Выпускаемые ныне ПМ типа «Салют»/«Спутник» при мощности 2 л. с. имеют солидные массу (12 кг) и габариты.
Я изготовил простой по конструкции и несложный в эксплуатации разборный подвесной моторчик. В разобранном положении самая большая его деталь — стойка мотора — имеет длину 345 мм. Общая масса сухого мотора — 5,5 кг. Сборка в рабочее положение занимает не более 20 мин.
Основой мотора служат три узла, выпускаемые серийно и имеющиеся в продаже, двухтактный бензиновый двигатель типа «Д5» (или «Д6») от мопеда; кронштейн подвески от «Салюта»; редуктор с гребным винтом от «Салюта». Другие детали (ручка управления, выхлопная труба, топливный бачок, пусковой шкив) изготовлены мною из подручных материалов.
Основные параметры двигателя: диаметр цилиндра — 38 мм; ход поршня — 40 мм; рабочий объем — 45,8 см3; номинальная частота вращения — 4500 об/мин; развиваемая при этом мощность — 1,2 л. с.
Цилиндр двигателя переделан на водяное охлаждение. Ребра воздушного охлаждения удалены, а для циркуляции воды в оставшейся алюминиевой оболочке цилиндра просверлены отверстия. Для охлаждения двигателя используется динамический напор струи от гребного винта, чем достигается максимальная простота и надежность работы системы. Для подачи воды требуется закрепить за гребным винтом отрезок изогнутой алюминиевой трубки.
Верхняя цапфа коленчатого вала удлинена для возможности посадки на нее коренного подшипника, ротора магнето, кулачка зажигания и пускового шкива. К нижней цапфе приварен квадрат для соединения с вертикальным валом (также от мотора «Салют»).
Должен заметить, что двигатели «Д5» и «Д6» весьма надежны н имеют большой запас прочности. Несмотря на облегчение только одного кривошипно-шатунного механизма почти на целый килограмм, за все пять навигаций (примерно 250 ч работы) мотор не имел ни одной поломки.
Стойка мотора, соединяющая двигатель с редуктором, изготовлена из алюминиевой трубы сечением 32X3, к торцам которой приварены два фланца; к одному из них крепится двигатель, к другому — редуктор. Внутри трубы проходит вертикальный вал.
Чтобы не пришлось изготавливать переходной фланец для крепления штатного карбюратора мотора «Д5», я применил карбюратор от «Салюта» — его можно устанавливать вертикально.
Топливный бачок сделан из прозрачной пластмассовой герметично закрываемой банки емкостью 1 л; это дает возможность постоянно контролировать уровень топлива.
Для разборки мотора в походное положение достаточно при помощи одного гаечного ключа 14X10 и отвертки отвернуть девять гаек: две — М8 и семь — М6.
Мотор уже в течение пяти сезонов эксплуатировался на небольшой деревянной лодке. При номинальном числе оборотов удельный расход топлива около 400 г/л. с. ч.