В IX пятилетке нашим заводам, выпускающим лодки, катера и моторы для продажи населению, предстоит качественно обновить свою продукцию. В честности, планируется втрое увеличить производство малых судов из современных синтетических материалов.
Перспективам развития пластмассового судостроения, применению стеклопластика при постройке и ремонте малых судов, новым проектам стеклопластиковых лодок посвящаются основные публикации этого номера «Катеров и яхт». Открываем его интервью с генеральным директором Научно-производственного объединения «Ритм» доктором технических наук Василием Васильевичем Мещеряковым. Именно НПО «Ритм», в состав которого входят Центральный научно-исследовательский институт технологии судостроения, филиал и заводы, отводится ведущая роль в выполнении задач пятилетки в области расширения производства пластмассовых лодок и катеров для продажи населению.
Редакция: На выставках в Ленинграде и Феодосии экспонировались образцы новых пластмассовых лодок, разработанных в НПО «Ритм». Будет ли «Ритм» осваивать их серийное производство? Каков примерный размер серии?
В. В. Мещеряков: Внедрение стеклопластиков в малое судостроение является одной из задач объединения, над решением которой мы стали работать в начале 60-х годов. В филиале» объединения разрабатываются проекты пластмассовых лодок и катеров, изготавливаются и испытываются их опытные образцы, отрабатывается прогрессивная технология. Серийное же производство этих судов будет осваиваться не только заводами, входящими в объединение «Ритм», но и другими судостроительными предприятиями.
Что касается размеров серий, то наши заводы выпускают несколько типов лодок преимущественно небольшими сериями — по 300—1000 единиц в год. Мы считаем, что это позволит нам лучше определить вкусы и запросы потребителей и выделить в дальнейшем типы судов, которые будут пользоваться наибольшим спросом.
Из проектов, разработанных НПО «Ритм», будут строиться мотолодки «Юг-2500», «Кафа-2500», «Дракон», «Бычок-2» и другие.
Редакция: За границей, как известно, расширение производства пластмассовых судов идет по двум направлениям: за счет роста количества мелких фирм (преимущественно в странах Европы) и создания крупных специализированных предприятий (прежде всего в США). Какой из этих путей для нас наиболее перспективен и почему?
В. В. Мещеряков: В первые годы и у нас пластмассовое судостроение осваивалось на небольших участках с полукустарной технологией. Сейчас, конечно, эти экспериментальные участки не в состоянии обеспечить ни плановый объем производства, ни требуемое качество судов для продажи населению.
В ближайшие годы будут построены и дадут продукцию несколько новых крупных цехов, каждый из которых рассчитан на годовую программу в 2—4 тысячи лодок. Будет введена в эксплуатацию и вторая очередь нашего завода, специализированного на выпуске пластмассовых лодок для продажи населению, того, который в 1967 г. выпустил в торговую сеть первые партии лодок.
Редакция: Изготовление пластмассовых корпусов до настоящего времени в большинстве случаев ведется наиболее примитивным контактным способом. Новая прогрессивная технология (прессование в парных формах, напыление стеклопластика и т. п.), разработанная в «Ритме», не получила широкого распространения за его пределами. Могут пи предприятия (в том числе и несудостроительные) рассчитывать на помощь «Ритма» в освоении этой новой технологии вплоть до получения от вас готового комплекта оборудования?
В. В. Мещеряков: Безусловно, помощь будет оказана.
Редакция: В настоящее время за границей закупаются пластмассовые гоночные яхты новых олимпийских классов «Солинг» и «Темпест». Их размеры — 9 и 7 м. Не могла бы ваша фирма освоить изготовление этих корпусов?
В. В. Мещеряков: Постройка спортивных парусных яхт, особенно для Олимпийских игр, имеет свои тонкости. Необходимо точно выдержать вес и обводы корпуса, чтобы яхта «попала в класс», обеспечить достаточную жесткость обшивки. За границей хорошие гоночные яхты из стеклопластика выпускает лишь небольшое число фирм, имеющих многолетний опыт именно в этой области. Последовательными, часто незначительными улучшениями конструкции они доводят яхты до совершенства. В нашем объединении такого опыта нет. К тому же, вероятно, потребное количество яхт этих классов не настолько велико, чтобы было рационально осваивать их выпуск сериями, на которые мы ориентируем наше производство.
Редакция: Высокая стоимость исходных материалов является одним из препятствий на пути расширения выпуска пластмассовых лодок. Каковы реальные перспективы удешевления стеклопластика?
В. В. Мещеряков: Если пять лет назад, когда мы начинали производство пластмассовых судов, исходные материалы были не только дороги, но и дефицитны, то теперь химия обеспечивает ими судостроение намного лучше. Стоимость полиэфирных смол за это время снизилась в три раза, дешевле стали и стеклонаполнители. Можно ожидать и дальнейшего снижения их цен в связи с запланированным увеличением объема применения стеклопластика во всех областях промышленности.
Конструкторы и технологи нашего объединения используют и такой резерв снижения цены пластмассовых лодок, как применение для их постройки более дешевых в настоящее время азотосодержащих смол и стекломатериалов без гидрофобной обработки.
Попутно следует заметить, что, кроме высокой цены, сбыт некоторых моделей пластмассовых лодок, уже поступающих в магазины, сдерживает недостаточная информация покупателей о высоких эксплуатационных свойствах стеклопластика, его преимуществах, по сравнению с легкими сплавами и деревом. Сказывается также отсутствие благоустроенных стоянок для судов личного пользования.
Редакция: Согласны с вами, что высокие эксплуатационные качества малых судов из стеклопластика еще не получили признания у массового потребителя. Нужна действенная реклама.
Выставки, организованные НПО «Ритм» в Ленинграде и Феодосии, внесли в это депо определенный вклад. Какие мероприятия по рекламе и ознакомлению широких кругов любителей водного туризма с новинками пластмассового судостроения намечаются на 1972 год?
В. В. Мещеряков: Мы поставили вопрос об организации в Ленинграде первого фирменного магазина по продаже пластмассовых катеров и лодок. По существу это будет постоянно действующая выставка, на которой покупатель сможет выбрать по образцу нужную модель и заказать ее. В течение двух-трех месяцев этот заказ будет выполнен. Некоторые лодки можно будет приобрести сразу же.
Мы будем участвовать в различных выставках, в рекламных походах новых катеров. Будем и сами организовывать выставки.
На очередных всесоюзных соревнованиях на приз сборника «Катера и яхты» по водно-моторному спорту в Ленинграде будут представлены пластмассовые лодки, разработанные и освоенные предприятиями нашего объединения. С их качествами любители спорта и туризма смогут познакомиться в действии — на трассе 140-кипометровой маршрутной гонки и на специальной выставке.
Полагаю, что большую роль в рекламе новых судов из стеклопластика может сыграть и регулярная информация о них на страницах сборника.
Редакция: Благодарим вас за обстоятельные ответы. Надеемся, что встречи НПО «Ритм» с читателями нашего сборника будут регулярно проходить и в дальнейшем.