Мы уже обращались к этой теме. В статье о торговле товарами для водного туризма и спорта, опубликованной в сборнике № 15, в частности, отмечалось, что «планируемое в ближайшем будущем резкое увеличение производства лодок, катеров и моторов может превратить торговлю этими товарами в острую проблему, от решения которой во многом будет зависеть дальнейшее развитие водного туризма и спорта в нашей стране». С тех пор прошло три года. Будущее стало настоящим.
Чтобы получить представление о том, как решаются сейчас торговые проблемы, мы побывали в Министерстве торговли СССР. Публикуем ответы, которые дал на наши вопросы начальник отдела торговли автомотоспорттоварами тов. П. К. Капитонов, а также репортаж с оптовой ярмарки товаров народного потребления.
Вопрос: Как оценивается положение дел с выпуском промышленностью катеров, лодок и двигателей к ним для продажи населению, а также качеством этих изделий?
Ответ. За последние годы выпуск лодок и лодочных моторов значительно увеличился, расширился их ассортимент. Так, в 1968 г. производство лодок составляло 164,9 тыс. штук, а в 1970 г. — 301,8 тыс. штук, моторов лодочных в 1968 г. — 203 тыс. штук, а в 1970 г. — 274 тыс. штук.
Спрос населения на эти товары, в основном, удовлетворяется, кроме лодок надувных из прорезиненной ткани, лодок типа «Прогресс» и байдарок и моторов повышенной мощности марок «Вихрь» и «Москва-25».
Нередко, однако, покупателями предъявляются претензии на низкое качество продукции ряда заводов.
Из-за серьезных производственных дефектов торговыми организациями была прекращена приемка пластмассовых лодок «Мидия» и деревянных лодок «МК-29».
Слабым спросом потребителей пользуются также стационарные лодочные моторы «СМ-557Л», «СМ-500В» и «Луч-18» Богородского механического завода по причине устаревшей конструкции и неудовлетворительного качества.
Вопрос. Как подготовлена торговая сеть к продаже товаров для водного туризма и спорта?
Ответ. Местными органами торговли приняты меры по увеличению количества магазинов, которые осуществляют торговлю спортивными и туристскими товарами.
При этом проводится концентрация торговли этими изделиями в специализированных магазинах с применением метода самообслуживания, что дает возможность приблизить покупателя к товарам, сэкономить время.
В государственной торговле уже имеется более 2000 таких магазинов. Среди них крупные и хорошо оборудованные магазины «Олимпия» в Донецке, «Белый Парус» в Жданове, «Спартак» в Ворошиловграде и ряд других.
Министерствами торговли союзных республик и органами торговли на местах намечено организовать в 1971 г. еще несколько специализированных магазинов по торговле спорттоварами.
Вопрос. Где могут представители торгующих организаций ознакомиться со всеми образцами моторов и лодок, выпускаемых промышленностью?
Ответ. Лодки и моторы ежегодно экспонируются на межреспубликанских оптовых ярмарках в Москве, в работе которых участвуют городские и сельские торговые организации всех союзных республик. На этих ярмарках производится закупка у предприятий промышленности моторов и лодок по образцам.
Вопрос. Посылторг до сих пор не принимает к исполнению заказы на товары весом более 30 кг. Учитывая, что скоро возникнет необходимость продавать суда и моторы в больших количествах, очевидно, есть смысл создать службу перевозок Посылторга, которая могла бы по заказам отгружать тяжелые крупногабаритные товары и отправлять их на дальние расстояния. Намечается ли создание такой службы?
Ответ. Роспосылторг Министерства торговли РСФСР в настоящее время по индивидуальным заказам граждан уже высылает как мелкие, так и крупногабаритные товары, объявленные в каталогах и прейскурантах Посылторга «Товары—почтой».
Такие товары, как швейные машины, велосипеды, радиолы, вес которых не превышает 30 кг, высылаются почтовыми посылками. Крупногабаритные товары (мотоциклы, мотороллеры, мопеды, стиральные машины, лодочные моторы) отгружаются заказчикам в особой упаковке железнодорожным транспортом. Поэтому создавать специальную службу перевозок для отдельных товаров нет необходимости.
Вопрос. Как удовлетворяются заявки торгующих организаций на запасные части к моторам?
Ответ. Надо сказать, что промышленность стала лучше удовлетворять заказы торгующих организаций на запасные части к лодочным моторам. Спрос населения, в основном, удовлетворяется. Однако еще не везде можно купить запасные части к «Вихрю», заявки Министерства торговли СССР на запасные части к этому мотору ежегодно не удовлетворяются.
Недостаточно в торговле прерывателей к моторам «Москва» и «Ветерок» производства предприятий Министерства электротехнической промышленности.
Вопрос. Каковы возможности увеличения продажи лодок в виде полуфабрикатов и перспективы применения этой формы торговли в более широких масштабах?
Ответ. В 1970 г. Министерство судостроительной промышленности предложило к поставке торгующим организациям мотолодки «МК-29-посылка» в количестве 500 штук.
Сборка таких лодок из отдельных деталей требует специального помещения, определенных навыков, а подчас и консультации специалистов. Розничная цена на мотолодку «МК-29-посылка» высокая — 180 руб., в то время как готовая мотолодка «МК-29» стоит 215 рублей.
Спрос населения на эти мотолодки-посылки ограничен. Продажа их может иметь перспективу только при условии, что промышленность освоит выпуск легких, современных, транспортабельных и дешевых судов.