Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Кругозор / Проблемы малого флота / 1968 год / Проблемы торговли товарами для водного туризма и спорта
    Краткое оглавление
    Подойдем к прилавку Познакомимся с Посылторгом


    Подкатегории раздела
    Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Тримаран «Шторм» для водного спорта и для туризма
    Проблема производства товаров для водного туризма и спорта
    Перспективы сезона техники для водного туризма и спорта
    Статистика водного туризма и спорта в США
    Первенство страны по технике водного туризма на Ардоне 1973 года
    Горизонты самодеятельного водного туризма
    Киевский городской клуб водно-моторного туризма и спорта
    Проблемы водно-моторного туризма 1973 году
    О соревнованиях по технике водного туризма
    VI соревнования по технике водного туризма на разборных судах
    Матч по технике водного туризма 1971 года на речке Зеленчук
    VIII соревнования по технике водного туризма на разборных судах на приз «КиЯ»
    Первенство России по технике водного туризма 1972 года
    II Всероссийские соревнования по технике водного туризма


    Проблемы торговли товарами для водного туризма и спорта

    Год: 1968. Номер журнала «Катера и Яхты»: 15 (Все статьи)
              0


    Mы рассчитываем, что широкое обсуждение этой темы, представляющей, как нам кажется, интерес для значительной части читателей сборника, позволит выработать рекомендации, пригодные для скорейшего практического применения. Очевидно, они будут иметь тем большее значение, что планируемое в ближайшем будущем резкое увеличение производства лодок, катеров и моторов может превратить торговлю этими товарами в острую проблему, от решения которой во многом будет зависеть дальнейшее развитие водного туризма и спорта в нашей стране.

    Приглашаем всех читателей высказать свое мнение. Ни один дельный совет не будет оставлен без внимания.

    О пользе рекламы. Как узнать, какие товары поступили или поступят в продажу? Конечно, из рекламы. Читаем:

    «Здоровыми, сильными, бодрыми, смелыми помогут вам стать спортивные суда с маркой лауреата ВДНХ экспериментального завода спортивного судостроения. На рыбалке и водной прогулке малогабаритный катер из авиафанеры и стеклоткани обеспечит вам максимум комфорта. Скорость катера 45 километров в час, на катере установлен мощный подвесной мотор «Вихрь».

    Объявление это было опубликовано в «Неделе» 14 апреля 1968 г., а уже 15 апреля мы получили письмо ленинградца Б. А. Пурмаля с просьбой напечатать фотографию и описание катера, сообщить его стоимость и, конечно же, объяснить, где и как катер можно купить или заказать и что за экспериментальный завод его выпускает? Потом пришло еще немало точно таких же писем.

    Считаем необходимым сообщить всем интересующимся, что речь идет о мотолодках, производство которых начато на Ленинградском экспериментальном заводе спортивного судостроения, однако не только в апреле, но и в мае в продажу они еще не поступали. Длина лодки 4,7 м; ширина 1,6 м; высота борта 0,6 м. Эксплуатировать ее можно при волне высотой не более полуметра. Лодка оборудована дистанционным управлением и в комплекте с подвесным мотором стоит около 1200 руб. И, наконец, самое существенное: ни рыболовы, ни любители водных прогулок при всем желании не смогут ее приобрести, потому что строятся эти лодки по заказам организаций и продаются только с перечислением по безналичному расчету...


    Почему же все эти сведения не были сообщены в рекламном объявлении? Зачем было вводить людей в заблуждение? Интересно выслушать мнение главного товароведа отдела торговли спорттоварами Министерства торговли СССР Юрия Митрофановича Волкова:

    «К сожалению, реклама у нас не на высоте. Нередко в продажу поступает товар, о существовании которого никому не было известно. И, наоборот, появляется реклама еще не выпущенной продукции. Виновата в этом прежде всего промышленность. Заводы должны своевременно знакомить потребителей со своей продукцией. Нужны проспекты, содержащие основные технические данные поступающих в продажу лодок, катеров и моторов, сведения об их назначении, рекомендации по эксплуатации».

    Замечание справедливое. Но, оказывается, у промышленности на этот счет иная точка зрения: стоит ли беспокоиться о рекламе, если и так заказы намного превышают возможный выпуск продукции.

    Может быть торговым работникам следовало бы повысить в этом отношении требовательность к заводам, не принимать у них товары, пока не будет соответствующей рекламы. Но...

    «Помилуйте, — говорит директор крупнейшего в Ленинграде магазина № 2 Ленспортторга Алексей Федорович Градусов, — о какой рекламе может идти речь, когда за год мы, например, получили три «Прогресса». У нас их без всякой рекламы с руками оторвали, только они появились в магазине»...

    Итак, ни заводы, ни торговля не проявляют заинтересованности в рекламе. А покупатель? Ему далеко не все равно, за что платить деньги. Лодка и мотор приобретаются на несколько лет, поэтому будущий владелец хотел бы получить о них побольше информации, прежде чем платить деньги.

    Известно, например, что к упомянутому «Прогрессу» завод выпускает тент, дистанционное управление, колеса для перевозки по суше и другое полезное оборудование. Можно ли будет все это купить позднее, если в настоящее время в продаже есть только корпус? В магазине об этом ничего не известно. Завод не отвечает. Покупатель мается: может быть подождать, когда катер будет продаваться в комплекте? Но, конечно, чаще всего, махнув рукой, берет, что есть — товар-то дефицитный!


    Хорошо еще, если речь идет о катере, уже завоевавшем популярность и не нуждающемся в особых рекомендациях. Хуже обстоит дело с новыми или выпускающимися малыми сериями лодками. Многие из них попадают в торговую сеть непосредственно с заводов. Их нельзя увидеть среди экспонатов ВДНХ, об их существовании неизвестно даже Всесоюзной торговой палате — высшей инстанции по отбору и рекомендации в продажу товаров широкого потребления.

    Перед началом сезона мы побывали в Павильоне новых образцов, открытом при торговой палате. Товары для водного туризма представлены тремя подвесными моторами («Москва-25», «Нептун», «Прибой») и только двумя лодками — разборной пластмассовой и надувной.

    «Очеиь жаль, что новые лодки и катера часто минуют нашу экспозицию, — говорит сотрудник павильона Евгений Владимирович Коношенко. — Здесь они не только прошли бы всестороннюю торговую экспертизу, но и были бы представлены для ознакомления представителям торговых и промышленных организаций, а через журнал «Новые товары» и покупателям».

    С этим нельзя не согласиться. И все же, думается, не павильон образцов Дома торговли должен быть местом смотра новой техники для водного туризма и спорта. Для этого в нем просто не хватит места. Вот если бы организовать специальную выставку лодок, катеров, моторов и оборудования к ним! И выбрать бы для нее место поближе к воде, чтобы можно было посмотреть всю эту технику в действии.

    Это не досужие рассуждения. О необходимости организации таких выставок говорят и в Министерстве торговли СССР, и судостроители, и, конечно, любители водного туризма и спорта. Опыт в этом отношении уже имеется. В 1967 г. на Химкинском водохранилище был проведен первый в нашей стране смотр лодок и моторов, выпускаемых или подготовленных к промышленному выпуску. Представители промышленности, торговли, судоходной инспекции и всех других заинтересованных организаций имели возможность сравнить представленные образцы и отобрать из них лучшие для серийного производства. И только единственная инстанция — потребитель — вновь осталась в полном неведении. Любители водного туризма и спорта не получили возможности ни присутствовать на смотре, ни ознакомиться (хотя бы из печати) с принятыми рекомендациями. А ведь им очень интересно было бы услышать мнение специалистов о мореходности, эксплуатационной надежности того или иного судна, о качествах того или иного мотора. Ясно, что при организации выставок мелкого судостроения (получивших, кстати, широкое распространение за рубежом) эту сторону дела никак нельзя забывать. Редакция готова предоставить страницы сборника (или даже специальный выпуск) для всестороннего освещения таких выставок-смотров.


    Подойдем к прилавку


    Выгодно ли магазинам иметь дело с такими товарами, как лодки, моторы? — С таким вопросом мы обратились к старшему товароведу Ленспортторга Анне Потаповне Сенековой.

    Ответ самый категорический: «Безусловно. Они пользуются большим спросом. От продажи каждой единицы этих товаров магазин получает большую выручку, а это важно для выполнения плана».

    Как же организована торговля этими выгодными товарами?

    В крупных городах магазинов спортторга, в которых могут продаваться лодки и моторы, по крайней мере, несколько. И прежде чем сделать покупку, побывать нужно во всех. Причина простая: то, чего нет в одном магазине, может оказаться в другом. Почти во всех магазинах больше одной-двух лодок разместить негде.

    Покупатель пытается осмотреть лодку, поставленную на транец где-то в углу, пытается разобраться в туманном тексте паспорта. Наконец он обращается за разъяснениями к продавцу. Его, например, интересует: можно ли на шпоновуга лодку «ШПШ» установить подвесной мотор «Москва» и какая при этом получится скорость, если в плавание выйдут два человека? Но продавец, у которого номенклатура товаров шире, чем в магазине «Тысяча мелочей», естественно, такими сведениями не располагает.

    Не лучше обстоит дело и с моторами. Осмотреть их толком, а тем более испытать в магазине нельзя. Обнаружив неисправность (а сделать это можно только на воде, когда сезон уже начался), владелец мотора спешит в гарантийную мастерскую. Ремонт здесь сделают бесплатно, но потерю времени, конечно, компенсировать не смогут. А времени у любителя водного туризма до обидного мало. В мастерской трудятся, не покладая рук, но количество рекламаций бывает (особенно в начале сезона) столь велико, что заказчикам приходится ожидать свой мотор не одну неделю.

    По поводу организации торговли товарами для водного туризма и спорта вновь просим высказаться Ю. М. Волкова:

    «Магазины спортивных товаров есть в каждом городе и все они обязаны принимать для продажи лодки, катера и моторы. Плохо другое, что ни один из них для этого не приспособлен! К сожалению, открыть специализированные магазины для торговли такими товарами в настоящее время не представляется возможным. Работать они будут нерентабельно даже в таких городах, как Москва или Киев, где количество лодок исчисляется многими тысячами. Причины тому — сезонный характер торговли, ограниченная номенклатура товаров. Промышленность практически не поставляет нам ни предметов оборудования, ни дельных вещей, ни даже спасательных принадлежностей.


    Для улучшения торговли в ближайшее время было бы целесообразно в торговых залах магазинов выставлять не образцы катеров, а их модели и развернутые описания. Непосредственный же отпуск товаров производился бы со специально оборудованных складов.

    Широкое развитие должна получить продажа полуфабрикатов. Покупатель при этом получит двойную выгоду: во-первых, цена набора деталей значительно ниже, чем готовой продукции, а во-вторых, транспортировка такого набора не представит трудностей, даже если его нужно доставить в отдаленный район. Это подтверждается имеющимся, к сожалению очень ограниченным, опытом продажи мотолодок «МК-29» в виде комплекта деталей.

    К моторам, поступающим сейчас в продажу, основная претензия покупателя заключается в том, что для них нельзя приобрести запасных частей. Даже такие специализированные заводы, как Ржевский, поставляют запчасти некомплектно. Здесь требуется повысить требования к промышленности».

    Вопрос о комплектации лодочных моторов запчастями очень важен и, безусловно, заслуживает всестороннего обсуждения, но пока продолжим разговор об организации торговли. Интересное мнение высказывает начальник торгового отдела управления Ленспортторга Юрий Леонидович Щелков:

    «Прогрессивной формой обслуживания потребителей является организация промышленно-торговых фирм. Фирменные отделы по продаже лодочных моторов в магазинах спорттоваров обеспечили бы установление более тесной связи между Заводами и покупателями. Конечно, и работать здесь должны продавцы, прошедшие специальную подготовку, которые могли бы не только помочь покупателю советом, но, если нужно, и произвести, например, опытный запуск мотора. Для этой цели, конечно, в магазине должен быть резервуар с водой.

    Продажу лодок, особенно в крупных городах, тоже целесообразно сконцентрировать в одном-двух больших магазинах, где для этой цели должны быть созданы специальные отделы. Зимой эти отделы можно частично использовать для продажи других товаров, таким образом будет обеспечена рентабельность работы в течение всего года. Преимущества такой организации торговли очевидны. Покупателю не придется, как сейчас, обходить десяток магазинов. У продавца, специализирующегося на торговле однотипными товарами, будет больше возможности квалифицированно обслужить покупателя. Имеющийся у нас (правда, пока небольшой) опыт говорит в пользу этого предложения. Два крупных магазина спорттоваров, в которых продается большая часть поступающих в Ленинград лодок и моторов, пользуются у покупателей доброй славой».


    Мы побывали в одном из магазинов (№ 8 на Красногвардейской пл.), о которых говорил Ю. Л. Щелков. Лодкам отведен просторный зал. Мы с удовольствием осмотрели еще мало известную любителям водного туризма новосибирскую «Обь». Лодка, правда, представлена в виде образца, в продаже ее пока нет. Что ж, предварительно ознакомиться с новым товаром тоже полезно! Если он понравится, можно запланировать его покупку в будущем. Только как узнать, когда понравившаяся нам лодка «Обь» поступит в магазин? Теоретически это даже не вопрос: продажа по предварительным заявкам отдельных дефицитных товаров — от холодильников до книг — давно получила у нас признание. Чего проще, казалось бы, применить хотя бы временно эту систему и для торговли лодками.

    У самих работников торговли на этот счет, однако, другая точка зрения: «Нет. Продажа лодок по предварительным заявкам не может быть осуществлена, — говорит уже знакомый нам директор магазина А. Ф. Градусов. — Эдак мы создадим закрытую систему торговли...».

    Что такое «закрытая торговля» и почему таковая особенно вредна именно при продаже лодок, выяснить не удалось. Но дело не в названии. Думается, что если торговля по предварительным заказам одобряется покупателями, ее надо внедрить. Причем очень важно сделать так, чтобы заявки принимались не только от жителей данного города, но и с периферии. Очевидно, что организовать, например, в небольшом районном центре, а тем более на селе широкую продажу лодок и моторов невозможно: для этого там нет ни подходящих магазинов, ни достаточного количества покупателей. Чтобы купить эти товары, приходится ехать в областной город. Прием предварительных заказов позволил бы, по крайней мере, сократить количество таких вояжей.

    Познакомимся с Посылторгом


    Раз уж разговор зашел о торговле на периферии, вполне естественно остановиться на наиболее современной и удобной форме обслуживания покупателей, живущих вдали от больших городов, — пересылке товаров почтой. Всем известно, что этим делом у нас занимается Посылторг. Адреса посылторговских баз, номенклатура товаров, которые можно заказать, и условия заказа указаны в прейскуранте, имеющемся в любом почтовом отделении. Казалось бы, всем и все понятно, а между тем в редакцию приходят десятки писем с просьбами сообщить, что и каким образом можно заказать в Посылторге. Например, высылает ли Посылторг катера «Прогресс», а если нет, почему?

    Чтобы быть предельно точными, мы обратились за разъяснениями к начальнику управления Роспосылторга, Федору Илларионовичу Богиничу. Вот что он сообщил:

    «Прейскурант товаров Посылторга составлен с учетом возможности отправки их почтовой посылкой. А это значит: ограничения по весу и габаритам. Например, предельный вес почтовой посылки 20 кг. Таким образом, не может быть и речи о высылке покупателю даже самой маленькой лодки, за исключением надувной.

    Бывают ли исключения? Крайне редко. Нам приходится, например, доставлять выигрыши по денежновещевой лотерее, в том числе автомобили. Но это очень сложно и, конечно, не может рассматриваться как прецедент для организации работы Посылторга в целом. В некоторых случаях, в частности, при продаже подвесных моторов, вес которых превышает допустимый, товар высылают заказчику частями — в двух посылках. Это очень неудобно. Бывает так, что, скажем, посылка с двигателем доставлена получателю, а остальные части мотора еще не дошли. Сразу же летят письма с жалобами, иногда нам, иногда на нас. Другое ограничение, учитываемое при составлении нашего прейскуранта, — дефицитность товара. Например, из всех выпускающихся моторов Посылторг может предложить только два — «Ветерок-8» и «СМ-557Л».

    Хуже всего обстоит дело с запасными частями к моторам. Поступают они к нам в ограниченном количестве, поэтому их даже не включили в общий прейскурант. В принципе, о наличии запчастей можно узнавать из специальных прейскурантов, составленных для моторов «Москва», «Стрела», «Ветерок», «СМ-255Л», «СМ-557Л» и рассылаемых по запросам. Фактически же многих запчастей, указанных в этих перечнях, на наших базах часто не бывает, особенно в весеннелетний период. Например, в начале этого года на базе Посылторга в Подольске не было в наличии запчастей 26 наименований».

    Дополним эту информацию сведениями, которые сообщил Борис Петрович Богачев — директор Ржевского машиностроительного завода, являющегося одним из основных поставщиков (и должников):

    «Беда в том, что ряд деталей наш завод сам получает от других предприятий в порядке кооперации. Например, поковки коленчатых валов поступают из Рязани. Обеспечить выпуск подобных деталей в количестве, необходимом для того, чтобы удовлетворить спрос на запчасти, мы не имеем возможности. По этому вопросу нужно обращаться непосредственно на заводы — изготовители данных деталей...».

    Последовать этому совету мы еще не успели, но нетрудно предугадать, что заводы, изготовляющие детали в порядке кооперации, вряд ли возьмутся поставлять их непосредственно в торговую сеть. Надо срочно решать этот вопрос и инициативу, по нашему мнению, должны проявить сами работники торговли. Им, как никому другому, хорошо известно, какой спрос существует на запасные части к моторам. Пока же деятельность Посылторга ограничилась изданием (стотысячным тиражом!) типового ответа, извещающего, что «заказ не принят к исполнению, так как запрашиваемых запасных частей база в наличии не имеет». Вряд ли такое извещение может удовлетворить получателя, у которого из-за отсутствия детали, возможно, срывается выход в плавание!

    Нельзя мириться и с другими недостатками в организации торговли товарами, высылаемыми по почте. Покупатель на периферии должен иметь возможность приобретать те же лодки и моторы, что и жители крупных городов.

    Мы не беремся давать конкретных рекомендаций. Думается, что большую пользу принесут предложения и пожелания, исходящие от самих любителей водного туризма и спорта. А разобраться в этих предложениях мы попросим специалистов в области организации торговли, в частности, работающих в научно-исследовательском институте по изучению спроса на товары.

    Настоящий обзор далеко не исчерпывает темы. Мы рассчитываем, что и читатели, и заинтересованные организации примут активное участие в ее обсуждении. Со своей стороны редакция по мере поступления новых данных готова вернуться к освещению вопросов торговли товарами для водного туризма и спорта.


    Понравилась ли вам эта статья?
    0

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Интервью с датским спортсменом Паулем Эльвстремом
    Катамаран «Перун» был спущен на воду
    Построили новую легендарную яхту типа «Америка»
    Одноместный катер на подводных крыльях
    Начаты исследования реданных катеров
    Финская верфь «Ватор»
    Краткий словарь терминов, относящихся к конструкции корпуса
    Организация парусных соревнований на швертботах «Оптимист»
    Заседание Международного Союза парусного спорта 1967 года
    Продолжение конкурса на замену класса «Финн»
    Тримараны для трансатлантического плавания
    Несколько самоделок от судостроителей-любителей
    Семинар по проектированию быстроходных катеров в НТО
    Подвесные моторы сегодня и завтра
    ВДНХ 1968: Павильон «Судостроительная промышленность СССР»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Проблемы торговли товарами для водного туризма и спорта

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Мощный гоночный 12-метровый катер «Рэм Крафт»
    Прогулочная лодка из стеклопластика «Кафа»
    Мотор «Нептун» пошел в серию
    В мастерской художника Л. К. Богомольца
    Снова о едином водно-спортивном флаге СССР
    Нужен спортивный флаг!
    Малые крейсерские яхты на Лондонской выставке
    Пауль Эльвстрем об Олимпиаде 1968 года
    Дополнительная литература о гребных винтах
    Пермский судостроительный завод начал выпуск мотолодки «Кама»
    Будут ли лодки у дальневосточников?
    Построено в самодеятельном Морском клубе Каспийска
    «Адская пыхтелка» с паровым водометом
    Новый глиссер класса «ГА»
    Нарва — новый центр водно-моторного спорта


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 44 + 35 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории