Когда в 1851 г. яхта «Америка» одержала победу в соревнованиях на «Кубок ста гиней», оставив далеко позади 14 лучших английских яхт, королева Великобритании, получив по телеграфу первое сообщение о результатах гонок, послала победителям поздравительную телеграмму, которая заканчивалась вопросом: «Кто же ближайший соперник?» Королева получила блистательный ответ: «Ваше Величество, соперников не имеем!»
Да, эта «пиратская», как ее не без оттенка восхищения называли англичане, американская яхта действительно не имела себе равных. В течение всех 117 лет, прошедших со дня ее выхода в первое плавание, «Америка» оставалась для конструкторов и яхтсменов США символом, подталкивающим их на пути к новым победам в парусном спорте. Американцы по праву гордятся своими достижениями в 12-метровом классе. И когда один из старейших членов Нью-Йоркского яхт-клуба (бессменного держателя «Кубка Америки»), победитель Бермудской гонки 1934 г. Рудольф Шэфер объявил в 1966 г. о своем намерении воссоздать яхту «Америка» как национальную реликвию, эта весть была восторженно встречена всей страной. Шэфер и финансировал постройку яхты — он является президентом одной из крупнейших американских пивоваренных компаний. Впрочем, затраты быстро окупятся, так как популярность пива «Шэфер» сразу же резко возросла: компания умело использовала спортивный энтузиазм в рекламных целях.
Сначала известная конструктораская фирма «Спаркмэн энд Стефенс» восстановила чертежи прежней «Америки», пользуясь эскизами, сделанными в 1851 г. Английским Адмиралтейством. Заказ на постройку получила верфь «Гауди энд Стивенс» в Ист Бутбэй, штат Мэн.
Перед постройкой конструкторы провели всесторонние модельные испытания в опытовом бассейне. Новая «Америка» отличается от старой прежде всего тем, что имеет вспомогательный двигатель. Испытания должны были определить мощность двигателя, необходимую для достижения заданной крейсерской скорости. Попутно конструкторы воспользовались возможностью сравнить качества яхты постройки 1850 г. с показателями современных яхт. Оказалось, что Джордж Стире сконструировал Очень быстроходное и маневренное судно с прекрасными гидродинамическими качествами корпуса, вполне сравнимыми с лучшими достижениями XX века. Вот, например, сравнение угла дрейфа при ходе в крутой бейдевинд моделей «Америки», последней яхты J-класса «Рэйнджер» (постройки 1937 г.) типичного современного «двенадцатиметровика»:
Яхту спустили на воду через 185 дней после закладки, 3 мая 1967 г. В этот же день 117 лет назад была спущена первая «Америка».
При спуске и в течение первого месяца жизни новая яхта имела совершенно такой же вид и такое же палубное оборудование, как старая «Америка»: ей предстояло сыграть главную роль в телевизионном фильме «Под парусами к славе», посвященном гонкам 1851 г. Отметим, что для участия в съемках были приглашены только профессиональные актеры, занимающиеся парусным спортом. Затем яхту вернули на верфь для окончательной достройки и установки современного палубного оборудования. Громоздкий изогнутый румпель заменили современным штурвалом, поставили шкотовые и фаловые лебедки, перед знаменитым круглым кокпитом соорудили рубку.
Многое было перестроено и под палубой. Насколько яхта нарочито старомодна снаружи, настолько она современна внутри. Предусмотрено все — от новейшего электронного навигационного оборудования до установок кондиционирования воздуха. Электропитание — от двух дизель-генераторов «Онэн-Мерседес» по 30 квт и одного на 6 квт. Цистерны для топлива вмещают 9460 л, для пресной воды — 5680 л. Во время длительных переходов можно будет получать пресную воду с помощью опреснительной установки «Максим».
Киль, форштевень, контртимберс и дейдвуд выполнены из ламинированного дуба. Двойные натесные шпангоуты из дуба скреплены клеем и болтами. Толщина шпунтового пояса обшивки 110 мм; борта имеют двойную обшивку из орегонской пихты толщиной 67 мм у фальшборта. Палубные бимсы из ламинированного спруса поддерживают настил из тика, положенный поверх фанеры толщиной 19 мм. Из спруса сделан и рангоут.
При постройке точно сохранены обводы, спроектированные в свое время Джорджем Стирсом. За исключением небольших отклонений, обусловленных ее современным оборудованием, внешне вторая «Америка» представляет собой точную копию первой. Длина яхты 32 м (28 м по КВЛ), ширина 7 м, осадка 4 м; площадь парусности 494 м2. Современные яхтсмены, привыкшие к небольшим парусным судам, могут представить себе размеры «Америки», например, по следующим цифрам: длина грот-мачты 30,5 м; фок-мачты — 21 м; бушприта от форштевня — 5,2 м; грота-гика —16 м; киля — 24 м. Балласт составляют литой 20-тонный фальшкиль и свинцовые чушки весом 30 т, уложенные в трюме (у старой яхты весь балласт был внутри в виде чугунных чушек и гранитных блоков). Установлен восьмицилиндровый дизель «Дженерал Моторс» с гидравлической системой дистанционного управления. Под дизелем яхта может развить скорость до 11 узлов.
Дакроновые паруса поставила фирма «Рэтсей энд Лэпторн», английский филиал которой в 1851 г. изготовлял форстень-стаксель для первой «Америки». При раскрое парусов фирма использовала чертеж парусности, сделанный Джорджем Рэтсеем 117 лет назад.
Общая стоимость яхты составила свыше 400 тыс. долл. (первая «Америка» стоила около 30 тыс. долл.).
В конце июля полностью оснащенная «Америка» нанесла визиты в ряд американских портов, в каждом из которых ей устраивали торжественную встречу, а в сентябре прибыла в Ньюпорт, чтобы присутствовать на розыгрыше «Кубка Америки», доставленного в США более века тому назад ее знаменитой предшественницей.