Основные данные катера «Джетстар»
Длина наибольшая, м | 3,87 |
Длина по КВЛ, м | 3,12 |
Ширина наибольшая, м | 1,78 |
Высота борта, м | 0,81 |
Сухой вес, кг | 395 |
Скорость с двумя человеками на борту и 70-сильным двигателем, км/час | 53,5 |
К моменту гибели Кэмпбелла проект был еще «в пеленках», но компания твердо решила довести дело до конца. И вот в начале 1968 г. посетители Лондонской выставки малых судов могли уже осмотреть пробный деревянный экземпляр нового катера.
Характерный для мореходных глиссирующих катеров корпус с большой килеватостью на днище обеспечивает плавный ход — без ударов и тряски — даже на сильной волне. Угол внешней килеватости днища на участке от миделя до транца 205 Благодаря большому подрезу в носу — плавному подъему линии штевня катер имеет наименьший контакт с водой, не втыкается в волны, а «скачет» по ним: скорость на волнении падает гораздо меньше, чем у катеров с более крутым форштевнем. Днище «Джетстар» представляет собой «клин», который мягко разбивает встречную волну без снижения скорости. Этот клин особенно заметен, если посмотреть на скуле в плане, необычно острую в носу и широкую в корме. На корпусе у скулы установлены только два редана, причем в средней части их нет, чтобы завихрения не попадали в водозаборник.
Корпус широкий — отношение длины к ширине всего 2,2. Благодаря этому катер очень остойчив, хотя при глиссировании на полной скорости смачивается относительно небольшой по ширине участок днища. Несмотря на большую килеватость, катер быстро выходит на глиссирование. Это стало возможным только благодаря установке мощного, но легкого-конвертированного автомобильного газотурбинного двигателя, весящего в комплексе с водометом пе более 150 кг. Двигатель «Уортам Блейк» с объемом 1500 см3 развивает мощность до 70 л. с. при 4500 об/мин. Расположенная в ДП сразу за передними сиденьями турбина установлена на амортизаторах и соединена с осевым насосом одноступенчатого водометного устройства «Гамильтон Колорадо». Весь комплекс закрыт легко снимающимся кожухом. Вода для охлаждения двигателя забирается из водовода водомета. Для регулирования температуры воды в системе охлаждения предусмотрен специальный клапан.
На фотографии видны установленные по боковым кромкам водозаборного отверстия щитки, которые препятствуют прорыву пузырьков воздуха, образующихся под днищем. Кроме того, благодаря этим щиткам устраняется боковой подсос воды, что также препятствует засасыванию воздуха.
«Джетстар» очень удобен для буксировки воднолыжников — он легко буксирует одновременно трех спортсменов. Важно и то, что у «Джетстар» отсутствуют винт и руль, из-за которых лыжники нередко получают травмы.
Четыре человека располагаются в катере с комфортом, но он вмещает и пятерых. Почти полное отсутствие вибрации корпуса и очень мягкий ход позволили установить кнопочное и педальное управление, что дает возможность водителю держать обе руки на штурвале.
Встроенные блоки пенопласта под пайолами у двигателя и носовой герметичный отсек обеспечивают запас плавучести около 500 кг, так что катер практически непотопляем.
Испытания катера проводились при ветре до 11 баллов и крутой короткой волне, но даже в этих условиях ход оставался плавным, а в кокпит попадало очень мало воды. «Джетстар» легко выходил на режим глиссирования с полной нагрузкой — четырьмя человеками на борту.
Испытания показали, что водомет на мореходном глиссирующем судне имеет, по сравнению с подвесным мотором или угловой колонкой, следующий недостаток: когда на волнении корпус выскакивает из воды, в водозаборное отверстие засасывается воздух, и двигатель работает «в разнос». Винт подвесного мотора сидит в воде глубже, чем корпус, и выходит из воды позже корпуса, что и позволяет судну совершать более длинные прыжки между моментами отрыва движителя от воды, вызывающего падение упора.