I. Цели и задачи соревнований
1. Популяризация водно-моторного спорта; 2. Оценка моторов и лодок, выпускаемых промышленностью; 3. Повышение мастерства спортсменов.
II. Место и время проведения
Соревнования проводятся 10—13 июня 1971 г. в гор. Бирштонас Литовской ССР. Соревнования проводятся на акватории реки Нямунас (Неман).
III. Руководство соревнованиями
1. Соревнования проводят заводы и организации Министерства судостроительной промышленности СССР, Министерства авиационной промышленности СССР и Министерства автомобильной промышленности СССР, занимающиеся проектированием и промышленным выпуском мотолодок и моторов, республиканский комитет ДОСААФ Лит. ССР и редакция сборника «Катера и яхты».
2. Техническая организация и руководство соревнованиями возлагаются на Каунасский республиканский спортивно-технический морской клуб ДОСААФ. Непосредственное проведение соревнований возлагается на судейскую коллегию, представленную Федерацией водно-моторного спорта СССР.
IV. Порядок проведения соревнований
На соревнованиях будут проведены:
1. Классные гонки на скутерах ОА-250 и ОС-500 мотолодках SA-250, SB-350 и SC-500 лично-командные в серии 3X5 миль и личные на дистанции 10 миль. Гонки в этих классах судов проводятся согласно Правилам проведения соревнований, утвержденным Федерацией водно-моторного спорта СССР.
На скутерах ОА-250 разрешается установка моторов любой марки; скутера ОС-500 допускаются к участию только с серийными отечественными моторами, форсированными по правилам 1969 г. На мотолодках класса SA разрешается форсировка моторов по правилам 1969 г. Корпуса мотолодок должны отвечать правилам 1969 или 1971 г.
2. Маршрутные и часовые гонки на мотолодках, серийно выпускающихся или готовящихся к серийному выпуску для продажи населению, с серийными (или готовящимися к серийному производству) отечественными подвесными моторами на дистанции Бирштонас — Каунас — Бирштонас (около 150 км); для лодок с моторами мощностью менее 8 л. с. предусматривается сокращенная дистанция.
3. Заезды на установление рекордов СССР и Литовской ССР на судах, предусмотренных отечественной классификацией.
V. Участники соревнований
1. К участию в классных гонках допускаются сборные команды городов в составе спортсменов не ниже I разряда и команды заводов-изготовителей моторов и лодок в составе спортсменов не ниже II разряда.
2. К участию в гонках на лодках народного потребления допускаются члены команды, имеющие права судоводителя-любителя.
3. Состав сборной команды города — 8 человек: представитель и 7 спортсменов на следующих судах: 1 скутер ОА-250; 1 скутер ОС-500; 1 мотолодка SA-250; 1 мотолодка SВ-350; 1 мотолодка SC-500; 1 мотолодка народного потребления (2 человека).
Заводы могут выставлять команды в любом составе, а также заявлять отдельных гонщиков в личном зачете.
Командный зачет на спортивных гонках — по всем судам, на гонке судов народного потребления — по одному лучшему.
Сборные городов могут выставить дополнительно вторую мотолодку народного потребления (при этом в командный зачет пойдет лучший результат одного из двух участников данного класса) и, кроме того, одно судно любого из представленных на соревновании классов в личном зачете.
VI. Программа соревнований
10.06.71 г. — приезд участников; 10.00—18.00 — мандатная комиссия; 12.00—20.00 — техническая комиссия
11.06.71 г. 12.00 — открытие соревнований; 13.00 — начало серии гонок 3X5 миль
12.06.71 г. 09.00 — старт маршрутной гонки Бирштонас — Каунас — Бирштонас; 10.00 — начало гонки на 10 миль; 13.00 — показательные выступления воднолыжников; 17.00 — открытие технической конференции
13.06.71 г. 10.00 — часовые гонки судов народного потребления; 13.00 — заезды на установление рекордов; 17.00 — закрытие соревнований, награждение победителей.
VII. Определение победителей
1. Общекомандное первенство определяется суммой зачетных скоростей во всех заездах серии 3X5 миль классных гонок и зачетных очков в маршрутной и часовой гонках судов народного потребления.
2. Командное первенство по классам судов определяется суммой зачетных скоростей во всех заездах серии 3X5 миль.
3. Место в маршрутной гонке определяется количеством очков, а в часовой — по показателям скорости и экономичности мотора.
4. Личное первенство в классных гонках определяется суммой скоростей во всех заездах серии 3X5 миль и отдельно на 10 миль.
5. Абсолютные победители в классных гонках определяются общей суммой скоростей в серии 3X5 миль и на 10 миль.
6. Победитель маршрутной гонки определяется по количеству очков.
7. Победитель часовой гонки определяется по количеству очков.
8. Абсолютный победитель на судах народного потребления определяется лучшей суммой очков в маршрутной и часовой гонках.
VIII. Награждение победителей
1. Команда — победитель соревнований награждается переходящим призом сборника «Катера и яхты» и дипломом I степени; тренер и члены команды — дипломами I степени. Команды, занявшие 2 и 3 места, тренеры и члены этих команд награждаются соответственно дипломами II и III степени.
2. Команды, занявшие в спортивных гонках первые места по классам, награждаются переходящими призами и дипломами I степени; команды, занявшие 2 и 3 места — дипломами II и III степени.
3. Команда, занявшая 1 место в маршрутной и часовой гонках, награждается специальным переходящим призом сборника «Катера и яхты».
4. Участники, занявшие первые места на одной из дистанций классных, маршрутной или часовой гонок, награждаются дипломами I степени; участники, занявшие 2 и 3 места, дипломами II и III степени.
5. Для абсолютных победителей классных гонок и гонок на судах народного потребления специальные призы учреждены организаторами соревнований — заводами и редакцией сборника «Катера и яхты».
IX. Условия приема участников
Организаторы обеспечивают прием и размещение участников, согласно заявкам, с 10 по 13 июня. Все расходы, связанные с приездом команд, а также жильем, питанием, транспортировкой техники, обеспечением спец. горючим, возлагаются на командирующие организации. Только в классах скутеров разрешается применять любое горючее.
X. Заявки
Предварительные заявки на участие в соревнованиях должны быть отправлены до 25 апреля 1971 г. по адресам:
Лит. ССР, г. Каунас, ул. Дзержинского, 16, Каунасский Морской клуб ДОСААФ; копия — Ленинград, Д-65, ул. Гоголя, 8, редакция «Катера и яхты» (дата отправления определяется по почтовому штемпелю места подачи). Выезд команды на соревнования разрешается по специальному оповещению организаторов.
На лодках для маршрутных и часовых гонок необходимо иметь паспорт или технические условия, штатное снабжение (включая ветровое стекло) и оборудование. Допускается иметь штатный ЗИП, запасной винт, дистанционное управление. Замена мотора в процессе гонки не разрешается, участники должны иметь спасательные жилеты и шлемы.
В мандатную комиссию соревнований на каждого участника должны бьть представлены: именная заявка с визами спортивного врача о допуске к участию; паспорт; права судоводителя-любителя; страховой полис на сумму не менее 500 руб., членский билет ДСО или ДОСААФ, а для участников классных гонок — классификационный билет, мерительные свидетельства и заявочная анкета.
Расчет гандикапа и определение победителей соревновании на судах народного потребления
1. Очки в маршрутной гонке определяются в зависимости от отношения фактической скорости υФ, показанной мотолодкой на дистанции, к расчетной, или теоретической скорости ат, определенной по прилагаемому графику в зависимости от кубического модуля судна.
2. Кубический модуль является условным объемом мотолодки, вычисляемым как произведение наибольшей длины корпуса L на наибольшую ширину В и расчетную высоту борта Н.
Длина L и ширина В измеряются по наружной обшивке без учета выступающих частей — буртиков, привальных брусьев, подмоторных кронштейнов и т. п.
Высота борта Н измеряется посредине длины L от наружной обшивки у киля до верхней кромки палубы. Размеры берутся в метрах с точностью до сотых долей (до сантиметра). Кубический модуль вычисляется в м3 с точностью до 0,1 м3.
3. Мощность подвесного мотора или суммарная мощность моторов, установленных на лодке, не должна превышать указанной в заводском паспорте лодки. Форсировка моторов не допускается. Разрешается замена стандартного гребного винта на винт с другим шаговым отношением (данные о винте должны быть сообщены технической комиссии).
4. График для определения теоретической скорости лодок построен по данным испытаний отечественных и зарубежных серийных лодок с подвесными моторами. Теоретическая скорость υT представляет собой максимальную скорость на мерной миле, которая может быть достигнута на лодке серийной постройки, укомплектованной штатным снабжением, с двумя человеками на борту и при спокойном состоянии водной поверхности. υT определяется в зависимости от кубического модуля лодки LBH и мощности установленного на ней двигателя.
График для соревнований 1971 г. откорректирован по результатам прошлогодних гонок.
5. фактическая скорость лодки определяется с точностью до 0,1 км/час как частное от деления дистанции гонки на время ее прохождения.
6. Отношение фактической скорости υФ к теоретической υТ характеризует способность лодки и мотора поддерживать длительную скорость в реальных условиях эксплуатации. Вычисляется в процентах с точностью до 0,1%. Лодка с наивысшим из полученных результатов υФ/υТ классифицируется как занявшая первое место в зачете по скорости. Этот результат оценивается в 100 очков. Зачетные очки остальных лодок определяются в процентах относительно этой лодки как частное от деления их результатов на υФ/υТ для первой лодки. Места располагаются в порядке убывания очков (см. сборник №27 за 1970 г.).
7. Помимо общего зачета определяются победители в каждой из трех стартовых групп судов: группа I — с моторами рабочим объемом свыше 500 см3; группа II — с моторами 350—500 см3; группа III — с моторами менее 350 см3.
8. Зачет по экономичности определяется по результатам часовой гонки на дистанции для спортивных судов. Определяются фактический расход горючего путем взвешивания топливных бачков перед стартом и после финиша и фактическая скорость лодки, показанная на дистанции (на время гонки заправочные горловины бачков пломбируются).
9. Удельный расход топлива определяется как частное от деления расхода горючего G (кг) на фактическую скорость υФ (км/час). Судно с наименьшим результатом получает первое место по экономичности и 100 зачетных очков. Очки для остальных судов определяются в процентах как частное от деления удельного расхода первой лодки на соответствующие цифры для каждой последующей.
10. Общее зачетное место определяется суммой очков в маршрутной гонке и 50% очков в зачете по экономичности (наивысшая сумма очков не превышает 150).