Существует уже немало конструкций ДУ лодочным мотором, однако с ростом требований к удобству управления судном эти конструкции постоянно совершенствуются. Из великого множества «выживают» далеко не все.
При использовании однотросовой системы с возвратной пружиной, для фиксации троса в любом положении в диапазоне рабочего хода применяются пульты, содержащие фиксатор, приводимый в действие дополнительным движением кисти руки. Это хотя и просто, но не совсем удобно, а при механизации или автоматизации этого процесса, например при использовании проводной электрической связи с мотором, появляется необходимость в введении дополнительных манипуляторов, что понижает надежность работы пульта.
Этого недостатка лишен пульт, схематично изображенный на рис. 1.
Пульт содержит храповое колесо со шкивом 1, установленное на оси вращения 6, трос 7, двуплечий рычаг 2 газа с рукояткой 8, установленный на оси поворота 3. Рычаг 2 через шарнир 5 и соединительное звено 4 связан с фиксатором, который включает в себя полый ползун 9, размещенный в направляющих и имеющий ограниченное продольное перемещение. В ползуне 9 установлена собачка 12, которая взаимодействует с пружиной 11 и имеет ограниченное перемещение.
Как работает пульт?
При необходимости натяжения троса 7 поворачивают рычаг 2 по часовой стрелке, вместе с ним вращается храповое колесо со шкивом 1 относительно оси 6. Ось 6 и ось шарнира 5 совпадают. При этом трос 7 накручивается на шкив. Собачка 12 под действием пружины 11 постоянно взаимодействует с храповым колесом, не мешая его вращению. Ползун 9 упирается в направляющие. При остановке рычага 2 храповое колесо 1 остается зафиксированным собачкой 12. При необходимости ослабления троса 7 рычаг 2 поворачивают против часовой стрелки. В этом случае рычаг 2 поворачивается относительно оси 3 и через шарнир 5 и соединительное звено 4 сдвигает ползун 9, а вместе с ним выводит собачку 12 из зацепления с храповым колесом 1. Под действием троса 7 храповое колесо 1 вращается против часовой стрелки, при этом перемещается и ось 3, которая, в свою очередь, отклоняет нижнее плечо рычага 2, а вместе с ним и вводит в зацепление собачку 12 с храповым колесом 1.
Предлагаемый пульт изготовлен автором и эксплуатируется уже несколько лет. За это время замечаний к его работе не было.
На основе описанного пульта разработана новая, очень простая и технологичная конструкция с «плавающей» осью (рис. 2).
Пульт содержит храповое колесо 1. изготовленное вместе со шкивом и рычагом газа 2, которое имеет свою ось вращения, расположенную в роликах 3. К шкиву крепится трос 4, имеющий боуденодержатель 5. Ролики 3 имеют направляющие 6 в корпусе 7 устройства. В этом же корпусе 7 на оси 8 расположен неподвижный уступ в виде ролика 9, выполняющий функцию собачки. Использование роликов 3 и 9 значительно снижает трение, возникающее при работе.
Пульт работает следующим образом. При необходимости натяжения троса 4 поворачивают за рукоятку 2 рычаг газа по часовой стрелке; вместе с ним будет вращаться храповое колесо 1 со шкивом вокруг своей оси. Ось при этом будет перемещаться вниз-вверх по направляющим 6 от воздействия ролика 9 и зубьев храповика 1. При остановке рычага ось храпового колеса 1 под действием троса займет верхнее положение, а зуб храпового колеса 1 войдет в зацепление с роликом 9.
При необходимости ослабления троса 4 рычаг за рукоятку 2 поворачивают против часовой стрелки. В этом случае ось храповика 1 будет перемещаться вправо-влево по направляющим 6 от взаимодействия ролика 9 и зубьев храпового колеса 1. В этом случае будет обкатываться роликом 9 другая сторона зубьев храпового колеса 1. Надежность статического состояния устройства и четкая его фиксация обеспечивается прижимом храпового колеса 1 к ролику 9 за счет направления действия троса в сторону вершины угла, образованного направляющими 6.
Предлагаемая конструкция проста в изготовлении, особенно при массовом производстве, когда имеются оснастка, штампы, литейные формы. Благодаря малому количеству деталей работа данного устройства будет надежнее, по сравнению с первым предлагаемым вариантом. Учитывая компактность устройства, возможно объединение подобных устройств в один блок (например для управления газом и реверсом или для управления несколькими моторами), используя дважды одну деталь. При этом достигается высокая унификация, что определяет малую стоимость.
Предлагаемая конструкция, как и первый вариант, защищена авторским свидетельством (положительное решение по заявке № 3598611/ /27-11 от 23.05.83).