Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Консультации / Полезные советы / 2004 год / Средства для поддержания чистоты корпуса малого судна
    Краткое оглавление
    Очистители и политуры Защитные средства Необрастающие покрытия Обретенные километры


    Подкатегории раздела
    Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Конструкция корпуса малого судна
    Оригинальный метод постройки корпуса малого судна
    Конкурс на лучший эскизный проект малого судна
    Защита подводной части корпуса судна от обрастания и коррозии
    Регистрация и смена владельца малого судна
    Электрооборудование малого судна
    Требования эргономики при проектировании малого судна
    Морские термины: названия частей корпуса судна
    Пассивный радиолокационный отражатель для малого судна
    Обводы корпуса скоростного судна повышенной мореходности «FSC»
    Водоизмещающе-глиссирующие обводы и оптимальная форма корпуса судна
    Цементирование стального корпуса судна
    Любительская постройка корпуса катера
    Из чего делают корпуса судов?


    Средства для поддержания чистоты корпуса малого судна

    Год: 2004. Номер журнала «Катера и Яхты»: 190 (Все статьи)
              0


    Только что полученное с торгового склада судно радует глаз свежестью и чистотой поверхностей корпуса. Но стоит ему постоять у бона всего две-три недели, и мы замечаем, что внешний вид потерял первоначальную привлекательность — палуба пылится, на бортах появляются разводы грязи, желтоватая нефтяная пленка. Подводная часть корпуса понемногу зеленеет, и в теплое время года катер или яхта довольно быстро приобретают неряшливый вид. Более того, обрастание ухудшает ходовые качества судна, особенно чувствительны к нему гоночные яхты. Мы привычно беремся за губку и скребок. А ведь можно сэкономить силы и заодно уберечь материал корпуса от небезвредного абразивного воздействия радикальных методов чистки.

    Информация об изображенииОт обилия химических средств разбегаются глаза
    От обилия химических средств разбегаются глаза
     
    Мировая химическая промышленность сегодня предлагает широчайший ассортимент специальных средств для ухода за металлическими, пластиковыми, деревянными обшивками и палубами, стеклами иллюминаторов, релингами, тентами и виниловой обивкой сидений. Рассмотрим те из них, что не только улучшают внешний вид судна, но и способствуют более экономичной его эксплуатации, продлевая срок службы материалов и снижая сопротивление движению. К ним можно отнести специальные очистители корпуса, политуры и защитные средства, сохраняющие днище и борта в кондиционном состоянии более или менее продолжительное время.

    Очистители и политуры


    Эта группа препаратов, пожалуй, наиболее многочисленна, и не случайно — содержание лодки в чистоте — задача настолько же насущная и типичная, как регулярная уборка дома или мытье автомобиля. Очистители для наших малых судов характеризуются высокой активностью к макро- и микроорганизмам и продуктам их жизнедеятельности, въевшимся в микротрещины пластика либо краски, способностью без сколько-нибудь значительных физических усилий удалять налет солей, углеводородов, потеки ржавчины и, конечно, безопасностью состава для окружающей среды. На воде специальных моек нет, и все смытое с корпуса неизбежно окажется на соседнем со стоянкой пляже. В состав очистителей входят сильные поверхностно-активные вещества, иногда в комбинации с кислотами, но "хорошим тоном" считается отсутствие в них органических растворителей, фосфатов, хлора, а также способность к быстрому саморазложению после применения. В числе потребительских марок — такие средства, как "Hempel" (Дания), "International" (Великобритания), "Liqui Moly" (Германия), "Boero" (Италия). Они продаются в привлекательной и удобной малоформатной таре, но стоят немало — порядка 400-900 руб./л. Профессиональные средства компании "Unitor" (Ирландия) стоят всего около 180 руб./л, правда, при объеме поставки от 25 л. Хорошо известен посетителям различных бот-шоу американский бренд "Star brite"; толстый каталог этой фирмы содержит перечень целой гаммы очистителей — стандартных и особо сильных; отдельно для пластика, алюминия, дерева и комбинированных; для трудолюбивых судовладельцев и ленивых... Фирма делает особый упор на то, что с помощью обычных хозяйственных или автомобильных моющих средств подобного по совершенству очищающего эффекта достичь не удастся: каждому виду поверхности лучше подходит специальный вид активного агента. Некрашеный алюминий, к примеру, чистить щелочесодержащими составами просто вредно. Кстати, перед тем, как обработать корпус специальным очистителем, для экономии рекомендуется помыть его обычным нейтральным моющим средством.


    Воздействие коррозии, ультрафиолета, микроорганизмов не проходит бесследно — поверхностный слой материала понемногу разрушается. Отмытая и очищенная поверхность может оставаться шероховатой, особенно у достаточно долго послуживших корпусов. Задача политуры, содержащей абразивные микрочастицы, — снять тонкий верхний, потерявший прочность слой окисленного алюминия либо гелиевого покрытия пластика, и помочь довести поверхность почти до первозданной чистоты и гладкости.

    Защитные средства


    Усилия по восстановлению цвета и глянца корпуса лодки будут потрачены напрасно, если поверхность металла или пластика не защитить от разрушения на весь сезон. С этой целью наносят защитный воск, образующий твердую глянцевую пленку, которая закрывает поры, микротрещины, снижает адгезию загрязнений к обшивке и заодно противодействует осмотическим явлениям в пластике. Упомянутые выше компании предлагают разнообразные защитные средства, зачастую скомбинированные с очищающими и полирующими добавками, как, например, "NautiPro — Premium Polish" или "Wash and Wax" от "Star brite". Новейшая разработка — тефлонсодержащие пасты и жидкости, образующие очень тонкую гладкую защитную пленку, которая служит в шесть раз дольше обычных восковых покрытий, отталкивая грязь и обрастания. Конечно, противообрастающим в традиционном смысле это покрытие назвать нельзя, но образующаяся на обработанном скользким тефлоном корпусе бактериальная пленка легче смывается встречным потоком на ходу судна.

    Интересен препарат шведской торговой марки "Lefant" — заполнитель микротрещин "Crack Sealer". При нанесении на пластиковые, деревянные, металлические корпуса он сам "находит" трещины, проникает в глубь повреждений поверхности и придает ей масло- и водонепроницаемые свойства, что при ежегодном использовании значительно удлиняет срок службы декоративных покрытии и материалов обшивки. Нужно только помнить, что если вы намереваетесь регулярно красить днище или район переменной ватерлинии — и на это есть причины, то надо обязательно их закрывать от воздействия воска или политуры, иначе краска там не будет держаться. Но о специальной окраске — далее.


    Необрастающие покрытия


    Информация об изображенииНеочищенная поверхность корпуса покрыта желтоватой пленкой засохших обрастаний, солей и окислов
    Неочищенная поверхность корпуса покрыта желтоватой пленкой засохших обрастаний, солей и окислов
     
    Применение необрастающих красок позволяет убить сразу двух зайцев — избавиться от обрастания корпуса тормозящими движение живыми организмами и защитить подводную часть корпуса от разрушающего воздействия внешней среды. Поскольку необрастающие покрытия требуется регулярно обновлять, их можно отнести к средствам ухода за корпусом. Они представляют собой краску, в которую добавлено некоторое активное, препятствующее обрастанию вещество. В зависимости от вида этого активного вещества "необрастайки" в настоящее время подразделяются на оловосодержащие, медьсодержащие, с синтетическими антибиотиками, а также не содержащие ядовитых для жизни веществ, а просто препятствующие благодаря своим физическим свойствам оседанию живых организмов на обшивку корпуса. Последние в силу известных экологических тенденций, характерных для прогрессивных сообществ, наиболее приветствуются, а вот оловосодержащие как особенно вредоносные для подводной флоры и фауны запрещены для малых судов. Содержащие медь и ее соединения отечественные эмали ХВ-5286С и ХС-5298С не слишком долговечны (срок действия — два-три года), но вполне эффективны при достаточной толщине слоя. Медьсодержащие "необрастайки" "International Intersmooth 460" для открытого моря и "Intersmooth 360" для прибрежного района плавания, а также не содержащая биоцидов "Intersleek" для быстроходных судов держатся до четырех-пяти лет и обладают свойством самополируемости, выравнивания шероховатоости слоя по мере износа, что способствует экономии топлива. Краски с подобными свойствами выпускаются и под другими известными брендами — "Hempel", "Sigma", "Lefant", правда, их стоимость довольно высока — от 1000 руб./л.

    Информация об изображенииОчищенный и полированный алюминий становится намного светлее
    Очищенный и полированный алюминий становится намного светлее
     
    При выборе покрытия следует помнить, что медь, вообще говоря, вредна для алюминиевых корпусов, поскольку образует гальваническую пару и ускоряет коррозию, поэтому на корпусах из легких сплавов применяются марки, не содержащие меди. Существуют краски отдельно для пресной и морской воды, для тихоходных и скоростных судов, умеренного и тропического климата, так что для достижения наилучшего результата целесообразно всегда руководствоваться рекомендациями фирмы-продавца и выбирать краску, соответствующую вашим условиям эксплуатации. По опыту специалистов, экономичнее применять более стойкие, хотя и более дорогие марки "необрастаек". Например, американский строитель Сэм Девлин считает: "Недостаток необрастающих красок заключается в том, что их необходимо каждый год перекрашивать. Они мягкие и не отличаются износоустойчивостью, в особенности это касается трейлерных лодок, которые постоянно испытывают процедуру спуска и подъема... Эпоксидные необрастающие покрытия очень дорогие, однако позволяют избежать ежегодной процедуры окрашивания. Они представляют собой мелкодисперсную медь, медь с никелем или оксид меди в смеси с эпоксидной основой и наносятся валиком или краскопультом. Медь токсична для водных организмов и не позволяет развиваться растительности, поэтому ежегодно требуется только слегка зачистить днище шкуркой, чтобы обнажить свежие неокисленные частицы меди. Производители рекомендуют толщину такого покрытия в 0.5 мм. Поскольку около 0.025 мм будет подвергаться ежегодному износу, теоретический срок службы такого покрытия составляет 10-15 лет. Это по оптимистичным прогнозам, но, даже если оно простоит и половину этого срока, то все равно окажется экономически выгодным". Владельцев алюминиевых корпусов, для которых медь, как отмечалось, вредна, возможно, в данном случае заинтересует противообрастающая добавка для обычных красок "Compound-X" от "Star brite".

    Обретенные километры


    Главные вопросы, которые обычно интересуют читателя: "Насколько применение всех этих средств оправданно? Надо ли вкладывать средства в недешевые расходные материалы, если результат этого окажется неощутимым?" Обратимся к справочнику по ходкости маломерного судна. Влияние обрастаний учитывается при расчетах ходовой экономичности надбавкой к сопротивлению трения, рост которого может составить до 20%. Это ведет к увеличению потребной для движения мощности на 10% для обычных водоизмещающих и глиссирующих судов, а для тех из них, у которых доля трения в общем сопротивлении составляет более 50-60%, т. е. самых быстроходных, а также имеющих сильно удлиненные корпуса, — и того больше. Для мотора в 100 л.с. десятипроцентный рост потерь мощности означает добавочные 3-4 л бензина в час, или падение скорости примерно на 7%. Вот и считайте, во что обойдется пренебрежение профилактическими работами на корпусе. При этом мы не учитываем влияния обрастаний, коррозионного и эрозионного износа на целостность обшивки и корпусных конструкций. "Убитая" за несколько сезонов варварской эксплуатации лодка может потерять 70-80% начальной стоимости, хотя нормативный срок службы корпусов малых судов независимо от их материала составляет 15 лет.

    Наконец, как говорится в притче, и подпорченное, битое яблоко можно съесть целиком, но будет значительно вкуснее и приятнее, если взять ножик и очистить его. Не будем жалеть труда на поддержание в чистоте и исправности своих судов, и тогда наши стоянки, возможно, перестанут выглядеть, как корабельные кладбища.

    Алексей Даняев. Редакция благодарит С.Баркалова за предоставленные при написании статьи материалы.


    Понравилась ли вам эта статья?
    0

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Шлифовочные материалы под торговой маркой «Abranet»
    Парусное вооружение для фанерной лодки «Бриз-42»
    Испытания надувной мотолодки РИБ «Буревестник В-530Н»
    Испытания дюралюминиевой моторной лодки «Бриз»
    Испытания спортивного гидроцикла «Yamaha SuperJet»
    Испытания канадского катера «Utopia 185»
    Покупаем подержанный импортный подвесной мотор
    Чехлы для подвесных лодочных моторов
    Катер глазами рыболова-любителя
    Кое-что о рыболовных блеснах «Luhr Jensen»
    Испытания обновленной мотолодки «Ладога-2»
    Испытания мореходной РИБ мотолодки «Nuova Jolly King 750 Cabin»
    Австралийская спортивная яхта «JS9000»
    Готовимся к походу на моторных лодках
    О потере остойчивости судна и аварийность

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Средства для поддержания чистоты корпуса малого судна

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Полезные мелочи: анаэробный клей, тренажер, причал, горячая голова...
    Испытания надувной РИБ мотолодки «Кальмар-Компакт»
    Испытания аэросаней-амфибии с эластичным днищем «Патруль»
    Испытание стеклопластиковой компактной мотолодки «Альбатрос»
    Испытания финского комфортабельного катера «Aquador-32C»
    Испытания гидрокартинга катамарана «Gemini ZapCat ZX-1»
    Испытания небольшой трейлерной яхточки «MacGregor 26М»
    Рекомендации по подбору подвесного мотора для надувной мотолодки
    Испытания каютной алюминиевой мотолодки «Альянс»
    Тестирование подвесных моторов «Suzuki» «DF50», «DF140» и «DF200»
    Тестирование лодочных двигателей «Volvo Penta» «D4-210 А» и «4.3 GXi»
    Скоростной тест мотолодки «Мастер-510» с мотором «Mercury» мощностью 115 л.с.
    Первенство мира по ловле американского окуня в городе Шарлотт
    Конкурс на лучший отзыв о подвесном моторе «Suzuki»
    Испытания алюминиевой мотолодки «Silver Fox» российского производства


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 30 + 14 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории