Evinrude/Johnson (ОМС) — США
ОМС значительно усовершенствовала свою 15-сильную четырехтактную модель, добавив акселераторный насос, управляемый механически дросселем. Это дало 30% экономии топлива, а сравнении с вакуумным предшественником. Добавлена также собственная разработка компании — стартер SmartStartc с низкими крутящим моментом и инерционной отдачей. Такой же стартер будет поставлен на 9.9-сильную модель High Thrust и 15-сильный четырехтактный двигатель.
Четырехтактный ряд ПМ (сегодня это моторы на 5: 6; 8; 9.9; 15 и 70 л.с.) расширился и в сторону меньших мощностей, 6-сильная модель, унаследовавшая многие черты обновленной 15-сильной, будет оснащена управляемой электроникой системой прогрева и обогащения топлива, а также системами впрыска и зажигания.
Среди 45 базовых моделей двухтактных ПМ системой с пониженным выбросом вредных веществ FICHT будут оснащены 175-сильная модель V6s, а также 90- и 115-сильные V4s. По расчетам это даст 35% экономии топлива. 50% экономии масла и снижение выброса углеводородов на 80%, в сравнении с ранее выпускавшимися аналогами (см. "КиЯ" №162).
ОМС находится на втором году восьмилетией программы развития. У нее несколько иной подход к технологии прямого впрыска топлива, нежели та, которую внедряет Mercury/Mariner на моделях OptiMax (см. "КиЯ" №163). ОМС оснащает большинство моделей Evinrude/Johnson от 20 до 250 л.с. технологией впрыска FICHT. Поскольку ОМС теперь крупнейший держатель акций компании FICHT GmbH, она ищет возможности применения этой технологии за пределами сектора двухтактных двигателей.
DDC плюс ОМС
Корпорация Detroit Diesel намерена приобрести за 500 млн. долл. Outboard Marine Corporation (ОМС). Сделка совершится в два этапа. Если данное соглашение будет подписано, дизелестроительная корпорация DDC станет крупнейшей и морском моторостроении, будет ведущим "игроком" практически в любом секторе этого рынка. Она уже выпускает собственный ряд стационарных морских дизелей, а также перепродает в США двигатели Volvo Penta и MTU.
До сих пор ОМС удавалось оставаться на плаву, но во втором квартале 1997 г. она понесла убыток в размере 13 млн. долл. Продажи в этом квартале сократились на 17%. Годовой оборот компании за 1996 г. составил 1.12 млрд. долл. Председатель совета директоров и исполнительный директор ОМС Хэнк Боумэн заявил, что компания нуждается в инвестициях, чтобы закончить программу технического перевооружения, начатую два года назад. Средства нужны также для окончания работ над системой впрыска топлива и масла FIGHT для двухтактных бензиновых моторов. С другой стороны, у компании есть резерв наличности в размере 7% от годового оборота. К тому же она подписала несколько соглашений об уступке лицензионных прав на FIGHT для использования в неморском секторе рынка.
ODC оценила ОМС в 320 млн. долл., но к этому должен быть приплюсован долг ОМС в размере 180 млн. долл. ОМС станет подразделением DDC и 67% ее акций буду» проданы по цене 16 долл. за акцию. Оставшаяся часть будет обменена на акции DDC. Совет директоров согласился с предложением и рекомендовал своим акционерам принять эти условия.
Хотя DDC и не терпела в последнее время таких убытков, как ОМС, прибыли ее в течение нескольких лет были весьма скромными. Оборот в 1996 г. упал на 140 млн., а доход составил 3.8 млн. при общем объеме продаж 1.96 млрд. долл. Уровень продаж DDC в морском секторе в 1996 г. составил 156 млн.
После того как и июле условия сделки были обнародованы, реакция представителей промышленности и, в частности, дилеров ОМС была весьма положительной. Розничные продавцы рады тому, что ОМС так или иначе останется на плаву. Многие уверены, что председатель совета директоров DDC Роджер Пенске сможет усилить рыночные позиции ОМС, а это в свою очередь оживит и весь рынок.
Force — США
Компания выпускает двухтактные ПМ от 5 до 120 л.с., но в этом году новых моделей нет, поскольку Force постепенно интегрируется в ряд моторов Mercury. Модернизация касается только дизайнерских проработок
Honda — Япония
Выпускает только четырехтактные моторы 13 моделей в диапазоне от 2 до 130 л.с. Первой начав их выпуск, она по-прежнему лидирует в этом секторе, выпустив в 1997 г. 11 новых моделей от 2 до 90 л.с. В 1998 г. компания планирует выпустить новые модели мощностью до 130 л.с., которые и в условиях обострившейся конкуренции обеспечат ей лидерство. Впервые преимущества четырехтактных двигателей будут распространены на сферу установок для мощных спортивных катеров
115-сильная модель BF115 и 130-сильная BF130 базируются на четырехцилиндровом прототипе Honda 2.3 Accord — с 16 клапанами в компоновке SOHC (single overhead camshaft), объем 2.25 л. Применена многоточечная система впрыска (по одному инжектору на отверстие) Система так называемого программируемого впрыска топлива должна обеспечить высокую производительность и надежность мотора.
Mercury/Mariner — США
Как и ожидалось. Mercury/Mariner выпустила столько новых моторов, что их трудно даже перечислить В 1997 г. к мощностному ряду компании добавились четырехтактные моторы 15 Big Foot, 25 Big Foot, 40 Big Foot, 50 Big Foot. Теперь выпускается 7 четырехтактных моделей.
15-сильные модели имеют в основе двухцилиндровую компоновку SOHC, объем 323 см3, прямой впрыск и ручной или электрический запуск. Термин "Big Foot" относится к редуктору с повышенным коэффициентом передачи (2.42:1 вместо 2.00:1). Это позволяет применять гребные винты с шагом в пределах 9.5-14.5 дюймов вместо 5.5-10.5.
Модель 25 Big Foot двухцилиндровая, 498 см3 SOHC, прямой впрыск, ручной или электрический запуск. При передаче 2.40:1 шаг используемых винтов может варьироваться от 8 до 19 дюймов.
Модель 50 Big Foot четырехцилиндровая, 935 см3 SOHC, электрический или ручной запуск. При передаче 2.30:1 шаг винта может варьироваться от 9 до 26 дюймов. Модель 40 аналогична, но при передаче 1.83:1 шаг винта варьируется в пределах 8-19 дюймов.
Традиционный ряд двухтактных ПМ пополнился новым трехцилиндровым мотором объемом 967 см3, который стал прототипом для 40-, 50- и 60-сильной моделей. Общими чертами для них являются модульная система впрыска топлива, управляющая процессом независимо для каждого цилиндра; упрочненный блок цилиндров с более толстыми стенками и меньшим числом прокладок и крепежа.
Компания расширила также мощную часть своего ряда четырьмя моделями с системой прямого впрыска OptiMax. Эта технология со временем будет использоваться во всех ПМ мощностью свыше 75 л.с., но пока ею оснащены модели на 135, 150, 200 и 225 л.с. типа V6. Компания уверена, что это даст практически бездымную работу при экономии топлива 40% и масла 50%. Содержание масла в смеси меняется от 60:1 на полной мощности до 400:1 на холостом ходу при низких оборотах — 400 об/мин.
По прежнему сохраняется выпуск 7 моделей водометных ПМ и четырех установок для парусных яхт.
Nissan — Япония
Двухтактные моторы, 16 моделей мощностью от 2.5 до 140 л.с. носят фирменный знак Nissan Marine, хотя фактически выпускаются фирмой "Tohatsu". В диапазоне свыше 140 л.с. Suzuki поставляет Nissan моторы типа V6 мощностью до 225 л.с.
В 1998 г. ряд Nissan Marine дополняется новой моделью мощностью 9.8 л.с. Это — двухцилиндровый ПМ с выхлопом через ступицу, с термостатом, водяным насосом из нержавеющей стали. Возможна эксплуатация на мелководье, запуск — электрический или ручной. Управление — румпелем или дистанционное При весе 26.8 кг ПМ имеет весьма выгодное соотношение мощность/вес.
ПМ Nissan продаются главным образом в Северной Америке. На выставке IMTEC в Чикаго в конце 1997 г. была выставлена упомянутая модель 9.8 л.с., а также прототипы 5-сильного четырехтактного и 50-сильного моторов, оснащенных системой впрыска с пониженным выбросом Orbital. Ожидается, что эта технология будет окончательно готова к реализации в 2000 г. Первыми моделями с этой технологией станут моторы на 9.9 и 15 л.с., которые планируется выпустить в 1998 г.
Ruggerini — Италия
Выпускает дизельные двухцилиндровые ПМ мощностью 16 и 25 л.с. Никаких изменений в эти модели компания не планирует. F15 — мотор обьемом 654 см3 с воздушным охлаждением, развивающий мощность 16 3 л.с. F25 — с водяным охлаждением, обьемом 851 см3 и мощностью 25 л.с. Обе модели собираются на дейдвуде фирмы Selva.
Selva — Италия
Этот единственный в Европе крупный производитель ПМ не только не сдается под натиском американских и японских конкурентов, но даже напротив — расправляет крылья. Выпускается 80 различных ПМ в диапазоне от 2 до 100 л.с. Компания выпускает дейдвуды для Ruggerinl, а теперь продает ее модель F25 под своей маркой Selva Р900 Diesel. Кроме того, некоторые модели Selva (до 80 л.с.) продаются под маркой Seagull Sport.
В 1998 г. Selva планирует выпустить новые одноцилиндровые модели на 3.5 и 4 л.с. обьемом около 70 см3. Согласно недавно принятой политике компании давать моторам "географические" названия эти модели будут называться 3.5 Corsa и 4 Corsa.
Suzuki — Япония
Выпускает 22 базовые модели двухтактных ПМ мощностью от 2.2 до 225 и 4 модели четырехтактных от 9.9 до 70 л.с.
Расширяя ряд четырехтактных ПМ, компания перескочила 50-сильный барьер, на котором застряло большинство конкурентов. и выпустила модели мощностью 60 и 70 л.с. с компоновкой "common overhead cam". DF60 и DF70 будут исключительно экономичными первыми четырехтактными ПМ с электронной системой впрыска.
Приняты специальные меры по снижению шума во всем диапазоне мощностей, а настроенный глушитель снижает уровень шума на больших скоростях. Оба ПМ удовлетворяют требованиям Агентства по охране окружающей среды США, которые будут введены в 2006 г.
Две новинки «Suzuki»
Четырехтактные модели DF60/70 появились на рынке осенью минувшего года и наглядно продемонстрировали преимущества четырехтактной схемы в среднем диапазоне мощностей. Обе модели основаны на автомобильном прототипе объемом 1298 см3. Это первые, как утверждает компания четырехтактные моторы с электронным впрыском топлива. Электронная система управления постоянно отслеживает работу всех узлов с помощью комплекта датчиков и приводит режим к оптимальному для конкретных условий. Путем усовершенствования системы подачи топлива (добавлен уравнительный резервуар большой емкости), стабилизации сгорания и выхлопа, а также добавления в конструкцию глушителя уровень шумности двигателя существенно снижен на всех режимах работы.
Новый 2-токтный. Новое поступление в семействе двухтактных подвесных моторов — модель "DT5". По сравнению с прототипом "DT4", у этой одноцилиндровой "портативной" модели объем цилиндра увеличен с 90 до 109 см. Мотор развивает мощность 5 л.с. при частоте вращения 4600-5400 об /мин.
Характерные особенности этого подвесника, рекламируемого как олицетворение одноцилиндровой простоты, таковы непрерывное электронное зажигание, встроенный топливный бак. возможность поворота на 360 градусов, выхлоп над пиитом, короткий (381 мм) или длинный (508 м.) дейдвуд.
Tohatsu — Япония
Выпускает двухтактные ПМ мощностью от 2.5 до 140 л.с. и 2 модели четырехтактных 9.9 и 15 л.с.
В ряду двухтактных появилась модель М9.8В мощностью 9.9 л.с., основанная на 8-сильном прототипе; она легче и дешевле предыдущей модели M9.9D. Компания импортирует технологию впрыска Orbital из Австралии и намерена внедрить ее для снижения выбросов.
На двухтактных ПМ 60 и 70 л.с. усилен редуктор, что позволяет владельцам устанавливать более "нагруженные" винты. Улучшается дизайн моделей мощностью от 5 до 50 л.с.
Yamaha — Япония
В 1997 г. компания сконцентрировала усилия на программе расширения ряда четырехтактных ПМ от 2 до 200 л.с., которая рассчитана до 2000 г. На сегодня таких ПМ всего шесть.
Новинки — это модели мощностью 4; 9.9 и 15 л.с. Модель F4 — одноцилиндровый мотор объемом 112 см3 со встроенным топливным баком (1 л), прямым впрыском, поворотом румпеля на 360° по горизонтали и регулировкой угла наклона от вертикали от 4 до 20°. Вес 22 кг при стандартной высоте транца (381 мм) и 23 кг — при увеличенной (508 мм).
Модели F9/9C и F15 имеют один и тот же двухцилиндровый блок объемом 323 см3, электронную систему зажигания, управляются румпелем или дистанционно, угол наклона румпеля меняется в пределах 8-20°. Вес в зависимости от длины дейдвуда и системы запуска (ручная или электрическая) составляет 45-50 кг.
В 1998 г. добавится четырехцилиндровая модель DOHC (с 16 клапанами) мощностью порядка 75-100 л.с. Компания не раскрывает точную мощность до того, как пройдут стендовые испытания.
Yamaha продолжает развивать и семейство двухтактных ПМ. Выпущена новая модель 40Х серии Origin мощностью 40 л.с.: модернизирована 30-сильная модель Двухцилиндровый 40Х объемом 703 см3, по словам специалистов компании, будет развивать "колоссальный" крутящий момент и наивысшую для своего класса мощность. Запуск ручной или электрический, управление румпелем или дистанционное. Среди новшеств следует упомянуть размещение управления реверсом в передней части мотора и выключателя двигателя — на румпеле для аварийной остановки.
Модель 30DETOL это переделка популярной трехцилиндровой модели объемом 496 см3 и мощностью 30 л.с. в одноцилиндровый вариант.
Yanmar — Япония
Выпускает дизельные ПМ мощностью 27 и 36 л.с. Это трехцилиндровые дизели с прямым впрыском. Объем цилиндров 808 см3 у D27 и 1109 см3 у D36.
Новых моторов компания выпускать не планирует.