Звание чемпионов СССР по дальним спортивным плаваниям под парусами за 1966 г. присуждено командам двух ленинградских яхт «Сириус» и «Арго». О том, как проходило их плавание Ленинград — Варнемюнде (ГДР) — Ленинград, уже рассказывалось в девятом выпуске «Катеров и яхт». Напомним, что маршрут протяженностью 1628 миль (по генеральному курсу), включая 200-мильную гонку, был пройден этими яхтами почти за 20 суток.
Как известно, основным критерием для оценки зачетных плаваний во всесоюзных заочных соревнованиях является балл, который, независимо от класса судна, выводится путем умножения протяженности плавания в милях на среднюю скорость в узлах. Большая протяженность маршрута и сравнительно высокая средняя скорость позволили Командам яхт «Сириус» и «Арго» опередить своих заочных соперников и завоевать почетное звание чемпионов.
Совместное плавание двух яхт в Варнемюнде, — пожалуй, самое дальнее из всех, совершенных нашими яхтсменами в послевоенные годы. Мы обратились к командиру перехода, капитану яхты «Сириус», мастеру спорта Григорию Михайловичу Новаку с просьбой ответить на несколько вопросов, которые волнуют многих яхтсменов.
Экипаж яхты «Сириус» второй год подряд завоевывает звание чемпиона. Какое плавание из двух было более трудным?
— Положение о всесоюзных заочных соревнованиях начало действовать в 1965 г., когда мы плыли по маршруту Ленинград — Балтийск — Рига — Ленинград, еще не зная о существовании этого положения. Пройдя 1311 миль по генеральному курсу за 13,5 суток, яхта установила рекорд. Это плавание «Сириус» совершал в одиночку, что и позволило ему идти быстрее и достичь средней скорости более четырех узлов. Маршрут первого плавания был короче на 300 миль, но оно, пожалуй, было труднее. Штормовые ветры сопровождали нас более половины пути и, как часто бывает, дули навстречу. При подходе к Балтийску нам пришлось лавировать в девятибалльный шторм. В Рижском заливе, измотавшись в конец, мы готовы были повернуть назад и идти попутным ветром. Температура ночью падала до восьми градусов и мы изрядно мерзли в мокрой одежде. Обедать тоже приходилось не часто: на такой болтанке даже кофе не всегда удавалось вскипятить. Но мы были уверены в нашем судне и, наглухо зарифив грот, шли вперед по графику. В море мы не раз с благодарностью вспоминали А. П. Киселева — автора проекта «Л-6». Яхта прекрасно ведет себя на любой волне, отлично лавирует. Правда, спартанская простота ее внутреннего оборудования и протекающая рубка создают для команды дополнительные трудности, не имеющие непосредственного отношения к спорту.
Раз уж речь зашла о качестве яхты, скажите, рискнули бы вы отправиться на ней в более дальнее плавание?
— Безусловно, но только после хорошего ремонта. Верфь учла опыт эксплуатации первых «шестерок» и несколько улучшила планировку строящихся сейчас яхт, но необходимы более существенные конструктивные изменения. Яхту надо планировать на пять спальных мест. Форпик следует полностью переоборудовать в кладовую для парусов, штормовой одежды и продуктов. Шкаф по правому борту необходимо сместить в нос, освободив проход у мачты. Пора оборудовать яхты «Л-6» гальюнами. Надо сказать, что большинство конструкторов с завидным упорством стремятся разместить на яхте максимальное количество спальных мест в ущерб обитаемости и автономности. На такой яхте, как «Сириус», в дальнем плавании шести человекам тесно. Возникают затруднения с размещением одежды, продуктов, воды. А для обеспечения плавания (даже рекордного) достаточно и четверых! На «Сириусе» плавание 1965 г. совершали пять человек, а плавание 1966 г. — четверо. Но об этом мы уже рассказывали.
Нельзя не удержаться, чтобы не задать такой вопрос: можно ли на «Л-6» совершить плавание в одиночку?
— «Джипси Мот IV» Чичестера по меньшей мере в полтора раза больше «Сириуса», но она и спроектирована для плавания с одним членом экипажа. Если яхту «Л-6» специально переоборудовать, она тоже с успехом может пройти с одним человеком, если не по пути клиперов, то во всяком случае через Атлантику. А вот для плавания по таким морям, как Балтика, этот вариант не подойдет: ни автоматическое управляющее устройство, ни любое другое оборудование не позволит капитану больше чем на час оставить руль для отдыха. Слишком много на Балтике препятствий и встречных судов, капитаны которых не всегда с уважением относятся к парусным яхтам.
Считаете ли вы возможным участие наших спортсменов в трансатлантических гонках яхт-одиночек?
— Уаерен, что а таких гонках наши яхтсмены могут и, больше того, должны участвовать. Значение таких гонок трудно переоценить. Приветствуя Чичестера, лорд-мэр Плимута говорил: «Вы зажгли маяк, к которому будет стремиться молодежь». Думаю, что трансатлантические гонки, как и другие дальние спортивные плавания, могут быть своеобразным маяком, к которому будет стремиться наша молодежь, если ей предоставить такую возможность. А пока а советском парусном спорте будет делаться упор только на подготовку гонщиков для круговой олимпийской дистанции и пока верфи будут строить а основном суда олимпийских классов, наши яхтсмены вряд ли будут участвовать в трансатлантических гонках.
Какие планы у экипажа «Сириуса» на ближайшее будущее?
— Наши планы находятся в полной зависимости от возможностей. Ежегодно «Сириус» проходит около 2500 миль, ежегодно мы совершаем дальние крейсерские плавания. Нашему экипажу свойственно стремление идти как можно дальше и как можно быстрее. Мы избегаем заходов а порты, не отстаиваемся за островами, пытаемся больше находиться а открытом море вдали от берегов. Это делается неспроста. Длительные переходы позволяют накапливать опыт автономного плавания, практиковаться а мореходной астрономии, изучать метеорологию и океанографию. Один член нашего экипажа уже несколько лет плавает на судне а океане и систематизирует материал, который, как мы рассчитываем, пригодится нам а будущем. А пока наши маршруты ограничены протяженностью Балтийского моря, продолжительностью наших отпусков и, что главное, скоростью «Сириуса». То, чего мы достигли на этой яхте, хотя и является рекордом, нас уже не удовлетворяет. Для плавания, например, вокруг Скандинавии или вокруг Еаропы нужно новое судно, которое прежде асего должно быть быстроходнее. Кстати, эскизный проект такого судна уже разработан. Это — крейсерский парусный катамаран водоизмещением 6 т и парусностью 100 м2. По предварительным расчетам средняя скорость такого катамарана будет в пределах 8—10 узлов. Это позволит за отпуск проплыть а даа раза больше, чем на «Сириусе». Тогда выход а океан станет делом реальным. А пока такое судно не построено — наш экипаж будет бороздить седые воды Балтики. Пора, давно пора советским яхтсменам выходить на океанские просторы!