Расскажем о некоторых наших судах, спроектированных в основном членами клуба.
Мотолодка «Мальчишка»
Конструкция ее разработана В. П. Толченниковым, причем за прототип взята мотолодка «Нептун».
Длина этой четырехместной лодки 4 м; ширина 1,3 м. Скорость под мотором «Москва» с двумя человеками на борту 30—32 км/час при высоте волны не белее 30 см. Опыт эксплуатации ее показал, что такие «тупые» обводы носовой части, как у «Мальчишки», на волне ведут себя плохо. При встрече с волной (особенно с попутной) лодка почти останавливается, в носу фонтаном взлетает вода и попадает в кокпит.
Мртолодка «Касатка»
Эта лодка — тоже на четыре человека — спроектирована с учетом довольно сложных условий плавания на Каспийском море при постоянном прибое и крутой короткой волне в прибрежной зоне. При той же длине, что и у лодки «Мальчишка», ширина увеличена до 1,5 м; высота борта 0,5 м.
Обводы носовой части сделаны максимально острыми. Днищу придана килеватость, наподобие морских саней, что повышает гидродинамическое качество при глиссировании и остойчивость на стоянке. При проектировании обводов мы изготовляли модели корпуса в масштабе 1:20. Конечно, слишком малый размер моделей и примитивные приспособления для буксировки не могли обеспечить необходимой точности для пересчета на натуру, однако испытания моделей показали картину обтекания и волнообразования и помогли выбрать обводы.
Скорость лодки под мотором «Москва» с двумя человеками на борту до 30 км час при волне до 60 см. Эксплуатация «Касатки» показала, что она не зарывается в попутную волну и даже при высоте волны 50—60 см можно идти, не сбрасывая оборотов мотора. Кокпит забрызгивается мало.
Туристская мотолодка «Дельфин»
Спроектирована О. В. Дидуренко на основе теоретического чертежа швертбота «Ерш»; высота борта увеличена на 0,5 м — до 0,79 м у форштевня и 0,В5 м на миделе. В средней части расположена рубка, кокпит продолжен до транца. Мотор крепится на кронштейне.
Длина лодки 5,5 м; ширина 1,8 м. Вместимость 6 человек.
Скорость при полной нагрузке с мотором «Москва» 12—15 км/час. Значительная высота борта позволяет легко проходить прибойную зону. «Дельфин» может эксплуатироваться при волнении 3—4 балла, что имеет большое значение в условиях Каспия, где ветры срываются неожиданно и быстро разводят большую волну.
Мотолодка «Эврика»
Эта лодка получилась не совсем удачной — були на бортах все время «зализывает» даже небольшая волна. При полной нагрузке (четыре человека) були оказываются в воде, что создает дополнительное сопротивление и снижает скорость хода. Носовые обводы хорошо преодолевают волну. Высоту бортов для условий Каспия, видимо, следует увеличить.
Мотолодки «Искорка», «Малышка», «Метеор»
Эти мотолодки явились результатом дальнейшего усовершенствования обводов ранее построенных судов.
У «Искорки» днищу придана обратная килеватость, но, в отличие от «Касатки», уменьшающаяся к транцу. Испытания показали, что лодка хорошо преодолевает как встречную, так и попутную волну, но необходимо точку перегиба линии скулы перенести дальше к корме — на 4-й шпангоут, так как при расположении перегиба на 3-м шпангоуте образуются узкие, но длинные «усы», а на волнении наблюдаются удары и брызги от этого района. В прилагаемом чертеже корпуса «Искорки» этот дефект уже исправлен.
При проектировании днищевых обводов «Искорки» мы рассчитывали получить «воздушную смазку» и выиграть в скорости, но мощности мотора «Москва» для этого не хватило, а более мощного у нас не было.
Мотолодки «Метеор» и «Малышка» были построены для «натурных» испытаний различных вариантов днища, но серийный винт мотора «Москва» оказался слишком легким для обоих корпусов. После установки на «Метеоре» винта с шагом 300 мм была получена скорость порядка 50 км/час.
Первые сравнительные результаты показали, что вогнутые днища с обратной килеватостью легче выходят на глиссирование, но поворотливость корпусов с такими днищами хуже. Сделать крутой поворот на «Малышке» на полной скорости очень трудно,
Швертбот «Лягушонок»
Его мы проектировали в основном для подростков 12—16 лет. Для постройки этого маленького швертбота требуется минимальное количество материалов. Длина «Лягушонка» всего 3 м, ширина по палубе 1,25 м; высота борта 0,29 м. Парусность 5,5 м2.
Корпус заливается мало; швертбот легко проходит под парусами прибойную зону при волнении до 2 баллов. Благодаря большой ширине швертбот легко откренивать. Ходовые качества хорошие; автор ходил на «Лягушонке» при ветре 2—3 балла с незначительным отставанием от швертботов класса «Ерш».
Совет нашего клуба решил построить еще 5—6 швертботов класса «Ерш» и (силами подростков) 10—12 Швертботов типа «Лягушонок». Энтузиасты водно-моторного спорта решили заложить пять гоночных мотолодок класса МА.
Мы будем продолжать работу по проектированию спортивных и туристских судов для прибрежного плавания в условиях Каспийского моря.