Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Консультации / Опыт эксплуатации / 2004 год / Испытания гидрокартинга катамарана «Gemini ZapCat ZX-1»
    Краткое оглавление
    Основные данные катамарана "Gemini ZapCat ZX-1" Под знаком близнецов Полет нормальный Резюме


    Подкатегории раздела
    Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Испытания крейсерско-гоночного катамарана «Артмарин-26»
    Испытания катамарана «Альбатрос» в аэродинамической трубе
    Испытания разборного парусного катамарана «Ветер»
    Испытания надувного парусного катамарана «Тайфун»
    Проект гоночно-крейсерского катамарана «Замбар»
    О ходе катамарана с большими углами крена
    Проект крейсерского катамарана «Нептун»
    Подвесной мотор «Ока» проходит испытания
    Водометный катер «Изумруд» проходит испытания
    Дюралюминиевая мотолодка «Прогресс» проходит испытания
    Конструкция парусного катамарана из байдарок «Ладога»
    Испытания дюралевой лодки «МКМ»
    Экраноплан «KAG-3» и его испытания
    Постройка и первый поход парусного катамарана «Перун»


    Испытания гидрокартинга катамарана «Gemini ZapCat ZX-1»

    Год: 2004. Номер журнала «Катера и Яхты»: 191 (Все статьи)
              0


    Этот необычный аппарат, к которому с трудом применимы привычные термины вроде "лодка" или "судно" — настоящий космополит. Изобретен он в Австралии, производится в ЮАР (у компании "Gemini Inflatables" сразу две равноправные штаб-квартиры на соседних материках — в Кумере и в Кейптауне), а главное событие с его участием на протяжении уже нескольких лет происходит в Англии, где кольцевые гонки в зоне прибойной волны на катамаранах "ZapCat" собирают десятки экипажей. С недавних пор благодаря инициативе петербургской компании "Баджер" у "ZapCat" появилась возможность продемонстрировать свои бойцовские качества и на российских трассах — в частности, этот надувной катамаран уже дважды побеждал на традиционных соревнованиях на приз "КиЯ", проводящихся в рамках Петербургской бот-шоу.

    Основные данные катамарана "Gemini ZapCat ZX-1"


    Информация об изображенииМотолодка "Gemini ZapCat ZX-1" на ходу
    Мотолодка "Gemini ZapCat ZX-1" на ходу
     
    Длина, м4.1
    Ширина, м2.02
    Сухой вес, кг80
    Высота транца, м0.38
    Мощность ПМ. л.с.:
    - максимальная70
    - рекомендуемая50
    Надувные баллоны:
    - материалПВХ
    - плотность, г/м21100
    - диаметр, м50
    - кол-во отсеков4+2
    Пассажировместимость, чел.5
    Цена, долл4449

    Испытатели "КиЯ" тоже не чужды скорости и спортивному азарту, поэтому предложение опробовать "ZapCat" в деле было воспринято с энтузиазмом. Испытания мы провели в два этапа, чтобы обеспечить максимальное разнообразие условий — от предштормовой погоды с резкими шквалами и высокой волной до практически гладкой воды и легкого бриза.

    Под знаком близнецов


    "Gemini" в переводе с латыни — "близнецы". Не правда ли, хорошее название для фирмы, которая большую часть своих судов строит по катамаранной схеме! Достоинства катамарана давно оценили в первую очередь гонщики: это и высокая маневренность, позволяющая закладывать крутые повороты на максимальной скорости, и образующаяся в пространстве межкорпусного тоннеля "воздушная подушка" — двухкорпусник буквально летит над водой, едва касаясь ее кормовыми оконечностями спонсонов. Недаром королева водно-моторного спорта — "Формула-1"—базируется исключительно на катамаранных корпусах.


    "ZapCat" может по праву считать себя ее близким родственником, поскольку все основные принципы гоночного катамарана реализованы здесь в полной мере — длинные килеватые корпуса, "мост" с носовым обтекателем, обеспечивающий аэродинамическую разгрузку на ходу... Конструкция у него, конечно, попроще, и если проводить автомобильные параллели, то это скорее не "формульный" болид, а карт. Главное же отличие "ZapCat" от прочих гоночных катамаранов в том, что корпуса у него надувные.

    Килеватость их обеспечивается дополнительными баллонами меньшего диаметра, упрятанными в узкие профилированные "карманы" на днищевых поверхностях основных спонсонов. Наряду с надувными корпусами "раму" моста образуют вклеенные в них носовой "шпангоут" с пластиковым обтекателем и транцевая секция из алюминиевого профиля. Окончательную жесткость конструкции придает трехсекционный пластиковый пайол толщиной около 15 мм, устанавливаемый враспор между спонсонами. Между собой секции соединяются алюминиевыми "замками" и заводятся в канавки накладок из ПВХ, приклеенных к внутренним поверхностям баллонов.

    В принципе, все это позволяет отнести "ZapCat" к категории если не разборных, то, по крайней мере, складных лодок. По словам представителей "Баджера", с первой сборкой катамарана они провозились около двух часов, но с приобретением навыка на это стало уходить вдвое меньше времени. Правда, тогда на лодке еще не было установлено дистанционное управление, снимать и ставить которое тоже не так-то просто. Владелец "ZapCat" наверняка остановится на "сезонной" сборке-разборке — на зиму объемистый пакет можно пристроить в обычном гараже по соседству с машиной.

    Кстати, монотипы "ZapCat", участвующие в гонках на прибойной волне, управляются обычным румпелем, а экипаж состоит из двух человек — пилота и... Нет, не пассажира, а полноправного члена экипажа, на которого возлагаются примерно такие же обязанности, что на колясочника в мотокроссе — перемещением собственного веса регулировать крен и дифферент, оперативно отрабатывая "ухабы". Для гонок наличие такого помощника определено правилами, но в обыденной жизни наверняка найдется немало желающих "прохватить" на "ZapCat" в одиночку, а вот тут-то по причине некоторых его особенностей управиться с румпелем непросто. Именно это побудило специалистов "Баджера" оборудовать катамаран дистанционным управлением, окончательно превратив его в некое подобие "водного карта".


    Полет нормальный


    Информация об изображении"Взлетание" катамарана на скорости
    "Взлетание" катамарана на скорости
     
    С погодой на первом этапе испытаний нам повезло — скорость ветра, дувшего из-под грозовых туч, достигала 10-12 м/с, на просторе Финского залива вспыхивали и гасли белые барашки. Более-менее тихую воду не удалось найти и в относительно прикрытой от ветра Малой Неве — даже здесь гуляла волна 0.3-0.5 м высотой. Скорее за руль!

    Посадка водителя — самая что ни на есть картингисгская. Ковшеобразное пластиковое сиденьице установлено прямо на пайоле безо всякого возвышения, и устраиваешься на нем, по-кукольному выставив ноги вперед. На поперечной балке — крошечная "баранка" и тахометр, справа — стандартная рукоятка газа-реверса, которой оставлена только функция переключения передач: в силу ряда причин, о которых чуть ниже, газ по-спортивному управляется педалью.

    Отклик на педаль поразительный — "ZapCat" буквально выстреливает вперед. Кормового дифферента нет и в помине, и определить момент начала глиссирования практически невозможно. При виде катящих навстречу волн, которые кажутся еще выше из-за низкой посадки, поначалу возникает инстинктивное стремление сбросить газ, но сразу понимаешь, что это ни к чему, и выжимаешь педаль до упора. Катамаран буквально летит над волнами, не испытывая жестких ударов — только когда высота их достигает полуметра, на полном ходу начинает потряхивать.

    А между тем берег продолжает улетать назад, и за выходными буями фарватера волны на глазах становятся все выше и круче. Вдобавок, навстречу налетает шквал, подернувший их склоны серой рябью. Те, кто гонялись на катамаранах, наверняка уже поняли, к чему это привело — встречный ветер выдернул "ZapCat" из волы, словно пушинку. Хорошо, что под ногой педаль — сбросить газ обычной рукояткой вряд ли удалось столь расторопно! Так что эффектным "подлетом" под углом около 45° все и ограничилось — переворота через транец удалось избежать. После небольшой тренировки, когда пришло понимание возможных последствий совместного влияния ветра и волны, подобный трюк удалось пару-тройку раз осуществить уже намеренно — просто ради собственного удовольствия. Как, впрочем, и все прочие манипуляции с педалью и штурвалом: "ZapCat" удивительным образом способствует вырабатыванию не только столь ценимого спортивными натурами адреналина, но и эндорфина, именуемого в просторечии "гормоном радости".


    Информация об изображенииНесколько фотографий с испытаний "Gemini ZapCat ZX-1"
    Несколько фотографий с испытаний "Gemini ZapCat ZX-1"
     
    Но вот, наконец, мы с "ZapCat" и "уперлись": встречная метровая волна вкупе с ветром заставляют максимально сбавить ход, но и при этом сохраняется возможность продвигаться вперед, переваливая через гребни со скоростью около 15 км/ч. В наше оправдание можно добавить, что расстояние между валами не превышало длины корпуса нашей малютки! Развернувшись по волне, можно немного прибавить — примерно до 25 км/ч, а при движении вдоль гребня и вовсе дать полный газ. Лишь раз попался особо крутой и высокий вал, с которого носовая аэродинамическая насадка моста "сняла стружку", словно нож рубанка, отчего по лодке прокатилось литров сто воды. Ничего страшного — на плоской открытой платформе моста она не задержалась ни на секунду. Кстати, соответствующая экипировка понадобится и в более спокойную погоду — на мост то и дело залетают брызги, особенно на малом и среднем ходу.

    На втором этапе испытаний направление ветра позволило найти закрытые участки с практически гладкой водой, и мы решили поэкспериментировать с дифферентом, переставив упор подвески мотора на отверстие повыше (до этого он был максимально "поджат" к транцу, что в свежую погоду было оправдано). Надо сказать, что ощутимого прироста скорости мы не добились. Основное влияние на этот показатель по-прежнему оказывал курс относительно ветра — против ветра "ZapCat" за счет аэродинамической разгрузки идет заметно быстрее. К тому же, у нас есть все основания грешить на "боевой" мотор, явно не выдававший всей положенной мощности — судим об этом и по слышимым перебоям, и по непредсказуемым метаниям стрелки тахометра на полном газу. Лишь раз движок "очнулся" — обороты достигли отметки 5500, а скорость — 67 км/ч, но через пару секунд лодку опять словно ухватили за хвост: 58-62 км/ч в зависимости от ветра. (По словам представителей "Баджера", аналогичные показатели были в свое время достигнуты с "тридцаткой").

    Поведение в вираже — отдельная песня. Здесь "ZapCat" вполне сравним с "асфальтовым" картом. Циркуляция в три длины корпуса с полного хода для него не проблема. От более крутых поворотов удерживало лишь опасение вылететь за борт — сиденье на подобном аппарате следовало бы снабдить более основательной боковой поддержкой.

    Резюме


    Лодка мя тех активных натур, которые под словом "отдых" понимают скорость, спортивный азарт, борьбу с ветром и волной. Для выполнения каких-либо сугубо утилитарных и хозяйственных функций "ZapCat", как те же гидроциклы, вряд ли предназначен. Владельцам этих катамаранов стоило бы организовать фан-клуб — можно будет устраивать гонки не хуже, чем в Англии. Единственным недостатком этого необычного аппарата мы бы посчитали его цену — увы, но за громкое имя приходится доплачивать.

    Артем Лисочкин. Фото Алексея Ачняева и Андрея Великанова

    Информация об изображенииНадувные мотолодки "Gemini 310" и "Badger 360"
    Надувные мотолодки "Gemini 310" и "Badger 360"
     
    Вместе с "ZapCat" мы опробовали на воде две надувные лодки более привычного облика, но также выполненные по катамаранной схеме: подковообразный баллон лежит у них на двух надувных побортных спонсонах. Первая — "Gemini 310" родом из Южной Африки, вторая — экспериментальная модель компании "Баджер", созданная на основе популярной "Badger 360". В отличие от чисто спортивного и "отдыхательного" "ZapCat". они более универсальны и при всех преимуществах катамаранных обводов способны исполнять те же многочисленные функции, что и традиционные надувнушки. Обе лодки отличал более мягкий, нежели у традиционных "килеватых", ход по волне, хотя экспериментальная модель пока что "сыровата" в мелочах. В "Баджере" нам сообщили, что к концу сезона планируют окончательно завершить ее доводку и запустить лодку в серию.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +1

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Покупаем подержанный импортный подвесной мотор
    Чехлы для подвесных лодочных моторов
    Катер глазами рыболова-любителя
    Кое-что о рыболовных блеснах «Luhr Jensen»
    Испытания обновленной мотолодки «Ладога-2»
    Испытания мореходной РИБ мотолодки «Nuova Jolly King 750 Cabin»
    Австралийская спортивная яхта «JS9000»
    Готовимся к походу на моторных лодках
    О потере остойчивости судна и аварийность
    Средства для поддержания чистоты корпуса малого судна
    Полезные мелочи: анаэробный клей, тренажер, причал, горячая голова...
    Испытания надувной РИБ мотолодки «Кальмар-Компакт»
    Испытания аэросаней-амфибии с эластичным днищем «Патруль»
    Испытание стеклопластиковой компактной мотолодки «Альбатрос»
    Испытания финского комфортабельного катера «Aquador-32C»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Испытания гидрокартинга катамарана «Gemini ZapCat ZX-1»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Испытания небольшой трейлерной яхточки «MacGregor 26М»
    Рекомендации по подбору подвесного мотора для надувной мотолодки
    Испытания каютной алюминиевой мотолодки «Альянс»
    Тестирование подвесных моторов «Suzuki» «DF50», «DF140» и «DF200»
    Тестирование лодочных двигателей «Volvo Penta» «D4-210 А» и «4.3 GXi»
    Скоростной тест мотолодки «Мастер-510» с мотором «Mercury» мощностью 115 л.с.
    Первенство мира по ловле американского окуня в городе Шарлотт
    Конкурс на лучший отзыв о подвесном моторе «Suzuki»
    Испытания алюминиевой мотолодки «Silver Fox» российского производства
    Испытания классической мотолодки «Crosswind 160»
    Испытания финского катера «Aquador 26HT»
    Испытания отечественного катера «Новолна-650»
    Испытания крейсерско-гоночного катамарана «Артмарин-26»
    Статистика эксплуатации подвесного мотора «Selva-30»
    Водометные катера «Обь-5» и «Обь-4» продолжают совершенствоваться


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 13 + 13 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории