Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Кругозор / Интересные факты / 1965 год / Почему катер называется «катер»
    Подкатегории раздела
    Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Туристический катер Ленинградец
    Катер Тисса с закрытой каютой
    Катер МК-29 для тренировок и соревнований
    Катер из стеклопластика на полиэфирной смоле
    Туристский катер Персей
    Туристский катер Мечта с разборной рубкой
    Гоночный катер на лыжах
    Прогулочно-туристский катер Комета
    Малый туристический катер Бемби
    Пластмассовый катер «МК-31»
    Прогулочно туристский катер «Тайфун»
    Катер-амфибия «Гном»
    Стеклопластиковый катер с водометным движителем
    Туристический катер «Снарк»


    Почему катер называется «катер»

    Год: 1965. Номер журнала «Катера и Яхты»: 4 (Все статьи)
              0



    Общеизвестное слово «катер» уже давно потеряло значение термина и прочно вошло в русский литературный язык. Оказывается, оно было названо в «Словаре церковно-славянского и русского языка», выпущенном еще в 1847 году! Однако в те времена это слово было еще «новичком», да и обозначало не совсем то, что означает сейчас. Как же оно попало в русский язык?

    Слово «катер» заимствовано нашими моряками вероятнее всего во второй половине XVII! века и происходит от английского cutter, что по существу совпадает с голландским (cotter), немецким (Kutter) и французским (Cotre) вариантами того же Ставшего международным термина. Английское cutter образовано от глагола to cut — резать, разрезать. Таким образом, интересующее нас Слово можно перевести как «разрезающий». Кстати, в русском языке у катера есть очень близкий родственник: ведь от того же корня образовано хорошо знакомое всем нам слово «котлета»! А вот другому родственнику «не повезло» морской термин «котватер» (водорез) у нас не прижился и фигурирует в нынешних словарях как явно устаревший.


    В эпоху парусного флота катерами называли большие (10—18 весел). Но сравнительно легкие, с острыми (режущими) обводами корабельные шлюпки, более быстроходные, чем, например, баркасы. Напомним, что в этом смысле термин благополучно продержался вплоть до наших дней (см. «Катер гребной»), С появлением на флотах паровой машины весельнопарусные корабельные катера стали превращаться в паровые; с тех пор слово «катер» и оказалось тесно связанным с представлением о быстроходном и мореходном суденышке, имеющем механический двигатель.

    Вооружение паровых корабельных катеров минами (сначала буксируемыми и шестовыми, а затем и самодвижущимися — торпедами) положило начало развитию москитного флота. Термин «катер» получил еще одно, специфически военное значение — малый быстроходный военный корабль. Так корабельная шлюпка сама стала кораблем.

    Но вслед за боевыми появились и гражданские катера. Широкое распространение дешевых и экономичных двигателей внутреннего сгорания, быстро вытеснивших паровую машину с малых судов, придало уже привычному слову «катер» совсем новый смысл: весельно-парусная корабельная шлюпка превратилась В водный автомобиль — быстроходное служебно - разъездное, туристское или гоночное малое моторное судно, ничем не связанное ни с большими кораблями, ни с военным флотом.


    Теперь снова вернемся к парусному флоту. Дело в том, что в нашем морском языке сохранилась еще одна «разновидность» рассматриваемого термина, кстати, более близкая английскому или немецкому написанию, — «куттер».7 Оказывается катерами, кут-терами или тендерами назывались еще и самые малые парусные суда. Если обратиться к «Истории корабля» Н. Боголюбова, можно выяснить, что это были палубные одномачтовые суда (военные и купеческие выглядели одинаково) длиной от 21 м и водоизмещением до 200 т, хорошо ходившие в лави-ровку. В наши дни эти термины — «куттер» (или чаще «тендер») — обозначают уже не столько тип судна, сколько тип парусного вооружения. Кстати, и некоторые другие названия типов парусного вооружения восходят к обозначениям типов малых Судов: именно так появились термины «иол», (от «ял» — Jawl) и «шлюп» (ср. наше «шлюпка» — sloop, Sloep).

    Между прочим, тот же Н. Боголюбов свидетельствует, что в прошлом веке наряду с формами «катер» и «куттер» существовал и вовсе безобразный вариант того же термина — «катур». Но уже тогда (1880 г.) употреблялся этот термин очень редко, так как катуры («большие» и «малые») встречались только в низовьях Дона.

    Как бы то ни было, форма «куттер» оказалась живучей и долгое время применялась для обозначения того или иного типа парусного судна. Вот, например, в 24 томе БСЭ говорится: «Куттер — тип парусного грузового или промыслового судна грузоподъемностью до 100 т, широко применявшегося на севере СССР до 30-х гг.» Но и на промысловых судах паруса потеряли былое значение. Термин «куттер» как название типа судна, очевидно, доживает последние годы и обозначает теперь определенный тип самого малого моторного промыслового судна, но и здесь все чаще вместо него применяют привычное слово «катер».


    Понравилась ли вам эта статья?
    +3

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Модель яхты на подводных крыльях с жестким парусом
    В четыре раза быстрее ветра!
    Интервью с американским яхтсменом Б. Ченсом
    О форме сечения мачт
    Международная классификация катамаранов
    Океанский тримаран Спиехед
    Выездная сессия секции мелкого судостроения
    Ленинградской спасательной службой спасено 2698 человек
    Суда на воздушной подушке для туризма
    Новая крейсерская яхта из армоцемента
    Выездная сессия секции мелкого судостроения 1964
    Любительское судно на воздушной подушке
    Лыжный буксировщик «Ski-Craft»
    Статистика аварии прогулочных судов в США
    Из чего делают корпуса судов?

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Почему катер называется «катер»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Классификация гоночных катамаранов в СССР
    На Украине построен первый парусный катамаран «Скельвет»
    Малая крейсерская яхта-компромисс «590»
    Встреча яхтенных конструкторов
    Спасательная лодка в виде яйца
    Деятельность НТО: Совещание по применению стеклоцемента
    Туристам необходимы водометные катера
    Парусно-моторный разборный катамаран
    На водных лыжах за вертолетом
    Техническая оснастка воднолыжного спорта
    Может ли мышь дышать под водой?
    Какой была яхта дальнего плавания «Спрей»?
    Яхта «Лоцман» с уменьшенной осадкой
    Развитие буерного спорта в Америке
    Спортивное судостроение в ГДР


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 45 + 15 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории