Владельцы лодочных моторов знают, насколько важен контроль теплового режима двигателя. Нарушение теплового режима свидетельствует о выходе из строя системы охлаждения мотора. Если своевременно не заметить указанную неисправность, это может привести к заклиниванию поршней, надирам на зеркале цилиндра, а иногда и к полному выходу двигателя из строя. В то же время упустить момент перегревания мотора при работе с дистанционным управлением очень легко.
Описываемое устройство, по существу, является измерителем температуры и позволяет, осуществляя непрерывный контроль температуры, заранее выявить динамику температурного режима двигателя. Диапазон измеряемых температур (+20...+110°С) может быть расширен в любую сторону. Точность измерения равна ±0,5 °С и зависит от точности первоначальной калибровки.
Ток потребления — не более 8 мА. Измеритель может работать от любого источника постоянного тока с напряжением от 8 до 15 В. Одной батареи типа «Крона» достаточно для питания прибора в течение сезона.
Показания термометра не зависят от изменения напряжения питания, поэтому введения в схему стабилизатора напряжения не требуется.
В качестве датчика температуры используется термистор R1, который включен в одно из плеч моста, составленного из резисторов R1, R3, R7,...,R9. При балансе моста, что соответствует минимальной измеряемой температуре, ток через прибор ИП1 не течет. По мере прогрева двигателя увеличивается разность потенциалов между точками А и В, через прибор течет ток, пропорциональный измеряемой температуре.
Питание моста осуществляется от источника стабильного тока, собранного на транзисторе VT1. Стабилитрон VD3 обеспечивает питание моста стабилизированным напряжением.
Для регулировки и калибровки измерителя потенциометром R9 устанавливают ИП1 на ноль при температуре термистора +20°С.
Потенциометром R6 устанавливают ИП1 в максимальное положение измеряемого тока при температуре термистора 110°С.
При калибровке желательно пользоваться термокамерой или ртутным термометром. Для этого термистор помещают в воду, нагревают ее и через каждые 10° делают отметки на шкале ИП1. В пределах диапазона 10° шкалу можно сделать линейной. Точку шкалы 110°С получают аппроксимацией. При выполнении этой работы термистор необходимо изолировать от воды, например, поместив его в полиэтиленовый пакет.
При желании измеритель можно дополнить пиковым индикатором (см. правую часть схемы). Когда температура двигателя становится выше критической, срабатывает компаратор D1 и загорается светодиод VD4. Яркость свечения светодиода регулируется резистором R16. Порог срабатывания компаратора устанавливается потенциометром R11.
В качестве термодатчика можно использовать любой термистор с номиналом 0,5—2 кОм. Возможно, потребуется подбор резисторов моста R3, R4, R7.
ИП1 — любой стрелочный микроамперметр с током полного отклонения до 200 мкА. Потенциометры R6, R9, R11 желательно иметь многооборотные. Транзисторы подойдут любые из серии КТ361, КТ362, КТ363, VD1, VD2 — любые выпрямительные диоды.
Микросхему D 1 можно заменить на 140УД12. Допустимо применять другие операционные усилители, но при этом возрастет ток потребления термометра.
Измеритель испытан, показал хорошие результаты, очень надежен.