Из ежегодного отчета "Bombardier" за 2001 г.
Когда в декабре 2000 г. корпорация "ОМС", производитель подвесных моторов "Johnson" и "Evinrude", закрыла свои двери навсегда, этот день стал черным днем для моторной индустрии. В течение нескольких лет ни для кого не было секретом, что "ОМС" в трудном положении. Фирма была на грани краха в 1997 г., но тогда ее спас финансист Джордж Сорос. Несмотря на его вливание в "ОМС" сотен миллионов долларов, обещанный высокий товарооборот так и не был достигнут. К концу 2000 г. ежемесячные убытки составили 8 млн долл. — никакое предприятие не сможет выжить с такими показателями.
Так или иначе, в феврале 2001 г. "ОМС" была распродана по частям. Катеростроительные предприятия сразу отошли "Genmar Industries", тогда как наиболее вероятным покупателем моторостроительных предприятий сначала считалась "Suzuki" ("ОМС" покупала у нее четырехтактные моторы), затем "Mercury", однако в конечном счете сделку совершил аутсайдер — "Bombardier".
Это франко-канадская компания, вероятно, более известная в сфере товаров для морского отдыха благодаря своим гидроциклам и катерам "Sea-Doo". Многим знакомо ее австрийское дочернее предприятие "Rotax", выпускающее двигатели для вездеходов и снегоходов. Товары для отдыха, которые выпускает ее подразделение, — лишь небольшая часть всего ассортимента. Компания имеет и аэрокосмическое подразделение и занимает четвертое место в мире по строительству самолетов, а ее транспортное подразделение — мировой лидер по производству рельсового транспорта (поезда, трамваи, оборудование и системы для метро). Четвертое подразделение, — так сказать "капитальное": занимается финансами и услугами. Доход от всех четырех подразделений в 2001 г. составил 16.1 млрд канад. долл. (в том числе аэрокосмическое подразделение — 10.5, товаров для отдыха — 1.6, транспортное — 3 и капитальное — 1 млрд).
В 2001 г. время от времени публиковались пресс-релизы о том, что "Bombardier" приобрела новую производственную площадку в Стуртеванте (шт. Висконсин) и что она осваивает производственную программу "Johnson" и "Evinrude". Фактически лишь в октябре 2001 г. был подготовлен к публикации модельный ряд ‘Johnson" и "Evinrude" на 2002 г. В Европе его обнародовали в октябре на выставке в Генуе, заодно предали гласности и список дистрибьюторов. Большая часть служащих "ОМС" ушла, дистрибьюторы разбежались, так что предстояло подобрать новых энергичных людей и для того, и для другого.
Вскоре после выставки в Генуе "Bombardier" пригласила прессу на презентацию в свой Испытательный центр "Ralph Evinrude" в городе Стюарт (Флорида). Она состоялась за три дня до Рождества и на ней помимо множества американских журналистов присутствовали издатели из большинства европейских стран.
Президент подразделения товаров для отдыха Майкл Бэрил кратко представил нам компанию. "Bombardier" была основана в 1942 г., ныне насчитывает 79 тыс. человек из 24 стран. По его словам, "Bombardier" стремится к лидирующей роли "во всем, что касается перемещения людей в пространстве". В практической плоскости это означает, что компания стремится к лидерству и в производстве подвесных моторов. Бэрил привел несколько примеров того, как "Bombardier" решала подобные масштабные задачи в прошлом в других отраслях, и сказал, что в ближайшее время в Стюарте мы увидим, как компания намерена поднять товарооборот моторов марок "Johnson" и "Evinrude". Приобретая две торговые марки и в придачу технологию прямого впрыска для двухтактных моторов фирмы "Ficht Technology", она не намеревалась продолжать дела так, как вела их "ОМС". Новое руководство понимает — придется опять начать все сначала. Это обойдется не дешево, а на деле будет означать, что моторы уйдут с рынка на целый сезон, но другого пути у "Bombardier" просто нет. За прошедший период была пересмотрена вся маркетинговая стратегия, выработан новый имидж для упомянутых торговых марок: "Johnson" — "старая добрая марка" карбюраторных двух- и четырехтактных моторов, "Evinrude" — марка высокотехнологичных двухтактных моторов с прямым впрыском. Технология "Ficht" подверглась независимому техническому аудиту, и хотя результат показал, что у нее хороший потенциал, были выявлены и чисто технические проблемы, причина которых — преждевременный запуск в производство недостаточно "обкатанной" технологии. "Bombardier" уверена, что после некоторой доводки "Ficht" обеспечит как надежную работу моторов, так и соответствие выбросов нормам нынешним и будущим, включая самые жесткие: CARB-2008.
Презентацию продолжил Рок Ламберт, вице-президент и генеральный директор. Представляя отчет о контроле качества, он сказал: "Мы вложили серьезные средства, чтобы возрожденные торговые марки "Johnson" и "Evinrude" превзошли ожидания покупателей. Мы начали с анализа каждого мотора в линейке и выработки подробнейшей программы по повышению их качества и характеристик". Затем Ламберт перешел на авиационную терминологию: "Мы применяем те же подходы для обеспечения долговечности, качества и надежности этих моторов, что использовались нами при создании реактивных самолетов "Learjet" и "Challenger". Наша цель — сделать каждый мотор в линейке образцом совершенства и качества".
Затем мы провели полдня, осматривая различные узлы бывшей "ОМС", от коленчатого вала до электронных модулей "Ficht" и от смазочной системы до коробки передач. На миллионы долларов было отбраковано деталей, не соответствующих по качеству требованиям "Bombardier". Более того, отныне введен режим 100-процентного контроля качества для ключевых компонентов, более 2 млн долл. инвестированы поставщиками комплектующих в производство для повышения их качества. Для проверки ответственных деталей на долговечность применен ускоренный тест по определению их жизненного цикла.
Нам предоставили возможность опробовать ряд моторов "Johnson" и "Evinrude" на 18 катерах, некоторые — со сдвоенной установкой. Линейка моделей "Johnson" 2002 г. охватывает двухтактные карбюраторные моторы мощностью 3, 5, 25, 30, 40, 50, 90, 115, 150 и 175 л.с., а также четырехтактные мощностью 6, 8, 10, 15, 40, 50, 60 и 70 л.с. Модели мощностью 40-70 л.с. поставляет "Suzuki". Весь модельный ряд "Evinrude" — двухтактные моторы с прямым впрыском по технологии "Ficht": 75, 90, 115, 135, 150, 175, 200, 225 и 250 л.с. На последующий сезон 2003 г. линейка "Johnson" увеличится за счет новых маломощных моделей и расширения диапазона четырехтактных моторов. Ряд "Evinrude" также расширится за счет моторов с технологией "Ficht". Одним из них, вероятно, станет мотор мощностью 3.3 л.с., который был продемонстрирован нам в ходе презентации.
В целом получилось впечатляющее шоу, и "Bombardier", скорее всего, была вполне искренна, когда говорила о новом старте. Эта компания много раз преуспевала там, где другие терпели крах. Свежий взгляд на самые передовые технологии и солидный производственный опыт — как раз тот коктейль, который необходим и некоторым другим в отрасли. "Bombardier" не скрывает, что претендует на лидирующую роль в отрасли — вопрос лишь в том, какие ответные шаги предпримут другие компании теперь, когда призрак ненадежности, дурного управления производством и финансовой нестабильности "ОМС" ушел на вечный покой!