Моторы семейства «Вихрь» снабжены системой регулирования угла опережения зажигания, автоматически обеспечивающей его согласованное изменение с изменением частоты вращения двигателя. Однако в заводской конструкции отсутствует механизм корректировки угла опережения зажигания, от которого в немалой степени зависят максимальная мощность и экономичность двигателя.
Поскольку все детали двигателей изготовляются с допусками, то при заменах таких деталей, как коленчатый вал с шатунами, картер, цилиндры, поршни, магдино, маховик, стойка привода заслонки карбюратора, может произойти накопление погрешностей (допусков) одного знака — плюс или минус. К тому же в процессе эксплуатации мотора происходит износ деталей кривошипно-шатунного механизма, посадочного места основания магдино, образуются выработки и люфты на стойке и рычагах привода заслонки карбюратора и в других деталях.
Все это может привести к тому, что суммарная абсолютная погрешность может выразиться не в сотых или десятых долях, а в целых единицах миллиметров. Например, при изготовлении деталей в пределах допусков при классической системе зажигания с прерывателями разность в величине опережения зажигания между двумя цилиндрами при одинаковых зазорах в прерывателях достигает 1 мм и более (Е. Н. Семенов, Р. В. Страшкевич, «Моторы "Вихрь" на лодке», 1978, с. 96).
Мною разработано устройство для корректировки угла опережения зажигания на моторах «Вихрь» при работающем двигателе- Оно состоит из втулки с направляющими I, которая насаживается на стойку привода заслонки карбюратора вместо штатного рычага поворота основания магдино. В продольные пазы а, имеющие трапециевидное сечение, вставляется ползун 2 с кулачком 4. Во втулке 1 совместно со стойкой привода заслонки карбюратора просверлено отверстие с нарезанной в нем резьбой для регулировочного винта 3, конец которого упирается в ползун 2. На регулировочный винт необходимо поставить контргайку 6, препятствующую самопроизвольному откручиванию винта. На нижней стороне ползуна 2 сделана продольная канавка 6 глубиной 1,0—1,5 мм для ограничительного винта 5 (можно сделать его стопором).
Для ползуна можно использовать штатный рычаг, замерив его полную длину и сделав метку на стойке привода заслонки карбюратора, точно определяющую направление устанавливаемого рычага-устройства. Длину ползуна 2 и винта 3 нужно сделать такими, чтобы была возможность регулировать длину рычага в обе стороны. Размеры не указываю, так как они определяются в каждом частном случае.
Устройство работает следующим образом. Сделав метки на маховике и корпусе двигателя и установив стробоскопический прибор, запускают двигатель и направляют свет импульсной лампы на маховик и корпус двигателя в районе меток. Если метки не совпадают, это свидетельствует об отсутствии оптимального угла опережения зажигания; винтом 3 регулируют длину рычага поворота основания магдино до полного совпадения меток, что произойдет при оптимальном угле опережения зажигания. В этом положении регулирующий винт 3 контрят гайкой 6.
Если на лодке имеется аккумулятор напряжением 12 В, можно пользоваться стробоскопическим прибором «Искра», предназначенным для проверки и установки момента зажигания на работающем двигателе автомобиля «<Жигули» (изготовитель — Радиозавод, г. Рязань).
При отсутствии стробоскопического прибора для установки угла опережения зажигания можно использовать механический и, в крайнем случае, электронный тахометр, по показаниям которых и устанавливается угол опережения зажигания на работающем двигателе.
Если на классической системе зажигания с прерывателями можно определить оптимальный угол опережения зажигания с помощью индикатора, то на бесконтактной электронной системе зажигания корректировку угла опережения зажигания возможно производить только с помощью стробоскопического прибора (см. «КиЯ» №91), которым я и рекомендую пользоваться.