В выставочном здании Эрлс Корт в Лондоне 3-го января открылась очередная международная выставка катеров и яхт. Было бы очень обидно для яхтсмена-кораблестроителя, будучи в Англии, упустить такую возможность познакомиться с иностранным яхтостроением. Вот почему я приложил все усилия, чтобы добиться командировки из Ньюкасла в Лондон именно в это время.
И вот увесистые пять шиллингов обменены на входной билет, и я очутился в гигантском зале, заставленном сотнями катеров, яхт, швертботов, шлюпок. Под выставку отведено целых три таких зала, в которых размещено около 480 стендов с экспонатами, начиная от 100-тонных моторных яхт и кончая удочками. Меня интересовали в основном небольшие крейсерские парусные яхты.
С этой точки зрения выставка организована крайне неудобно, так как подавляющее большинство экспонатов сгруппировано по фирмам, хотя небольшие, так называемые «семейные», крейсеры представлены очень широко,
Среди яхт длиной 9—7 м наиболее типичной, пожалуй, можно считать восьмиметровую крейсерскую яхту «Т-24» (рис. 1) с плавниковым килем, спроектированную Гью Томпсоном и выпускаемую фирмой «Д. С. Перфект». Длина яхты 8 м (по КВЛ — 7 м); ширина 2,66 м; осадка 1,66 м; водоизмещение 2,7 т; балласт 1,2 т; площадь парусности 23— 33 м2 (грота — 11 м2, стакселя — 12,8 м2, Генуи — 22,4 м2); высота в рубке 1,78 м.
Жилые помещения разделены двумя переборками под мачтой, образующими гальюн (умывальник) и рундук для штормовой одежды. В носовом отсеке высотой 1,68 м расположены две койки с поролоновыми матрацами длиной 1,92 м. Под ними устроены ящики для хранения инструмента, шкиперского имущества и т. п. Над койками по бортам— небольшие полки. Этот отсек сообщается с палубой через прозрачный форлюк, что позволяет хорошо освещать его и вентилировать даже в свежую погоду. Разбитый на два отделения небольшой форпик используется для хранения парусов. Прочные переборки под мачтой вместе с бимсами рубки, усиленными стальными полосами (3X50 мм) и металлическими же карленгсами, образуют над дверным проемом достаточно жесткую опору для степса 10-метровой мачты из анодированного легкого сплава.
В салоне размещены три койки, одна укороченная — в «гробу», справа от кокпита в корме, и две, оборудованные матрацами и откидными сетками для белья, используемые и как сиденья. Слева в кормовой части рубки над койкой находится камбуз, отделенный от нее полупереборкой с вырезом. В камбузе стоит качающаяся газовая плита с двумя горелками. Далее в корму над палубой размещены посудный рундук с держателями и небольшая мойка с ручной помпой и краном.
По правому борту (над головой кормовой койки) закреплен складной навигационный столик и рундучки для книг и приборов. Дизель мощностью 5 л. с. помещается в ящике с асбестовой изоляцией. Ящик расположен прямо под сдвижным люком (600X750) рубки, имеет уступчатую форму и служит трапом. В этом же ящике размещается аккумуляторная батарея. Рубка внутри отделана тиком.
Большой самоотливной кокпит простирается вплоть до слегка выпуклого транца, снабженного откидной дверцей для купания. Вода по наклонному к корме дну кокпита выливается за борт через щель в транце. Подъемный гнутый румпель не мешает Сидеть вдоль борта четырем человекам. Кокпит защищен высоким изогнутым комингсом, идущим прямо по борту, Под кокпитом в изолированной выгородке расположен топливный бак емкостью 45 л.
По левому борту под сиденьем находится пропан-бутановый баллон на 4 кг. Ящик с баллоном полностью изолирован от жилых помещений и специально вентилируется. 55-литровый бак из стеклопластика с пресной водой расположен под поликами салона.
Палуба «Т-24» изготовлена из 12-мм морской фанеры с обычной системой палубного набора и скреплена с пластмассовым корпусом болтами и клеем. Верхняя поверхность палубы окрашена компаундом с шероховатой нескользящей отделкой. По типу вооружения яхта представляет собой бермудский шлюп с топовым стакселем. Все управление парусами сосредоточено вблизи румпеля, так что в случае необходимости яхтой может управлять один человек. Цена такой яхты составляет около 2600 фт. ст. (5600 руб.). Кроме того, большинство предметов, необходимых для нормальной навигации (компас, электрооборудование, двигатель и т. д.), поставляются отдельно и тоже стоят свыше тысячи фт. ст.
Яхтами подобного же класса являются «СХЕ С-31», «Контест-29», «Баумэн», «Галион» (рис. 2), «Николсон 26 Крусер» и многие другие. Общим для них является использование пластмассовых корпусов с внутренней термоизоляцией жилых помещений, мачты из легкого сплава, большое количество дельных вещей из нержавеющих сплавов, включая шкотовые и фаловые лебедки, стационарный двигатель, гальюн и газовый камбуз, богатая декоративная отделка ценными породами дерева. Корпус, как правило, имеет высокий надводный борт и короткие свесы, особенно кормовой. Носовые и кормовые образования очень полные, как у катеров, что позволяет устроить удобный обширный кокпит.
Яхта «СХЕ С-31» (рис. 3) американского проекта несколько отличается традиционной формой корпуса, напоминающей яхты «R» класса. Многие яхты обводами напоминают «Фолькбот» с навесным рулем и длинной килевой линией. Шведская фирма «Марихольмс Брюк АБ» выставила настоящий «Фолькбот» (рис. 4). Было очень приятно видеть пластмассовый корпус хорошо знакомого и ставшего у нас популярным класса, на котором были выполнены все пожелания яхтсменов, появлявшиеся на страницах «Катеров и яхт», включая гладкую обшивку, удлиненную рубку, рундуки, перенесенные в район складной мачты, и самоотливной кокпит.
Наибольший интерес посетители выставки проявляли к дешевым моделям яхт. Это, как правило, яхты длиною менее 7 м, например, новая модель популярной в Англии серии «Силуэт» известного конструктора Роберта Такера — «Силуэт Марк III» (рис. 5).
Можно считать, что в этом проекте, как это принято говорить в экономящей сейчас на всем Англии, мини-крейсера, сделано все возможное, чтобы получить максимум мореходных качеств при минимальных размерах. Новая яхта существенно отличается в лучшую сторону от своих предшественниц благодаря тому, что для ее постройки применен стеклопластик. Это позволило отказаться от обводов шар-пи, увеличить остойчивость и парусность. Яхта изготавливается фирмой «Харлей Марин» и стоит почти вчетверо дешевле, чем «Т-24». Длина яхты 5,25 м (по КВЛ — 4,27 м); ширина 2 м; осадка со скуловыми килями 0,63 м, с плавниковым килем 0,81 м; водоизмещение 0,544 т; балласт 0,204 т; высота в рубке 1,11 м; площадь парусности 15,3—19,5 м2, грота — 9,2 м2, генуи — 10,23 м2, спинакера — 10,7 м2.
Оборудование и отделка этой яхты, конечно, существенно отличаются от более дорогих. Прежде всего, внутренняя поверхность стеклопластикового корпуса ничем не покрыта и имеет весьма шероховатую структуру. Я видел двухкоечный вариант. Планировка его весьма проста — две койки по бортам в очень широкой рубке, полки над койками в носовой части, к переборке форпика примыкает небольшой рундучок. В носу между койками предусмотрено место для монтажа гальюна (по требованию). Довольно обширный форпик имеет съемную крышку, разделяющую его на верхнюю часть, используемую для хранения парусов, и нижнюю. Овальный вырез в переборке позволяет использовать обе части одновременно. Сзади переборки форпика располагается небольшой прозрачный форлюк, позволяющий удобно убирать паруса, вентилировать и освещать носовую часть. Между переборкой рубки и стенкой кокпита изнутри устроены три небольших рундучка, причем выступы центрального из них служат трапом. Специального места для камбуза нет, но переносная газовая двухконфорочная плитка может размещаться в нижней части центрального рундука. Кокпит самоотливной с откидными сиденьями, служащими герметизированными люками ящиков («гробов») по бортам. По правому борту расположен ахтерлюк, достаточный для уборки в ахтерпик подвесного мотора и бака с горючим. По левому борту вблизи транца в палубе имеется углубление для подвесного мотора. Пластмассовые палуба, рубка и кокпит отформованы как единое Целое. Степс складной мачты (6,9 м) расположен на рубке. Вблизи степса крыша рубки имеет двоякую кривизну и усилена направляющими люка рубки и бимсом. Мачта и гик сделаны из легкого сплава. Гик имеет патент-риф. Тип вооружения — шлюп с топовым стакселем.
Все паруса пошиты из терилена. Дельные вещи на палубе бронзовые, блоки и другое оборудование сделано из пластмассы и нержавеющей стали. При всей своей миниатюрности яхта достаточно комфортабельна, чтобы ее можно было использовать для непрерывных морских и прибрежных крейсерских плаваний на 300—500 миль. Мореходность таких миниатюрных яхт значительно больше, чем кажется на первый взгляд. Непотопляемость обеспечивается герметичными емкостями под банками в форпике и т. п. Самой маленькой яхтой подобного класса был 4,6-метровый «Санспот» (рис. 6) с пластмассовым корпусом и скуловыми килями. Водоизмещение его всего 320 кг при площади парусности около 10 м2. Некоторые проекты подобных яхт предусматривают любительскую постройку из комплекта готовых деталей. На выставке экспонировался 5,2-метровый «Писандр», построенный таким образом из фанеры. По внешнему виду и конструкции он напоминает несколько уменьшенный швертбот класса «Т» с обводами шарпи. Однако стоимость таких комплектов не намного ниже стоимости готовой яхты массовой постройки.
Оригинальную форму имел представленный французской фирмой 5,9-метровый парусно-моторный ботик «Аркоа-520». Корпус — по форме почти плоскодонный катер — имеет небольшой плавник с балластом. Однако вряд ли бот имеет удовлетворительные лавировочные качества. Возможно, этот недостаток в достаточной мере возмещается четырехтактным мотором (6 л. с.), занимающим изрядное место почти посредине корпуса. Другой интересной особенностью является сплошной фальшборт высотой почти 15 см, образующий что-то вроде мелкой ванны на баке, удобной для безопасного сна на ходу при хорошей погоде.
В качестве самой дешевой крейсерской яхты рекламировался швертбот «Поттер» — так называемый викэндер, т. е. яхта для коротких плаваний в выходные дни (рис. 7). Швертбот построен на базе конвертируемого корпуса шарпи (а — гребная шлюпка, б — катер с подвесным мотором, в, г — открытый швертбот и швертбот с рубкой и двумя койками). Полная длина его 4,2 м, парусность 6,5 м2. Вооружение — шлюп-гуари. Благодаря большой ширине и утяжеленному шверту он должен обладать достаточной при своей небольшой парусности остойчивостью даже в ветер 5—6 баллов, а также удовлетворительными лавировочными качествами.
Малая осадка позволяет укрываться в необорудованных местах.
Пожалуй, яхты длиною 6—7 м и менее составляли большинство парусных судов. Некоторые фирмы представили целые серии. Например, фирма «Харлей Марин» показала серию из трех яхт: «Харлей-18, -20, -22», спроектированных И. Л. Андерсоном. Незначительно отличаясь по форме, размерам и деталям вооружения, яхты этой серии (рис. 8) существенно отличаются друг от друга оборудованием и тщательностью отделки, а следовательно, и ценой.
Общей тенденцией нужно считать широкое применение стеклопластика в качестве основного материала для корпусов, палуб, рубок и внутренних переборок. Вследствие особенностей технологии, как правило, используются округлые обводы корпуса со съемными или плавниковыми килями, а иногда и теми и другими вместе. При этом в корме устанавливают прочный плавник для подвески руля. Очень широкая популярность в Англии такой «трехточечной» схемы объясняется прежде всего не гидродинамикой, а сильными приливами и отливами — такую яхту можно безопасно оставлять на осыхающем берегу, не опасаясь, что Она свалится набок во время отлива и будет залита при приливе. Формы корпуса и рубок выбираются прежде всего из соображений обеспечения максимума комфорта при минимуме габаритов. Рубки в подавляющем большинстве своем высокие, ступенчатые, с большими иллюминаторами и с форлюком в передней части. Палубы почти без седловатости или даже с обратной седловатостью. Очень часто используется S-образный профиль борта, позволяющий сгладить непропорционально высокую рубку и получить достаточную высоту в носовом отсеке. Релинги и леерное ограждение имеются почти на всех моделях. Внутренняя планировка хорошо продумана, эффективно используется подпалубное пространство. Проект предусматривает, как правило, полную экипировку, начиная от матрацев, камбуза, гальюна, мотора, огнетушителя и кончая электронавигационными приборами. Рекомендуемый для небольшой морской крейсерской яхты перечень навигационных приборов содержит навигационные огни с пультом управления, компасы, эхолот, электрический лаг, барометр, часы с недельным заводом и анемометр с электрической передачей. Для обеспечения радиолокационного обнаружения ночью яхты снабжаются уголковыми отражателями. Радиоприемник имеет гониометр или пеленгующую магнитную антенну и специальный навигационный диапазон (190—400 кгц), позволяющий использовать его в качестве радиопеленгатора. Парусное вооружение всегда предусматривает штормовой комплект, хотя он поставляется отдельно.
На выставке было показано несколько крупных парусных яхт и катамаранов, наибольший интерес из которых представляла копия яхты Чичестера «Джипси Мот IV», выставленная перед входом в здание выставки.