Но вот мотор куплен, установлен па лодку и подготовлен к запуску. Рывок за пусковой шнур, другой, третий и... мотор не запускается.
Немало горьких минут доставил новенький «Прибой» своим владельцам. И только потому, что в инструкции ни слова не сказано о некоторых особенностях его обкатки.
Дело в том, что «Прибой» является одним из немногих подвесных отечественных моторов, выполненных на подшипниках скольжения. Такие моторы нуждаются в особенно тщательном соблюдении режимов обкатки для приработки подшипников и осадки поршневых колец.
До обкатки мотор устойчиво работает только на высоких оборотах и глохнет при попытках снизить их для включения винта. Приходится первые полчаса гонять мотор вхолостую до появления устойчивых средних оборотов. Но включение винта на средних оборотах изнашивает кулачковую муфту сцепления, поэтому па весь период обкатки надо по возможности сократить число включений и удлинить время работы после каждого из них.
После обкатки (двукратной выработки топливного бака) регулировка режима малого газа не представляет трудностей — мотор работает без тряски, почти бесшумно, при номинальном искровом промежутке хорошо запускается.
Рекомендую владельцам «Прибоя» произвести несколько простых операций, облегчающих его эксплуатацию.
Размещение кнопки «стоп» на румпеле. Когда лодка выходит на мелководье или под винт попадает топляк, мотор начинает трясти, лодка движется рывками.
В этом случае необходимо без промедления нажать на кнопку «стоп». Но нащупать ее не так-то просто, а действовать надо мгновенно. Лучше вынести кнопку на румпель, как, например, у мотора «Салют».
Один из возможных вариантов показан на рис. 1. Жгут из двух тонких многожильных проводов, продетых в хлорвиниловую трубочку с наружным диаметром 3 мм, вместе с проводами от кнопки проходит через просверленные отверстия в рукоятке и упорах пружины румпеля.
Концы проводов под кожухом мотора припаяны параллельно к штатной кнопке.
Устранение люфта и фиксация румпеля
Повышенный люфт в проушинах крепления румпеля особенно неудобен при поворотах. На рис. 2 показано, как уменьшить зазор в осях румпеля при помощи двух текстолитовых шайб одинаковой толщины. При этом зазор в конических шестернях привода румпеля сохраняется. Толщина шайб в каждом отдельном случае подбирается опытным путем. Стопорные кольца крепления осей румпеля монтируются при помощи круглогубцев со специально заточенными концами.
На том же рисунке показана прокладка жгута проводов от кнопки «стоп» через вилку румпеля, опорную плиту и кожух мотора.
Для удобства транспортировки мотора румпель легко закрепить в вертикальном положении при помощи пружинной защелки, показанной на рис. 3. Защелка выполнена из отрезка отпущенной пружины от будильника. Для перевода румпеля в рабочее положение защелку необходимо отвести пальцем.
Скоба для проверки зажигания
Проверка искры, как известно, требует заземления вывернутых свечей на корпус мотора. Гарантировать надежное заземление свечей можно при помощи скобы, показанной на рис. 4. Скоба выполнена из алюминия и установлена па нижнем кожухе в зоне головок цилиндров. Для улучшения видимости искры при солнечном освещении на скобу методом анодирования нанесено черное покрытие.
Доработка винта
На кромках лопастей винта имеются шероховатости и заусенцы, которые создают дополнительное сопротивление при высокой (до 25 м/сек) окружной скорости. Зачистив их, можно заметно повысить скорость хода лодки.
Кромки зачищаются мелкой наждачной бумагой, полируются пастой ГОИ, обезжириваются и покрываются грунтом № 138. Зачистку следует вести осторожно, чтобы не изменить профиль лопастей винта.
Доработка топливного бака
Чтобы заполненный топливом бак не подтекал по фланцу крепления уровнемера, достаточно паронитовую прокладку заменить прокладкой из маслобензостойкой резины толщиной 2—3 мм.
Для защиты днища бака от повреждений надо вырезать из листовой резины четыре кружка диаметром больше зазора между брусками сланей лодки. Кружки приклеиваются к днищу по углам с помощью бензостойкого клея (можно прямо по краске).
Комплектность инструмента
В инструментальную сумку следует добавить ключ S=11 для работы с карбюратором и проволоку диаметром 1,5—1,8 мм для прочистки контрольного отверстия системы охлаждения.
В условиях обычной эксплуатации необходимость некоторых доработок, предлагаемых тов. Вейнбергом, вызывает сомнения. Установить кнопку аварийного глушения па румпеле, конечно, можно, но это работа сложная и для владельца пятисильного мотора вряд ли имеет смысл — такой мотор можно достаточно быстро остановить, просто сбросив газ и выключив передачу.
Далее, устраняя люфт в проушинах крепления румпеля, лучше одну из осей заменить болтом ∅12 мм с гайкой, с помощью которых можно регулировать усилие трения в проушинах и удерживать румпель в вертикальном положении. Тем самым устраняется необходимость в устройстве пружинной защелки, показанной на рис. 3.
Можно доработать и винт, но, как правило, «Прибой» устанавливают па тихоходных водоизмещающих судах, где сопротивление движению от шероховатости лопастей составляет настолько незначительный процент от общего сопротивления корпуса, что их полировка не приведет к заметному увеличению скорости.