Хочу поделиться с читателями сборника опытом эксплуатации подвесного водомета на базе «Салюта». Мне представляется перспективной именно такая конструкция маломощного водомета — упрощенная приставка с осевым рабочим колесом и поворотом струи на 90°.
Основа приставки — корпус электрического центробежного насоса ЭЦН-Т. Рабочее колесо сделано из нержавеющей стали, с приварными лопастями толщиной 2,5 мм. Диаметр колеса 100 мм, шаг лопастей 35 мм, зазор между корпусом и колесом 0,5 мм. Вал колеса в корпусе водомета установлен на двух шарикоподшипниках и уплотнен с двух сторон резиновыми манжетами. Для смазки подшипников полость между манжетами залита нигролом. Чтобы защитить рабочее колесо от попадания крупных предметов, на нижнем заборном патрубке водомета установлена решетка. Диаметр выходного сопла — 50 мм. Спрямляющего аппарата мой водомет не имеет, и мне кажется, что при таких малых размерах он усложнил бы изготовление и вряд ли намного увеличил упор. А упор на швартовых получился вполне приемлемый—14 кг при 5000 об/мин. То, что он процентов на 40 ниже винтового, меня волновало мало — все-таки идешь не навеслах, а скорость надувной мотолодки с грузом в 300 кг равна 7—8 км/ч.
Вода на охлаждение двигателя подается по трубке из выходного сопла. Но такой вариант оказался не очень удачным — при длительном плавании по мелководью в 10—15 см глубиной трубка иногда забивалась илом. Поэтому при изготовлении такого водомета лучше оставить штатную помпу охлаждения.
При осмотре водометного движителя в конце навигации следов износа на рабочем колесе я не обнаружил. А вот на дюралевом корпусе есть небольшие задиры — от песка. И хотя упор заметно не снизился и дюралевый корпус может прослужить еще несколько навигаций, я его проточил под установку гильзы из нержавеющей стали.
Конструкция моего водомета позволяет быстро перейти и к винтовому варианту.