Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Кругозор / Интересные факты / 1973 год / Навигационные приборы викингов
    Подкатегории раздела
    Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Самодельные приборы яхтсмена
    Самодельные приборы яхтсмена (вторая часть)
    Береговые навигационные знаки судоходной обстановки
    Плавучие навигационные знаки для судоходных рек
    Приборы для регистрации параметров движения лыжника
    Техника мореплавания: спутниковые навигационные системы
    Навигационные огни морских судов по МППСС-72
    Навигационные спутниковые системы и яхты
    Новинки: бинокль, холодильник, спасательные приборы, помпа
    Современные навигационные системы для катеров и яхт
    Сообщения: приборы, журнал, гидроциклы, дизель, РИБ, конкурс...


    Навигационные приборы викингов

    Год: 1973. Номер журнала «Катера и Яхты»: 46 (Все статьи)
              0


    «Небо было покрыто густыми тучами, шел сильный снег. Король приказал вести наблюдение за небом, но нигде не было видно ясного неба! Тогда король приказал позвать к себе Зигурда и спросил его, может ли он обнаружить за тучами солнце, и тогда Зигурд показал королю солнечный камень. Король взял солнечный камень, стал его держать так, что камень засветился, и убедился в правильности речей Зигурда». — Так рассказывается в древней исландской саге. И не в одной. Во многих старинных скандинавских преданиях говорится о смелых походах, которые совершались в открытом море и при любой погоде с ориентацией по солнцу при помощи удивительного, поистине волшебного «солнечного камня». Можно даже сказать, что этот камень (как отмечают саги — драгоценный!) является непременным атрибутом любого повествования, касающегося дальних плаваний.

    Информация об изображенииТри корабля X века
    Три корабля X века
     
    Итак, викинги, не имеющие магнитного компаса, прекрасно ориентировались в высоких широтах, там, где и нынешний компас не дает надежных показаний. Вряд ли солнечный камень может быть порождением фантазии сказителей, но до сих пор археологи не имеют никаких осязаемых доказательств его существования.

    Конечно, если бы викинг Зигурд был гражданином нашего XX века, король, о котором упоминалось в начале нашего рассказа, вероятно, узнал бы от него кое-что о поляризации света, электромагнитных волнах и уровне колебаний. Но, интересно, как Зигурд представлял и объяснял королю устройство волшебного камня, если известно, что дело происходило в 1000 году? По утверждению американских авианавигаторов, солнечный камень должен был обладать свойством, присущим «скай-компасу» (небесному), применяемому при перелетах через Северный полюс. На том же принципе основан и «ночной компас», изобретенный недавно в США. Главным элементом, сердцем этого компаса является кристалл, который благодаря поляризации дневного света указывает направление на солнце.


    Информация об изображенииСолнечный камень
    Солнечный камень
     
    Очевидно, солнечный камень викингов как раз и был оптически активным кристаллом. Такие камни имеют поляризационный фильтр, пропускающий свет с колебаниями в одной единственной плоскости. Можно допустить, что в Скандинавии в те далекие времена были известны подобные камни — голубой дихронт (кордиерит) и желто-темно-красный андалузит.

    Если смотреть через такой солнечный камень в сторону солнца, закрытого облаками, двигая руку с камнем и поворачивая камень вокруг его оптической оси, то в известном, строго определенном положении — прямо против солнца — камень станет светлым и совершенно прозрачным. При дальнейшем даже незначительном повороте камень опять потускнеет.

    Известно, что во время своих морских походов в Америку и вокруг Европы викинги пользовались не только солнечным камнем, но и некоторыми другими вспомогательными навигационными приборами. Например, не так давно в Гренландии была найдена часть дубового пеленгационного диска с нанесенными по окружности градусными делениями. При помощи такого диска можно было определить положение стран света, имея в основе положение солнца на горизонте при восходе или закате. Из сочинения «Стьерн Оддс» исландца Одда Хельгассена (1100 г.) мы знаем, что закон изменения положения солнца в течение года уже тогда был хорошо известен.

    Информация об изображенииЧасть пеленгационного диска, найденная в Гренландии
    Часть пеленгационного диска, найденная в Гренландии
     
    Об определении мореходами древнего севера географической долготы известно очень немногое; не исключено, что она определялась лишь приблизительно по времени плавания. А вот широту определяли «точно» — по положению полуденного солнца. Как свидетельствует Хельгассон, для измерения высоты существовала даже специальная единица — «полуколесо», т. е. половина диаметра солнечного диска.

    Ясно, что для замера высоты солнца применялся какой-то специальный инструмент. Очевидно, это была упоминаемая в источниках «солнечная доска», поскольку известно, что она имела деления на полуколеса. К сожалению, до настоящего времени археологи ни одной такой доски не нашли. Остается только надеяться, что они когда-нибудь еще будут обнаружены.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +3

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Что будет строить Ленинградский завод ДОСААФ?
    Первый в мире катер типа «морские сани»
    Каталог резиновых надувных лодок
    Проблема производства товаров для водного туризма и спорта
    Реконструкция яхт-клуба «Водник» в г. Ленинграде
    Кооперативная стоянка в Юрмале «Приедайне»
    Два новых катера-экраноплана «Х-113 Ам» и «SR-14 Си Рейдер»
    Каталог прогулочно-охотничьих и разборных лодок и байдарок
    Каталог судов для водно-моторного спорта
    Каталог парусных яхт и катамаранов
    Катера и лодки на выставке «Автосервис-73»
    Одна лодка и четыре «Эвинруда»
    Репортаж с выставки в Лужниках: туризм и отдых в США
    Статистика водного туризма и спорта в США
    13 ответов воднолыжника Майка Сайдерхуда

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Навигационные приборы викингов

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Чехословацкие яхты выходят в океан
    Лодочная станция в Новгороде
    Новые проекты судов ЦКБ «Нептун»
    Водно-спортивные базы города Жданова
    Интересная информация из зарубежных источников
    Два описания маршрута для байдарочников по реке Битюг
    Традиционная ярмарка в Ростоке 1973 года
    Требования к малотоннажным судам в ФРГ
    Визирное устройство из теодолитов
    Несколько слов о спортивном классе «Торнадо»
    ГОСТ на прогулочно-туристские суда с 1974 года
    Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения
    Совещание центрального правления НТО в Феодосии 1973 года
    Американская навигационная спутниковая система «Транзит»
    Вторая выставка «Навимора» в Таллине


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 26 + 45 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории