Такая деталь, как крыльчатка помпы, которая гонит воду в двигатель "Салюта" для охлаждения, и раньше всегда была большим дефицитом. А сейчас и говорить нечего — достать ее невозможно. При работе же без охлаждения двигатель через несколько минут выходит из строя. Нужно ли говорить, сколько "Салютов’’ стоят на приколе из-за этой самой крыльчатки!
Однако беда это поправимая. Новую крыльчатку можно изготовить 8 домашних условиях, без станков и большого набора инструментов.
Потребуется гайка М12, которая будет корпусом крыльчатки; обычно это гайка под ключ 19. Отверстие с резьбой следует расточить до диаметра 11.5 мм, но делать это надо очень аккуратно, чтобы гайка не болталась на валу. По центру каждой грани надо просверлить отверстия 2.5-2.6 мм и нарезать в них резьбу М3. Затем лобзиком, надфилями или ребром плоского напильника надо вырезать шлиц 2x2.5 мм для крепления на валу.
Фигурные шайбы с отогнутым в виде треугольника одним краем, который является ребром жесткости для каждой из лопастей, лучше изготовить из какого-нибудь эластичного и износостойкого материала, например, из полиэтилена. В каждой из шести шайб, а также в лопастях по месту сверлятся отверстия для винтов М3.
Заготовки для лопастей должны быть размером не менее 10x25 мм. Материал может быть любой. Можно применить, например, полиэтилен от крышек для консервирования или от флаконов из-под шампуня, либо более твердые материалы, такие, как фторопласт или гетинакс. Если будет выбран достаточно твердый материал, то фигурные шайбы с отогнутым в виде треугольника краем делать необязательно, можно поставить обычные — круглые шайбы.
Дальше можно приступать к сборке. Лопасти следует обязательно расположить так, чтобы верхний край лопасти возвышался над гайкой приблизительно на 0.5 мм, тогда гайка не будет касаться крышки корпуса при работе помпы.
Следующая операция — это подгонка лопастей по длине и высоте, так как в каждом отдельном случае выработка корпуса помпы происходит по-своему.
При последней операции необходимо раскернить винты, которыми будут закреплены лопасти, а лишние их части срезать круглым напильником.
Благодаря этой небольшой работе вы получите универсальную крыльчатку, при выработке лопастей которой всегда можно быстро вырезать новые, взамен изношенных, и быстро заменить их.