Немаловажный аксессуар водно-моторного обмундирования — чехол для подвесного мотора. Для бережного хранения и перевозки его необходимо достойно одевать. Конструкция лодочного мотора не дает простора для дизайнерских изысков при изготовлении чехлов для них. Поэтому, наверное, у разных "портных" они имеют одинаковую форму и цветовое решение диктуется не столько фантазией, сколько ценой на материал. Консерватизм в данном случае не является архаизмом. Наоборот, потребители этой продукции видят в строгости линий чехлов и тусклости их расцветки практичное решение. В Петербурге их шьют в пяти-шести фирмах.
"Обычно они представляют собой трехслойную конструкцию, — рассказывает Борис Филимонов, директор ООО "Джет Спорт" (Санкт-Петербург). — Верхний слой, как правило, шьется из корейских материалов разной плотности, мы, например, используем ткань "Кордура-600". Затем идут 5-миллиметровый наполнитель из пенополиэтилена и далее опять же корейская подкладочная нейлоновая ткань "Оксфорд 210". Дешевле всего материал защитного цвета, популярны черная и синяя расцветки. Компании, заказывающие чехлы оптом, партией по 10 штук для последующей продажи в магазинах, ориентируются на фирменный цвет мотора. Для "Honda" мы шили синие чехлы с нанесением логотипа, для "Меркури" — черные".
Основной материал чехла, изготовляемого в ООО "Шторм" (Санкт-Петербург), — нейлон с накатом из ПВХ. Внутри — подкладка с эластичным наполнителем толщиной 8 мм, который предохраняет корпус мотора при случайных падениях. Чехол закрывает мотор полностью. Имеется вырез для румпеля или транспортной рукоятки. "Наши конструкторы за образец берут лучшие зарубежные образцы, — делится опытом работы директор ООО "Шторм" Геннадий Пиданов. — У нас нет готовых чехлов, мы стараемся шить их на заказ, правда, стандартные, без учета особенностей марки мотора. Заказчики приходят из расположенной рядом фирмы "Мнев и К" по строительству и продаже катеров, которая предлагает покупателям все те же стандартные фирменные моторы.
На пошив одного чехла уходит порядка 2 м ткани, так что материал — не самое главное. Гораздо важнее крепеж лямок: чтобы они не отрывались от чехла при переносе мотора, необходимо лямки прошить не обычным швом, а зигзагообразным. Делаем мы и пластиковые ручки, усиленные ремнями, — для большего удобства при переноске. Регулируемые затягивающиеся ремни обеспечивают более строгую фиксацию мотора в чехле. Оптовые заказы, правда небольшими партиями, приходят обычно из регионов — Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и т. д."
Универсальных чехлов для всех подвесных моторов, по мнению профессионалов, нет и быть не может, так как габаритные размеры разных по мощности моторов различны. Например, в фирме "Джет Спорт" изготовляют чехлы трех размеров в зависимости от величины двигателя (мощностью 2-3, 48 и 10-30 л.с.) и двух вариантов расположения: левого и правого в зависимости от того, на который бок его можно положить — левый или правый соответственно (совпадает с бортом лодки; определяют, когда мотор висит на транце, стоя к нему лицом). Чехлы для моторов более 90 л.с. (обычно зарубежных производителей, таких как "Honda", ‘Johnson", "Mercury", "Yamaha" и др.) шьют только народные умельцы, найти которых можно почти в любом яхт-клубе.
В последнее время потребители данной продукции все чаще высказывают пожелания, чтобы форма чехлов варьировалась в зависимости от модели мотора. Такая тенденция, наметившаяся в связи с появлением разнообразных двигателей зарубежного производства, не очень устраивает "моторных модельеров". "Нам проще работать, "причесывая" заказчиков до единого знаменателя, — признается Борис Филимонов. — Чехлы для подвесных моторов — не главное направление деятельности нашей компании. Их мы начали шить три-четыре года назад, тогда как фирма существует уже девять лет и основывалась как компания по производству спортивной экипировки для альпинизма, виндсерфинга, кайтинга, сноубординга, бодибидлинга и т. д."
В московской фирме ООО "ФТЛ-Д" шьют чехлы для подвесных моторов из материала "Кордура-900", также корейского производства. Эта ткань имеет внутреннюю пропитку (ПУ), которая, в отличие от наружной пленки (ПВХ), более износостойкая и прочная на разрыв, а также защищена от режущих частей. Например, если ПВХ порезать, то ткань будет сыпаться дальше, а ПУ — нет". В отличие от петербургских производителей, стремящихся унифицировать чехлы, москвичи готовы принимать индивидуальные заказы.
"Заказчик просто снимает размеры и передает их нам, — поясняет директор этой фирмы Алексей Волков, — а затем наши конструкторы разрабатывают оригинальные лекала". Стоимость такого чехла — порядка 2000 рублей. А вот стандартные, поточные, чехлы в Москве дешевле, чем в Петербурге — от 500 рублей.
В городе на Неве, как правило,новоиспе-ченные "моторники" заказывают чехлы стоимостью от 3000 рублей из французской ткани "Феррари" или ее китайского аналога, последние тянут на 1000 рублей. В прошлом сезоне чехлы в рознице в зависимости от размеров стоили: для мотора мощностью 23 л.с. около 800 рублей, для мотора в 4-8 л.с. — около 1000 рублей, для мотора 10-25 л.с. — от 1200 рублей. В этом году, по-видимому, их стоимость увеличится примерно на 10%. Если же воплотится мечта господина Филимонова и его помощников и они создадут универсальный чехол с двухсторонней укладкой, то он будет стоить еще дороже. В Петербурге продают и готовые чехлы из стран Скандинавии стоимостью от 100 евро.
В Москве также есть еще несколько фирм, кроме названных, где шьют чехлы в основном по заказу владельцев зарубежных "железных коней". "Я не помню случая, чтобы кто-то заказал чехол для мотора "Вихрь", — замечает Алексей Волков. — это невыгодно владельцам мотора: стоимость чехла чуть меньше стоимости самого двигателя".
За год как в Петербурге, так и в Москве, продается примерно 300-400 чехлов, при этом большая часть уходит в период с апреля по август. В "мертвый" сезон удается продать всего чехлов пять. Однако, по словам Геннадия Пиданова, никто не может точно сказать, сколько, например, в Петербурге шьется и продается чехлов для подвесных моторов из-за большого количества частных мастеров.
Срок пошива чехла колеблется от недели до двух.