяна Пасхина. "Правда, три раза мы шили тент для яхт, и каждый раз — по чертежам заказчика, так как в этих случаях снимать размеры самим гораздо сложнее", — замечает она.
Тентовые аксессуары
Сегодня в фирмах по пошиву тентов можно выбрать не только ткань, но и дизайн, дополнительные детали, например, вшить или вварить мягкие стекла. Причем последний вариант гораздо практичнее и надежнее, считает Т. Пасхина.
Среди аксессуаров современного тента — специальные "морские" молнии, кнопки и т. д. "Недавно видел новый катер, привезенный из Эмиратов, так там молния на ходовом тенте — одежная, тонюсенькая, — рассказывает Александр Блюдов. — Хороший катер испортили одной деталью. Уверен, что человек, купивший этот катер, — мой будущий клиент, поскольку ему придется шить новый тент". Для того чтобы тент не промокал, заказчик должен следить за тем, какие молния или кнопки ставятся на тент. Кроме того, необходимо обращать внимание на особенности конструкции шва — они должны быть достаточно прочными, поэтому ткань надо прострачивать два или даже три раза.
Цена — вопрос географический
Стоимость тента в Москве и в Петербурге рознится на порядок. В столице цены, к примеру, ходовых тентов, колеблются от 300 до 3500 долл. Правда, последняя цена относится к большим корабельным тентам, материала в каждом из которых хватит на пять стандартных "Казанок". Чтобы пошить в Москве хороший тент на ту же "Казанку 5М", понадобится около 650 долл. или около 580 без монтажа. В эту стоимость, кроме тента, входит каркас. "В такой ценовой нише мы шьем тенты типа полный трансформер", — говорят в фирме "СТЭМ-Т". Самый дешевый тент — брезентовый, для "Казанки 5М" в Петербурге он обойдется примерно в 2.5 тыс. руб., из капровинила — в 3.5 тыс. Тент на небольшую лодку из ПВХ ("Ferrari") будет стоить порядка 4.5 тыс. руб. Брезентовый тент на яхту среднего размера обойдется в 12 тыс. руб.
Срок пошива стандартного тента для катера — один-три дня, для лодок нестандартных моделей — две-три недели. На яхты тенты шить еще труднее и дольше, поэтому портные берутся за их изготовление с меньшей охотой, да и стоимость работы будет выше.
В большинстве случаев с заказчика при достигнутом соглашении о пошиве тента берется предоплата 50%.
Гарантийное обслуживание в разных фирмах колеблется от года до двух лет.