Основные данные яхты
Длина, м | 4,4 |
Ширина, м | 1,6 |
Высота борта, м | 0,60 |
Осадка со швертом, м | 0,95 |
Вес корпуса, кг | около 130 |
Площадь парусов, м2: | |
грот | 6 |
стаксель | 6 |
Высота мачты, м | 6,1 |
Чтобы увеличить высоту в рубке от сланей до крыши до 1,15 м, пришлось линию борта выполнить с седловатостью вверх. Поперечный и продольный дубовый набор собран на медных заклепках. Кстати, все детали от литых дельных вещей до заклепок я изготовил сам. Корпус обшит фанерой ФСФ на днище толщиной 6 мм, на бортах и крыше рубки, не имеющей набора, кроме направляющих крышки капа, — 4 мм. Корпус яхты и крышу рубки оклеил слоем стеклоткани на эпоксидной смоле. Комингсы рубки из стеклопластика толщиной 3 мм.
Шверт и перо руля стальные толщиной 5 мм. Швертовый колодец, собранный из стеклопластиковых листов толщиной 6 мм и дуба на эпоксидном клею и медных заклепках, выполнен так, что выбранный шверт не выходит из него (за исключением сектора); это дало возможность установить на колодце съемный столик. Шверт поднимается за рукоятку, вставляемую в любое из отверстий, просверленных по окружности сектора шверта.
Носовой стенкой швертового колодца служит дубовый пиллерс под степсом мачты. Выше колодца в пиллерсе сделана прорезь, через которую и проходит сектор при убранном шверте. Степсом служит отрезок трубы, который приварными ребрами крепится к верхнему концу пиллерса на уровне крыши рубки. Мачта свободно вставляется в степс и обтягивается такелажем. Один человек ставит пли снимает мачту за 5 мин., так как вес полностью вооруженной мачты вместе с гиком около 20 кг.
Мачту и гик я сделал из алюминиевых труб (шест для прыжков) диаметром 40 мм, вставив внутрь сосновый круглый шест для крепления шурупами полоза (стеклопластиковая полоса на фанерной подкладке) — рельса для подъема паруса. Мачта получилась очень гибкой, поэтому пришлось применить ромбованты. Замечу, что стаксель я сделал топовым, считая такой парус более эффективным при плавании по реке, где нужно ловить верхний ветер. Даже при штормовом ветре мачта стоит отлично. Стоячий такелаж вырублен из стальной оцинкованной проволоки диаметром 2,8 — 4,2 мм, применяемой в электрических проводах марки АС (разрывное усилие не менее 120 кг/мм2).
В прошлом году на «Комаре» с экипажем из двух человек пройдено несколько сот километров по Днепру. Яхточка легко идет в лавировку (если ветер не слишком сильный!), хорошо управляется на любых курсах. Отмечу, что центр парусности смешен вперед относительно центра бокового сопротивления на 13% длины по КВЛ. Корпус совершенно сухой. Крен при любом ветре не превышает 10°.
При среднем ветре 4 балла курсом галфвинд скорость яхты 12—15 км/час. Пол подвесным мотором «Ветерок-8» наш «Комар» идет со скоростью 15 км.'час, но при этом имеет сильный дифферент.
Подвесной мотор и канистры с бензином укладываются под сиденья в кокпите. Аккумуляторы крепятся к пиллерсу с носовой стороны. В ближних походах в яхте размещаются на ночлег четыре человека — двое укладываются в кокпите па продольных сиденьях и двое в рубке прямо на фанерном пайоле. В дальние же походы лучше ходить вдвоем.
В эту навигацию собираюсь «довести» яхту, устранив некоторые ее недостатки. В частности, для улучшения вентиляции планирую сделать форлюк. Точку крепления ахтерштага к корпусу надо сдвинуть дальше в корму, чтобы гик не задевал.