Снегоходы серии "RS" появилась в прошлом, 2004-м, году и сразу привлекли к себе внимание ценителей надежности и удобства. Практически все машины новой серии обладают многими внешними и внутренними элементами, унаследованными как от серии "RX", которая объединяет снегоходы для экстремального спорта и гонок, так и от более спокойных, предназначенных для развлечений или работы. Однако "фамильные" черты явно проглядывают не только в их внешности, но и в конструкции шасси и моторов.
Тест, организованный официальным дистрибьютором "Yamaha Motor Co. Ltd" — компанией "Петросет-Большой", проходил не в самых благоприятных погодных условиях. Речь, разумеется, не о homo sapiens, многие из которых все-таки умудрились основательно продрогнуть, а о технике, которой не очень нравится почти плюсовая температура, а также влажный и тяжелый снег. В роли "кроликов", которые стали предметом изучения журналистов с различным опытом управления зимней техникой, были взяты туристский "RS Venture TF" и спортивный "RS Rage". "Различный опыт управления" в данном случае упомянут не для красного словца, а, как принято говорить, "по делу", к которому мы еще вернемся.
Информация об изображении
Доступ к элементам трансмиссии, задней подвески к гусенице осуществляется достаточно просто
Итак, одевшись в соответствии с погодой и предстоящими приключениями, большинство присутствовавших на тесте начали по очереди осваивать новую технику. Так как природа подготовила участникам теста сюрприз — на озере, где предполагалось провести пробные заезды, под "тяжелым" и вязким снегом толщиной около 15 см был слой воды сантиметров этак пять и только потом начинался лед — представители "Петросет-Большой" быстро организовали новую трассу. И надо отдать им должное — несмотря на спонтанность прокладки новой трассы, на ней были и крутые подъемы, и резкие повороты, и трамплинчики, и хороший "прямик", на котором можно было "поотжигать" по полной.
Доступ к элементам трансмиссии, задней подвески к гусенице осуществляется достаточно просто
Первым подопытным, который попал в руки, оказался новый "турист" "RS Venture TF". У этого снегохода есть практически все, что необходимо для путешествий, начиная от 115-сильного четырехтактного мотора и длинной гусеницы и кончая такими мелочами, как специальный разъем для подключения внешних потребителей электроэнергии (к примеру, подогрева шлема). Разгон "туриста" нельзя сравнивать с тем же процессом у спортивной машины, однако у "RS Venture TF" достаточно резвый старт как с одним водителем, так и с дополнительной нагрузкой, в роли которой выступает пассажир. Благодаря гусенице длиной 384 см и оригинальной конструкции задней подвески, можно быть уверенным, что при полном нажатии на курок газа снегоход сразу же начнет свой бег, не зарываясь в снег. На снегоходы серии "RS" устанавливается трехцилиндровый четырехтактный двигатель "Genesis" с неплохой тягой практически во всем диапазоне оборотов. При этом оригинальная выпускная система значительно снижает шум на водительском и пассажирском местах, и выхлопные газы остаются за кормой, а не под капотом. Выпускная система отличается от традиционной снегоходной тем, что выхлопные трубы проходят через корпус и выходят в задней части машины.
Современная передняя подвеска имеет несколько вариантов настройки, что делает езду комфортной как при полной загрузке, так и порожнем — с одним водителем. Задняя подвеска "ProComfort" также имеет свои собственные настройки, которые позволяют точно подобрать ее жесткость для различной нагрузки. Правильная регулировка подвески влияет не только на удобство поездки, но и на безопасность движения.
При езде по укатанной трассе в одиночку не очень приятные ощущения возникают при преодолении небольших продольных валов, образующихся после проезда другого снегохода. Однако продольную раскачку, которая при этом возникает, можно "убрать" двумя способами: либо правильно настроив жесткость подвески, либо немного сбросив скорость.
Из-за большой длины "RS Venture TF" на нем не очень удобно маневрировать среди деревьев на большой скорости, хотя, если трасса имеет укатанное покрытие, то достаточно снизить скорость, и эта проблема исчерпана. Небольшие поперечные валы, а также пригорки высотой до метра лучше преодолевать, немного снижая скорость в начале подъема с таким расчетом, чтобы на вершине передняя подвеска не разгружалась и лыжи имели хорошее сцепление с поверхностью движения. Как только лыжи перевалят верхнюю точку, а передняя часть гусеницы уцепится за вершину, можно прибавить скорость. Иными словами, поведение этого "туриста" полностью соответствует всем нормам и правилам управления, которые сегодня предъявляются к снегоходам данного класса.
При движении по целине — в нашем случае по вязкому мокрому снегу — разгон по прямой происходит очень даже неплохо. Правда, при входе в поворот и попытке "отвесить" снегоход лыжи соскальзывают с колеи в силу того, что задняя подвеска проваливается и снегоход получает дифферент на корму. В данном случае удалось резким перемещением вперед и прибавлением газа заставить лыжи войти в нормальный контакт. Видимо, стоило подумать о специфической настройке с учетом качества снежного покрытия.
При движении по ровному укатанному снегу "RS Venture TF" ведет себя вполне предсказуемо, позволяет быстро разгоняться и долгое время ехать на высокой скорости, притом с большим комфортом. Повороты на укатанной трассе лучше совершать в традиционном для туристских машин стиле — чуть сбросив скорость непосредственно в момент поворота, чтобы немного загрузить переднюю подвеску.
Как правило, при езде на снегоходах опытные водители не часто пользуются тормозами, снизить скорость помогает простой сброс газа. Новый двигатель серии "Genesis" очень неплохо позволяет замедлить бег снегохода, достаточно только отпустить курок газа. Тормозами целесообразно пользоваться лишь при экстренных случаях и быстрых маневрах на ограниченных площадях.
Место пассажира устроено со всем возможным для снегохода весом около 300 кг комфортом. Удобная спинка, хорошие поручни, специальные подножки-упоры и эргономичное сиденье позволяют прочно зафиксировать тело и получить реальное удовольствие от полета над снежными просторами. Несмотря на двухместную конструкцию, на сиденьи можно разместиться и втроем. Это, конечно, запрещено инструкцией, однако не попробовать мы не могли. И, как показал наш опыт, в крайнем случае, т. е. когда решается вопрос здоровья или жизни и инструкции уже не играют роли, на "RS Venture TF" можно перевезти и троих, при этом не очень сильно рискуя.
Вторым "подопытным кроликом" оказался "RS Rage" — одна из спортивных моделей новой серии, которая, хотя и оснащена тем же четырехтактным двигателем, что и "турист" "RS Venture TF", однако имеет принципиально другую конструкцию. Оно и понятно — машина-то создана совершенно для других целей.
Разница в классах и возможностях этих машин ощущается практически сразу: у "RS Rage" немного другая посадка водителя, хороший старт с места, более четкая управляемость на трассе и в поворотах, ну и вообще — больше спорта, больше эмоций. Поясним чуть подробнее. На "RS Rage" можно эффектно стартовать, перенеся тело ближе к корме, затем, привстав "в стременах" и разгрузив переднюю подвеску, совершить скачок, а далее, сместившись вперед и загрузив переднюю подвеску, продолжить ускорение уже при хорошем контакте лыж со снегом. "Спортсмен" уверенно идет в поворот, даже при движении в гору. Его проще откренивать телом, чем большого и тяжелого "туриста". Он не только легок на подъем, но и лучше держит направление при продольных валах. Словом, "RS Rage" — "правильный" снегоход для одиночных развлечений. Правда, слово "развлечение" в данном случае можно понимать по-разному. По личным ощущениям, это — "универсальный" спортсмен, который одинаково хорошо идет как по трассе, так и по целине, на нем можно и серьезными делами заниматься, и удовольствие от езды получать. При этом у него много преимуществ по сравнению с некоторыми конкурентами. Он не слишком резв, однако с ним проще иметь дело в момент совершения маневров, его тяге могут позавидовать многие двухтактные машины, его двигатель в большинстве режимов работает тише, ну а выхлоп осуществляется сзади, за кормой, о чем уже упоминалось.
В чем основное отличие от прочих представителей данного класса, точно и кратко сформулировать трудно, одно можно с уверенностью констатировать — "RS Rage" подкупает тем, что, с одной стороны, его несложно понять, а с другой — он легко подчиняется вашим приказам, главное при этом не мешать ему.
Теперь надо сказать об общении с этими снегоходами участников теста. Те, кто поопытнее, практически сразу поехали в достаточно приличном темпе, который задавал ведущий — сотрудник компании "Петросет-Большой", выполняющий роль "сдерживающего" инструктора. Те же, кто до этого либо не ездил на снегоходах, либо имел очень скромный опыт вождения, после небольшого инструктажа ездили вполне достойно. Поэтому можно сделать вывод о том, что "Yamaha" серии "RS" "всем возрастам покорна", что, в принципе, полностью согласуется с политикой фирмы, которая долгие годы помимо снегоходов выпускает и мотоциклы, и ATV, и лодочные моторы.
Обе машины — и туристская, и спортивная — самодостаточны, как говорится, — не прибавить, не убавить. Конструкция элементной базы и эргономика снегоходов в целом таковы, что способны "прощать" многие ошибки в управлении, происходящие на практике не так уж и редко как с новичками, так и с бывалыми; возможности регулировки жесткости передней и задней подвесок (передняя у "RS Rage" поддается тонкой регулировке) делают эти машины универсальными — пригодными для перевозки различных грузов независимо от состояния поверхности. Открытым остается лишь вопрос выбора — кому комфорт и плавная езда, кому скорость и маневренность... Вопрос о качестве, когда речь идет о продукции "Yamaha", можно считать неуместным.