Для превращения генератора в двигатель никаких переделок не требуется. Достаточно подключить два электрических проводника на клеммы «плюс» и «минус». Вал электродвигателя получает вращение при напряжении 6 В. При напряжении свыше 30 В двигатель перегревается.
Дейдвудную трубу мы изготовили из обрезка водопроводной трубы 34X3 длиной 550 мм. К ее верхнему концу приварили квадратный фланец, соответствующий фланцу генератора ГСК-1500. К нижнему концу приварили проставку, расточенную под установку двух шарикоподшипников № 202 — опор вертикального вала-шестерни редуктора — и снабженную фланцем для крепления редуктора. Верхний конец дейдвудной трубы проточили под втулку кронштейна, в которой весь мотор может вращаться на 360° относительно вертикальной осн. Сварку фланцев и проставки выполняли на трубе, установленной в центрах.
Крутящий момент с вала генератора передается на вертикальный вал-рессору через переходную втулку, позволяющую сочленить шлицевой хвостовик вала генератора с квадратом рессоры. Нижний конец рессоры соединен с концом вертикального валика редуктора, как и на подвесном моторе.
Управление мотором осуществляется за румпель, сделанный из алюминиевой трубки 22X2 мм и шарнирно прикрепленный к верхнему фланцу мотора. Выключатель приклепан на хомуте генератора.
Для питания электромотора на лодке установлены две батареи по десять щелочных аккумуляторов НКН-45 в каждой. Батареи соединены последовательно, напряжение каждой из них — 14 В. Емкости батарей хватает для движения на «полном ходу» (около 10 км/ч) в течение 1 ч 30 мин. Переключения скоростей наш мотор не имеет, а задний ход дается поворотом мотора в подвеске на 180°.
Нам представляется, что железоникелевые аккумуляторы на лодке с подвесным мотором более приемлемы, чем свинцово-кислотные. Во-первых, батарея подвергается глубоким разрядам значительными токами, что значительно сокращает срок службы кислотных аккумуляторов. Во-вторых, если железо-никелевые аккумуляторы выдерживают от 600 до 1000 циклов «заряд-разряд», то кислотные — всего 200—300. В-третьих, кислотные аккумуляторы оказываются выгоднее при длительном — в течение 8—10 ч — разряде умеренными токами. С ростом разрядного тока их емкость резко падает, в то время как емкость щелочных аккумуляторов даже при повышении тока в 10 раз практически не изменяется.
За два года эксплуатации (лодку используем для поездок на работу) мы убедились в преимуществах электрического двигателя.
Подобный моторчик нетрудно также изготовить на базе деталей «Салюта» или «Прибоя».
Примечания
1. Данный генецатор устанавливается на дизелях типа «4Ч8.5/11».