В последние годы за рубежом электрические подвесные лодочные моторы (моторы ЭПЛ) получили довольно широкое распространение, что стало возможным с появлением хороших аккумуляторов. Такие известные фирмы, как «Джонсон», «Меркюри», «Ямаха», «Ниссан» и другие, специализирующиеся на выпуске подвесных карбюраторных моторов, уже давно поставляют на рынок в большом ассортименте весьма совершенные моторы ЭПЛ (характеристики некоторых из них приведены в таблице). Бесшумность, отсутствие вредных выбросов, простоте обслуживания и управления, небольшие габариты, малыи вес, высокая надежность — вот те достоинства, которые отличают электрические моторы от двигателей внутреннего сгорания
Сейчас в моторах ЭПЛ обычно применяют электродвигатели постоянного тока с возбуждением от постоянных, с большой магнитной энергией магнитов, в состав которых входят редкоземельные металлы (РЗМ). Это позволяет значительно уменьшить массу и объем электродвигателя, который чаще всего помещают в герметичный корпус в подводной части, а гребной винт насаживают непосредственно на свободный конец вале. С цепью повышения вращающего момента вращение от электродвигателя к гребному винту иногда осуществляется через понижающий редуктор.
Моторы ЭПЛ выпускают двух типов: для установки на корме или на носу лодки. Первые имеют струбцины для крепления к транцу; органы управления находятся на румпеле; управление лодкой осуществляется поворотом мотора вокруг вертикальной оси. Моторы, предназначенные для установки на носу лодки, крепятся к палубе и, как правило, имеют педальное (ножное) управление, что важно при ловле рыбы. Они являются обычно дополнительными к основному подвесному бензиновому мотору, который навешен на транце и служит для преодоления больших расстояний до места отдыха или рыбалки, где движение лодки происходит с помощью электромотора.
Моторы ЭПЛ, используемые в качестве основных, применяют в случае, если не предполагается значительное удаление лодки от базы: дальность плавания лодки с электромотором определяется емкостью аккумуляторной батареи и скоростью. Как правило, лодки с электромоторами на спокойной воде развивают скорость от 4 до 7 км/ч в зависимости от размеров судна, его обводов и мощности двигателя. Зарубежные моторы ЭПЛ способны развивать тягу (на швартовах) от 6,3 до 20 кгс, потребляя соответственно от 220 до 440 Вт. Известны и более мощные моторы — на 1500 и 2200 Вт.
С целью сбережения электроэнергии применяют дополнительные устройства, такие, как переключатели батарей для уменьшения скорости лодки и соответственно потребляемого то» импульсные модуляторы для дискретного (высококачественного) питания, электронные регуляторы скорости. Большое значение имеет правильный подбор гребного винта.
В нашей стране в торговую сеть поступают электрические подвесные лодочные моторы лишь одного типа: Псковский электромашиностроительный завод (ПЭМЗ) НПО «Псковэлектромаш» с начала 70-х гг. по настоящее время выпускает мотор ЭПЛ-2-У5 («Снеток»), Мотор прост, дешев (цена 1991 г. — 160 руб.), неприхотлив в эксплуатации и поэтому находит потребителей не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, хотя и не обладает большей частью достоинств, присущих современным зарубежным образцам.
Для того чтобы несколько повысить потребительские качества и технические параметры мотора «Снеток», в 1989—1990 гг. проведена модернизация его конструкции. Серийное производство модернизированного мотора (мотор ЭЛЛ-М) предполагается начать с 1992 г.
В результате модернизации, выполненной СПКТБ НПО «Псковэлектромаш», улучшен внешний вид, повышены эргономические свойства, увеличены мощность и тяга мотора. Эти улучшения достигнуты в результате применения оптимального гребного винта; в электродвигателе использованы постоянные магниты с РЗМ-наполнителем, обладающие относительно большой магнитной энергией и высокой коэрцитивной1 силой.
Более плотная компоновка электродвигателе и использование малогабаритных магнитов позволили уменьшить диаметр корпуса двигателя и сохранить его длину, несмотря на то что увеличено длине пакета якоря.
Рукоятка (румпель) мотора выполнено в двух вариантах: с встроенным электронным блоком регулятора скорости и без такового. Предусмотрена возможность разъединения мотора на две части для уменьшения размеров при транспортировке; а разобранном виде ЭПЛ-М укладывается в специальный переносной ящик.
С целью снижения затрет ив подготовку производстве модернизированного мотора применены многие детали от «Снетка», что, конечно, ограничило возможность повышения технических показателей Чтобы приблизить параметры ЭПЛ-М к лучшим зарубежным аналогам, необходима его более существенная переработке. Дальнейшее совершенствование должно быть направлено ив увеличение тяги при минимальном повышении потребляемой мощности. А поскольку невозможно создать мотор который удовлетворил бы интересы владельцев различных типов лодок, следовало бы создать ряд электромоторов, отличающихся по мощности и укомплектованных тяговым аккумулятором, подзарядным устройством и регулятором скорости. Массовое производство таких комплектов могло бы стимулировать развитие специальных лодочных баз для массового отдыха, способствовало бы улучшению экологической обстановки в местах отдыха, лова рыбы, охоты, в заказниках и охранных зонах.
Сейчас единственный завод в Союзе выпускает до 3000 подвесных электромоторов в год. Этого количестве для нашей огромной страны явно недостаточно, о чем свидетельствует неудовлетворенный потребительский спрос. Расширению применения электромоторов ив лодках способствовало бы и освоение отечественной промышленностью производства новых щелочных тяговых аккумуляторов, которые по сравнению с кислотно-свинцовыми автомобильными (стартерными) обладают большей емкостью, 6ольшим сроком службы, меньшими габаритными размерами и массой. При использовании таких аккумуляторов для питания лодочных моторов существенно увеличивается пробег лодки между подзарядками.
Пользуясь случаем, хотели бы обратить внимание предприятий, заинтересованных в массовом выпуске и сбыте товаров широкого потребления, на то, что производство подвесных электромоторов может быть налажено на любом предприятии электротехнической ориентации. СПКТБ НПО «Псковэлектромаш» готово предоставить техническую документацию для организации массового производстве современных моторов ЭПЛ по взаимосогласованным техническим требованиям, на условиях взаимовыгодного делового сотрудничества. Наш адрес: 180600, г. Псков, Октябрьский пр., 27, СПКТБ НПО «Псковэлектромаш»; телеграф «РУМБ», телефоны: 3-40-4S, 9-84-04.
Примечания
1. Коэрцитивная сила — напряженность магнитного поля, необходимая для полного размагничивания предварительно намагниченного ферромагнетика.