Основные данные двигателя
Рабочий объем цилиндров, см3 | 488 |
Максимальное число оборотов, об/мин | 5100 |
Мощность при 4500 об/мин, л. с. | 21,4 |
Удельный расход топлива, г/л. с. час | 370 |
Габариты двигателя, мм | 450Х635Х310 |
Сухой вес, кг | 37,8 |
В конструкции использованы два двигателя от подвесного мотора «Москва», расположенные горизонтально и обращенные картерами друг к другу. Между картерами поставлен алюминиевый вкладыш 5, который обеспечивает связь блоков и выполняет функции всасывающего коллектора. На нем установлен карбюратор с падающим потоком (К-123А) 4 от автомобиля «Запорожец» и закреплены лапы 7 для монтажа двигателя на фундаменте лодки.
На концы коленчатых валов насажены стальные маховики 8, выполненные заодно с шестернями 15, которые находятся в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 14 на выходном валу. Шлицевые отверстия коленчатых валов используются для привода агрегатных магнето (М48-В-1) 10 через посредство водил 13 и эластичных муфт 12.
Коленчатые валы после балансировки в сборе с маховиками устанавливаются на место так, чтобы их колена располагались под углом 90° относительно друг друга. Такое расположение позволяет чередовать рабочий ход в двигателе через каждые 90° и обеспечивает плавность его работы.
Питание двигателя осуществляется посредством топливного насоса 9 от мотора «Москва». Конструкция предполагает равномерное питание горючей смесью всех четырех цилиндров. Для этого окна для лепестковых клапанов в картерах установлены на одном уровне, а выходной патрубок карбюратора н вертикальный канал всасывающего коллектора делят расстояние между передними и задними цилиндрами, левым и правым блоком на равные части. Таким образом, путь прохождения топливной смеси от карбюратора до клапанов у всех цилиндров одинаков.
Для смазки двигателя в бензин добавляется автол в пропорции 1:25. Запуск производится ручным стартером от мотора «Москва».
Оригинальными деталями в двигателе являются: маховик, вкладыш (всасывающий коллектор), выходной вал с шестерней, кронштейны крепления магнето, водила магнето и установочные лапы. Все это можно сделать в любой мастерской, где есть токарный, фрезерный и сверлильный станки.
Описанный двигатель установлен на «Казанку» и работает в комплексе с водометным движителем, аналогичным описанному во втором выпуске сборника (1964 г.). Лодка используется для прогулок, рыбалки и буксировки лыжников и при равной нагрузке обгоняет однотипные «Казанки», оснащенные подвесным мотором «Вихрь».
В навигацию 1967 г. самодельный двигатель наработал 420 часов без поломок. Он отлично уравновешен, устойчиво работает на всех режимах, легко запускается. При нагрузке четыре человека на борту на валу отбора мощности регистрируется 3500—3700 об/мин, что соответствует 4600—5200 об/мин коленчатых валов. Расход топлива лежит в пределах 7,2÷7,5 кг/час.
К недостаткам двигателя следует отнести значительный вес, громоздкое зажигание от двух агрегатов магнето весом 6,7 кг (впрочем, этот недостаток в некоторой мере компенсируется безотказностью зажигания), необходимость «выдувать» в холодное время воду из рубашек охлаждения, попадающую туда во время работы установки.
Если же у вас нет свободного времени самому изготавливать двигатель, то вы можете подобрать современный двух- или четырехтактный лодочный мотор из каталога. Это надежные и зарекомендовавшие себя японские моторы компании Сузуки.