История "Нептуна-23" насчитывает более 30 лет и уходит корнями в конец 60-х гг. Его прототипом стал в свое время 18-сильный подвесной мотор "Archimed Penta", выпускавшийся под патронажем шведской фирмы "Penta". Приспособив хорошо зарекомендовавший себя мотор под отечественные технологии, завод, носящий сегодня имя В. В. Чернышева, стал производить его как товар народного потребления. Эксплуатация первых 18-сильных моторов выявила ряд его слабых мест. Через несколько лет была выпущена 20-сильная версия — "Нептун-М", а еще через пару лет — нынешний "Нептун-23". За это время были устранены недостатки конструкции, к примеру, редуктор мотора выдержал в ходе заводских испытаний многочасовую нагрузку, хотя вместо масла в него была залита обыкновенная вода. Проблемы перестройки, которые переживало все отечественное производство, привели к тому, что к концу 90-х гг. выпуск "Нептунов" сократился почти в десять раз. Однако через некоторое время появилась реальная возможность усовершенствовать этот мотор, сделав его конкурентоспособным, и выйти на рыночные просторы. Решив, что грех упускать такую возможность, отдел главного конструктора по товарам народного потребления разработал и предложил к производству модернизированную модель "Нептун-25", которая уже сегодня готова к серийному выпуску.
Что поменялось в новой модификации? Во-первых, увеличился рабочий объем до 408 см3 за счет применения новых поршней диаметром 67 мм. Поршни поставляются ковровским заводом имени В. А. Дегтярева. Это предприятие обладает современным оборудованием, позволяющим выпускать большие партии практически одинаковых по размерам и весу поршней высокой надежности.
По результатам стендовых испытаний, мощность "Нептуна-25" составляет от 24.5 до 25.5 л.с. и более. Увеличение рабочего объема привело к ощутимому росту крутящего момента, что положительно сказалось на разгонной динамике.
Карбюратор поставляет Санкт-Петербургский карбюраторный завод "ПЕКАР" и имеет маркировку "К65А" (ранее — "К65Л"). Сегодня, правда, ведутся работы по усовершенствованию этого карбюратора, и, вероятно, в ближайшее время на моторы будет устанавливаться другая модель или модификация.
Часть двигателей оборудуется электронной системой зажигания "МБ-23", которая унифицирована по крепежам с обычным контактным зажиганием "МБ-1". Это позволяет в случае необходимости заменить одну систему зажигания на другую без каких-либо переделок. Системы зажигания, которыми завод комплектует моторы, за долгие годы эксплуатации зарекомендовали себя как надежные и неприхотливые. Однако то, что хорошо было в 70-80-е гг., сегодня уже не удовлетворяет взыскательного пользователя. Многим хотелось бы видеть современную систему зажигания, которая позволила бы мотору устойчиво работать на более низких оборотах холостого хода, а также стабильно держать режим работы "на дорожку", набирающую в последнее время все большую популярность у рыбаков.
В ближайшее время в продаже должны появиться моторы с дополнительным подшипником ступицы гребного вала. В новой версии предполагается установка дополнительного подшипника большего диаметра, который должен увеличить площадь соприкосновения с валом.
Многие, наверное, знают, что ряд фирм на свой страх и риск предлагают электрический стартер для "Нептуна" с комплектом установки, в который входит ленточный механизм крепления. Сегодня на заводе разработан специальный кронштейн, который будет устанавливаться серийно, и уже на него будет крепиться электрический стартер чешского производства "Magneton". После достаточно долгих колебаний предпочтение отдали именно ему в связи с его малым весом и небольшими габаритами, ну и, разумеется, надежностью. Высокая точность изготовления кронштейна позволяет говорить о том, что нарушение соосности стартера и коленчатого вала исключается вовсе. Ленточное крепление, как известно, в случае его неправильной установки может со временем само выйти из строя и вывести из строя стартер. Зубчатый венец маховика изготавливается из высококачественной стали для уменьшения его износа в процессе эксплуатации.
И, наконец, последнее: колпак. Сейчас ведутся работы по его усовершенствованию, в том числе и по подбору нового материала для его изготовления. "Нептун-25" решили сделать полностью черным. По идее, неплохо. Смущает лишь "автомобильный" глянец, который выявляет все огрехи литья. Возможно, его заменят на матовую краску, которая поможет скрыть все неровности. Это уже вопрос времени и денег. Применение дорогих лакокрасочных материалов может увеличить стоимость мотора, так как придется менять технологию целиком.
Стоимость "Нептуна-25" с электростартером составляет примерно 27 тыс. руб.1 (самая дешевая версия "Нептуна" сегодня — примерно от 20 тыс. руб.1), в то время как аналогичные по мощности и рабочему объему "иномарки" стартуют с отметки 65 тыс. руб. Разница более чем ощутимая. Поэтому "Нептун-25" привлечет отечественного покупателя, а завод сможет уверенно чувствовать себя в этой рыночной нише.
Итак, новый "Нептун-25" получился удачным. Благодаря модернизации он вполне может конкурировать с импортными 25-сильными моторами. Малый расход топлива, а также возможность эксплуатации на низкооктановом бензине и нетребовательность к качеству масел дает ему серьезные козыри. Как показали гонки на приз "КиЯ", в которых в этом году принимала участие надувная лодка "Корсар" с новым "Нептуном-25", он не уступает по скоростным и мощностным показателям импортным. Новый "Нептун", разумеется, не без участия пилота Юрия Жуковского, завоевал 2-е место в 15-минутной гонке, а в спринте легко обошел пластиковую лодку с 25-сильной "Yamaha".
Сегодня завод практически готов к серийному выпуску "Нептуна-25". По словам начальника отдела, главного конструктора по товарам народного потребления Юрия Ефремова, если будет заказ, то производство способно изготавливать от 3 до 10 тыс. моторов в год, а будет ли продолжаться эволюция "Нептуна", говорить пока рано. Теперь главное — учиться конкурировать на рынке и доводить потребительские качества мотора до уровня зарубежных, удерживая при этом свою цену.
Примечания
1. Порядок цен ориентировочный и не отражает реальную стоимость в магазинах.