Различные способы охлаждения штатного выхлопного коллектора автомобильного двигателя «М-21», в том числе предложенный в «КиЯ» №57, нельзя признать оптимальными по техническим, эксплуатационным и эстетическим признакам.
Вместо двух штатных (впускного и выпускного) коллекторов нами разработан, изготовлен и проверен в эксплуатации совмещенный коллектор сварной конструкции, имеющий общий фланец и рубашку системы охлаждения. Конструкция коллектора предварительно была отработана на модели из картона. Коллектор компактен, прост в изготовлении, его вес в два раза меньше веса двух штатных коллекторов автомобиля. В нем сохранен подогрев рабочей смеси: часть выпускного канала, не охлаждаемая водой, проходит через впускной канал, а охлаждающая вода циркулирует в пространстве между стенками впускного и выпускного каналов.
Конструкция коллектора обеспечивает удобный доступ к деталям его крепления, хомутам, фиксирующим шланги охлаждения и выпуска отработавших газов.
Значительно понизилась пожароопасность и возможность получения ожогов, а также возросла надежность продолжительной работы двигателя на режиме крейсерской скорости.
Фланец коллектора практически повторяет конфигурацию штатной прокладки двигателя «М-21», за исключением ее нижней части между двумя отверстиями, где фланец имеет большую высоту.
Порядок сборки и сварки коллектора:
1. К коробке 1 приварить отбойную планку 19 в районе скоса. Варить изнутри.
2. К фланцу 1 приварить деталь 2, при этом выдержать размер 12 мм от нижней кромки окон на фланце до внутренней плоскости дет. 2.
3. Приварить нижнюю пластину 3 впускных и среднего выпускного каналов.
4. К дет. 3 приварить охватывающую внутреннюю планку охлаждающего канала 4 (она же является частью впускной камеры). Приварить ее концы к фланцу, при этом выдержать размер 5 мм от внутренней кромки крайних выпускных окон.
5. Приварить к фланцу 1, коробке 2 и пластине 3 концы внутренних планок выпускного канала 6 (правую и левую). К фланцу планки 6 приварить заподлицо с внутренней кромкой крайних выпускных окон.
6" Приварить к фланцу 1, планкам 6 и пластине 3 радиусные планки выпускного канала 7. К фланцу варить заподлицо с верхними и нижними кромками выпускных окон.
7. Приварить к коробке 2 выпускной патрубок 12.
На этом закончена сборка выпускных каналов и необходимо проверить герметичность сварных швов.
8. Надеть на выпускной патрубок 12 коробку охлаждения среднего выпускного канала 9 до упора в кромки внутренней планки охлаждающего канала (дет. 4) в нижнюю пластину 3 и приварить коробку 9 к фланцу 1, деталям 3, 4 и 12.
9. К фланцу и коробке 9 приварить наружную планку охлаждающего канала 10 с зазором в 3 мм от детали 8.
10. К дет. 9 и 4 приварить планку верхнего охлаждающего канала 18.
11. К деталям 4, 10 и 18 приварить радиусные планки охлаждающего канала 11.
12. К фланцу крепления карбюратора 14 приварить впускной патрубок 13.
13. Приварить патрубок со скосом 13 вместе с фланцем карбюратора к верхней пластине впускного канала 5.
14. Установить дет. 5 в сборе с патрубком заподлицо с верхними кромками впускных окон во фланце, оперев ее концами на отогнутые вверх концы дет. 3. Вырез в средней части дет. 5 охватывает коробку средних выпускных каналов и отогнутую часть нижней пластины 3. Приварить дет. 5 к деталям 1, 2, 3, 4.
15. Просверлить отверстия диаметром 10 мм в деталях 10, 11 и 12 и вварить заготовленные трубки для воды 15, 16, 17.
После сборки и сварки необходимо проверить герметичность сварных швов охлаждающих каналов. Затем коллектор отжечь и обработать плоскости фланцев коллектора и крепления карбюратора. К выхлопному патрубку заготовить и приварить колено трубы диаметром 50 мм в направлении транца. На это колено надевается дюритовый шланг отвода отработавших газов. Трубки 16 и 17 соединяются дюритовым шлангом.
Такой же конструкции может быть изготовлен и коллектор для двигателя «М-24».