Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Кругозор / Интересные события / 1973 год / В Хельсинки прошла VIII выставка малых судов «Вене-73»
    Подкатегории раздела
    Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Выставка лодок и катеров в Хельсинки «Вене-77»
    Вопросы проектирования малых судов на воздушной подушке
    Окраска подводной части малых судов
    Особенности расчетов прочности малых судов
    Основы технологии постройки малых судов
    Постройка корпусов малых судов из стеклопластика
    Маршрут Москва — Калуга для малых моторных судов
    Виды сигнальных средств для малых судов
    VIII чемпионат мира судов с подвесными моторами «Гавасу-70»
    Защита стеклотканью корпусов малых спортивно-туристских судов
    Проекты малых прогулочно-туристских судов премированных на конкурсе НТО
    Выставка судов для туризма и отдыха «Навимор» в Одессе
    Слагаемые безопасности малых судов
    Постройка малых судов из армоцемента


    В Хельсинки прошла VIII выставка малых судов «Вене-73»

    Год: 1973. Номер журнала «Катера и Яхты»: 44 (Все статьи)
              0


    Информация об изображенииЯхта «Свон-44» выпускаемая объединением «Наутор»
    Яхта «Свон-44» выпускаемая объединением «Наутор»
     
    В феврале в столице Финляндии с большим успехом прошла традиционная VIII международная выставка малых судов «Вене-73» (по-фински вене — это лодка). В стране, на территории которой более 60 тыс. озер, а в прибрежных водах которой расположено около 30 тыс. островков, водный туризм во всех его формах стал наиболее популярным видом отдыха. Вот почему за сравнительно короткое время — выставка работала всего десять дней — ее посетило около ста тысяч человек!

    Выставки малых судов проводятся здесь ежегодно, но эта была, пожалуй, самой представительной: свою продукцию демонстрировали 430 фирм из 19 стран мира, в том числе из Венгрии, Югославии, Франции, Италии, ФРГ; дальний путь пришлось проделать экспонатам из Японии, Австралии, США, Канады. Можно было осмотреть более 300 спортивных и прогулочных лодок, катеров, яхт, а также малых судов специального назначения (разъездных, спасательных, рыболовных), множество моторов, предметов оборудования, дельных вещей и т. п.

    Информация об изображенииОбщее расположение «Свон-44»
    Общее расположение «Свон-44»
     
    Надо сказать, от осмотра внушительной водно-моторной части экспозиции «Вене-73» у меня сложилось впечатление, что модное увлечение скоростями кончается. Позднее мне довелось ознакомиться с высказываниями специалистов; оказалось, что и они считают общим направлением развития малого флота переход от судов быстроходных к обладающим меньшей скоростью, но более крупным, вместительным и комфортабельным.

    Значительное место на выставке занимала финская продукция: яхты, катера и лодки, построенные в Финляндии, составили 78% общего числа показанных судов. Есть основания отметить, что финская промышленность добилась больших успехов в производстве всех видов малых судов. Наглядным подтверждением этого вывода служит недавнее (в январе) присуждение финской яхте «Свон-44» («Лебедь») приза «Лучшей яхте» на крупнейшей в мире Международной выставке малых судов в Лондоне; это был первый случай за всю многолетнюю историю лондонской «бот-шоу», когда лучшей была признана яхта иностранного производства...


    Информация об изображенииОбщее расположение яхты «Албин Баллад»
    Общее расположение яхты «Албин Баллад»
     
    И на выставке в Хельсинки лучшей, безусловно, была эта же новая крейсерско-гоночная пластмассовая яхта. Она строится финским акционерным обществом «Наутор» в Питерсаари по проекту Спаркмена и Стефенса (США). Главное внимание создатели «Свон-44» уделяли ее гоночным качествам. Это — гладкопалубный крейсер с просторным кокпитом и «классическим» вооружением с топовым стакселем. Обводы характерны для яхт, спроектированных по III редакции международных правил обмера IOR: укороченные свесы оконечностей; руль и плавник расширяются к ватерлинии и плавно переходят в очертания корпуса; сравнительно полный обвод мидель-шпангоута.

    Типичным для гоночной яхты является и общее расположение. Вблизи центра тяжести (в месте, где меньше всего ощущается качка) оборудованы такие рабочие места, как камбуз и штурманский стол. Восемь спальных мест расположены в довольно тесных каютах, но зато отделаны эти помещения ценными породами древесины. Как и все другие яхты по проектам Стефенса, «Свон-44» отличается продуманным использованием буквально каждого кубического дециметра объема корпуса, великолепной оснащенностью оборудованием и приборами.

    Информация об изображенииСхема парусности «Баллад»
    Схема парусности «Баллад»
     
    Вспомогательный двигатель — дизель «Перкинс 4.108 М», развивающий длительную мощность 37 л. с. при 3000 об/мин (форсированный режим— 49 л. с. при 4000 об/мин) и снабженный редуктором 2,1:1 с гидравлическим управлением. Для гонок яхта снабжается гребным винтом со складными лопастями. Под мотором скорость составляет 7 узлов; запас топлива 150 л обеспечивает дальность плавания 200 миль. Приняв 300-литровый запас пресной воды, экипаж «Свон-44» может участвовать и в гонках через океан.

    С полным комплектом дакроновых парусов яхта стоит 280 тыс. марок (в переводе около 56,5 тыс. руб.).


    Среди других яхт большим вниманием пользовалась шведская «Албин Баллад» конструктора Ролфа Магнуссона. Она относится к популярным крейсерско-гоночным яхтам «полу-тонного» класса (с гоночным баллом IOR21 фут). На прошлогоднем чемпионате мира среди «полутонников» «Баллад» под управлением шведа А. Лундберга заняла 6-е место.

    Информация об изображении«Баллад» на гонке
    «Баллад» на гонке
     
    Корпус ее также изготовлен из стеклопластика (палуба и надстройка — трехслойной «сэндвичевой» конструкции); переборки и мебель отделаны шпоном красного дерева и тика. Тонкий плавниковый киль весом 1,55 т отлит из чугуна.

    Фирма выпускает яхту с двумя вариантами планировки: гоночным — на пять спальных мест и крейсерским — на шесть, В обоих случаях судно оборудуется в полном соответствии с требованиями правил «полутонного» класса — камбузом, гальюном, столом для карты, цистерной для воды и даже дизелем (10-сильным «Вольво Пента MD6A»),

    Информация об изображенииСхема общего расположения яхты «Йоемарин-17»
    Схема общего расположения яхты «Йоемарин-17»
     
    Современное гоночное вооружение, включающее эластичную алюминиевую мачту, гик с патент-рифом, полный набор носовых парусов на все случаи ветра и курса (ричер, дрифтер, толлбой, генуя, спинакер и т. п.), способствует успеху в гонках любой категории. В море яхта обладает хорошей устойчивостью на курсе, легко управляется даже на сильном волнении.

    Но, пожалуй, оживленнее всего было у небольших яхт, рассчитанных главным образом не на гонки, а на семейные плавания. За сравнительно умеренную плату в 10—12 тысяч марок финские верфи предлагали любителям отдыха на воде несколько новых моделей крейсерских минияхт длиной от 5 до 5,5 м. Все они имели пластмассовые корпуса, легкосъемный металлический рангоут, паруса из синтетики, довольно простое «спартанское» оборудование каюты и, в отличие от гоночных судов, только минимум различных дельных вещей, лебедок и т. п. Каюты этих яхточек отделаны скромно, тут уж красного дерева не увидишь! Чаще всего койки и шкафы изготовляются из стеклопластика с окраской лицевой поверхности пигментирующим связующим. Это одновременно удешевляет судно, упрощает его постройку и сокращает время, которое должен затрачивать владелец на уход за ним. Если же владельцу захочется установить какое-либо дополнительное оборудование сверх жесткого минимума, поставленного верфью, к его услугам — сеть специальных магазинов, где можно купить все необходимое, начиная от карабина для стакселя и кончая радаром.


    Информация об изображении«Йоемарин-17» для семейного плавания
    «Йоемарин-17» для семейного плавания
     
    Одна из новинок сезона — яхта-компромисс «Йоемарин-17», выпускаемая одноименной хельсинкской фирмой «Йоемарин». Благодаря малым весу (всего 400 кг) и габаритам яхточку можно перевозить на трейлере за легковым автомобилем. В то же время это — остойчивое, непотопляемое, надежное судно с самоотливным кокпитом. Осадка корпусом всего 0,5 м, что делает доступными для путешествий мелководные морские заливы и озера. В каютке размещаются два спальных места для взрослых и два для детей; крыша рубки выполнена поднимающейся для увеличения высоты каюты и улучшения ее вентиляции.

    На «Йоемарин» применено сравнительно высокое парусное вооружение, необходимое, чтобы ловить ветер при плавании в шхерах, среди поросших лесом островов. Кроме основных парусов площадью 13,1 м2 в комплект входит 16-метровый спинакер.

    Несколько лодок и яхт демонстрировали на «Вене-73» и социалистические страны. Мне пригпянупась совсем маленькая, но мореходная пластмассовая яхточка югославского производства «Элан Пассара». Ее длина всего 4,85 м, ширина 1,80 м, но водоизмещение не такое уж маленькое — 500 кг. По обводам — это настоящий морской ботик, который по желанию владельца легко превращается в катер или яхту. В парусном варианте к днищу ботика крепится плавниковый фальшкиль весом 180 кг, а на рубке устанавливается алюминиевая мачта высотой 6,5 м, несущая 15 м2 териленовых парусов. Каюта обладает достаточным комфортом для размещения на ночлег двух человек, кокпит — самоотливной.

    Информация об изображении«Элая Пассара» в роли катера
    «Элая Пассара» в роли катера
     
    В варианте водоизмещающего катера «Элан» используется с подвесным мотором мощностью до 10 л. с. Корпус сконструирован по правилам Английского Ллойда.

    Венгерские судостроители предложили хорошо известную в Европе модель крейсерской яхты «Балатон-24». Это также достаточно мореходное и безопасное судно и также с корпусом, отформованным из стеклопластика. На яхте пять коек, много подсобных помещений — шкафов и рундуков для хранения одежды, запасов, парусов и т. д. Высота в каюте — 1,75 м. Для якоря выгорожен специальный отсек с люком на палубе. Мачта алюминиевая, отделка выполнена из высококачественных и устойчивых против воздействия морской воды материалов.


    Информация об изображенииТак плавает «Лазер» положенный ветром на борт
    Так плавает «Лазер» положенный ветром на борт
     
    Благодаря высокому надводному борту палуба венгерской яхты начинает входить в воду только при большом крене (55°); через открытые люки вода начинает поступать внутрь яхты только при крене 75°. На яхте может быть установлен или стационарный двигатель, или подвесной мотор.

    На «Вене-73» мне впервые удалось познакомиться и с новым швертботом-одиночкой «Лазер», только что утвержденным (в ноябре прошлого года) IYRU в качестве международного класса. Это легкое спортивное судно, спроектированное канадцем Брюсом Кирби, имеет много общего со швертботом «ОК», но выполняется из стеклопластика с эластичной алюминиевой мачтой. Предназначается «Лазер» для первоначального обучения парусному спорту, но обучения сразу на высоком уровне — со всеми тонкостями парусного дела.

    При весе всего в 56,7 кг и небольшой ширине 1,37 м швертбот несет 7 м2 парусности, что требует от рулевого хорошей физической подготовки для успешного откренивания и управления. В то же время «Лазер» — исключительно надежное судно: оно имеет большой запас плавучести (160 кг) в виде пенопласта, закрепленного внутри корпуса, узкий самоотливной кокпит. Если даже порыв ветра положит швертбот парусами на воду, рулевой свободно может возвратить его в прямое положение; при этом кокпит остается абсолютно сухим.

    Информация об изображенииСхема парусности югославской яхты «Элан Пассара»
    Схема парусности югославской яхты «Элан Пассара»
     
    Благодаря малому весу, удачным обводам корпуса и применению паруса из синтетической ткани «Лазер» быстро набирает скорость даже в слабый ветер, — быстрее, чем «ОК» или «Финн»; раньше их выходит на глиссирование в свежий ветер. Лодка может перевозиться на верхнем багажнике легкового автомобиля и предоставляет своему владельцу практически неограниченные возможности участия в гонках, проводимых в любом конце страны. Все эти достоинства и сделали «Лазер» за сравнительно короткий срок весьма популярным среди яхтсменов как на американском континенте, так и в Европе. На выставке сообщалось, что сейчас уже более чем в 20 странах зарегистрировано свыше 10 тысяч эксплуатирующихся швертботов этого типа.

    Информация об изображенииТеоретический чертеж и схема парусности швертбота «Лазер»
    Теоретический чертеж и схема парусности швертбота «Лазер»
     
    Много интересного было и среди моторных новинок. Из катеров финского производства крупнейшим был морской прогулочный катер «Мерилайн-7500». Длина его пластмассового корпуса — 7,80 м, ширина — 3,10 м, обводы — типа глубокое V с килева-тостью днища на транце 22°. На катере не одна, а целых три комфортабельных каюты, в которых размещаются четыре постоянных и три дополнительных спальных места. Двигатель мощностью 155 л. с. с угловой откидной колонкой обеспечивает скорость 23,4 узла, Большая емкость цистерн для топлива (300 л) и пресной воды (90 л) дает возможность экипажу этого мореходного катера совершать довольно длительные путешествия вдоль побережья. Как и на сравнительно крупных яхтах, каюты его имеют отличную декоративную отделку с применением ценных пород древесины.

    Информация об изображенииВенгерская яхта «Балатон-24»
    Венгерская яхта «Балатон-24»
     
    Оригинальную планировку катера примерно таких же размеров — «Мариехолм-24» продемонстрировали шведские судостроители. Этот катер очень удобен для семейного плавания, так как имеет носовую (для взрослых) и кормовую (детскую) каюты, разделенные кокпитом. Кстати, сам кокпит, который в хорошую погоду, как правило, служит основным местом пребывания детей, огражден высоким комингсом. Здесь же расположены камбуз и обеденный уголок; естественно, кокпит легко и быстро накрывается тентом при малейшем ухудшении погоды.

    Информация об изображенииОбщее расположение катера «Мариехолм-24»
    Общее расположение катера «Мариехолм-24»
     
    Разумеется, получить компактные и достаточно комфортабельные варианты расположения конструкторам подобных катеров удается лишь благодаря применению современных мощных и малогабаритных двигателей (например «Вольво-Пента») с угловой колонкой. На «Мариехслме-24», обводы которого рассчитаны на широкий диапазон скоростей от 12 до 20 узлов, может быть установлен либо 75-сильный дизель «D 21/270», либо 130-сильный карбюраторный двигатель «130/270».

    Пожалуй, наиболее обширную экспозицию развернула финская фирма «Терхи», И не удивительно: по крайней мере 30 тысяч лодок и катеров, выпущенных этой ведущей фирмой, эксплуатируется сейчас на водных просторах Суоми. Новинками фирмы, показанными на выставке, были небольшая мотолодка «Терхи-480» с рубкой-убежищем и полиэтиленовая лодочка «Терхи-240». Первая имеет глиссирующие обводы с умеренной килеватостью днища и рассчитана на один подвесной мотор мощностью от 30 до 60 л. с. Экстерьер лодки — с увеличенным наклоном лобовой стенки рубки и повышенным бортом характерен для моделей 1973 г. Пластмассовый корпус ее, вероятно, изготовляется методом напыления, при котором для обеспечения достаточной прочности приходится увеличивать толщину обшивки; поэтому и вес лодки довольно велик — около 400 кг.


    Информация об изображенииПластмассовый катер «Мерилайн-7500»
    Пластмассовый катер «Мерилайн-7500»
     
    А вот двухместная «Терхи-240» весит в десять раз меньше. Ее очень удобно использовать в качестве тузика для больших катеров и яхт или малой прогулочно-рыболовной лодки, которую можно перевозить на крыше малолитражки. При желании на транец лодки можно навесить 3-сильный подвесной моторчик. «Терхи-240» ни при каких обстоятельствах не тонет — объем, заключенный между наружным и внутренним корпусами, заполнен пенополиуретаном.

    Выставка наглядно показала, что стеклопластик стал основным материалом для малого судостроения даже в такой типично «лесной» стране, как Финляндия, вытеснив и дерево, и металл. Можно напомнить, что в статье «На финских верфях», напечатанной в сборнике №14 всего пять лет назад, еще отмечалось широкое применение дереза для постройки корпусов. Очевидно не случайно и то, что на выставке было представлено лишь несколько лодок из алюминиевых сплавов. Одна из них невольно привлекла внимание необычностью формы и простотой конструкции. Я имею в виду «Келло-12» известной финской фирмы «Фискарс».

    Информация об изображенииЛодка «Терхи-240» из полиэтилена
    Лодка «Терхи-240» из полиэтилена
     
    При длине лодки 3,60 м максимальная ширина составляет 1,50 м, но ширина по скуле уменьшена до 1,20 м. Благодаря этому «Келло» имеет отличную остойчивость и в то же время неплохие ходовые качества под мотором мощностью от 3 до 12 л. с. Корпус штампованно-сварной конструкции выполнен из 2-миллиметров ых листов стойкого к воздействию морской воды алюминиево-магниевого сплава 57S и весит 85 кг. Особенностью «Келло-12» является бесшпангоутная конструкция, облегчающая уход за лодкой и поддержание ее в чистоте. По бортам и под пайолами вклеен пенопласт, обеспечивающий полную непотопляемость. Лодка, как отмечено в рекламном проспекте, легко идет под веслами, а с 10-сильным мотором развивает скорость 15—18 узлов.

    Информация об изображенииОбщее расположение мотолодки «Терхи-480»
    Общее расположение мотолодки «Терхи-480»
     
    Надо подчеркнуть, что в связи с бурным ростом числа любителей морских прогулок и путешествий по внутренним водам в Финляндии, как и в других странах, принимаются меры по усилению контроля за обеспечением безопасности плавания. Большое внимание уделяется, в частности, ужесточению требований к остойчивости и непотопляемости выпускаемых промышленностью судов. К лодкам длиной менее 4,5 м, например, предъявляется следующее требование: при полном затоплении, даже при наличии на борту наибольшего из разрешенных для этой лодки двигателя и груза из расчета 15 кг на каждого пассажира, лодка должна держаться на поверхности.

    Информация об изображенииАлюминиевая мотолодка «Келло-12»
    Алюминиевая мотолодка «Келло-12»
     
    На «Вене-73» можно было познакомиться и еще с одним материалом, которому финские судостроители прочат большое будущее. Это армоцемент. В Тампере из него строят сейчас парусно-моторные яхты. Как утверждают строители, яхты из бетона будут прочнее, чем из стеклопластика, и легче, чем из дерева. В свою очередь дерево высоко ценится и сейчас как лучший материал для внутренней отделки. Многие финские суда получили признание и вышли на мировой рынок именно благодаря высококачественной отделке помещений деревом.

    В этом кратком очерке можно было познакомить читателей лишь с небольшой частью судов, которые предлагает промышленность скандинавских стран и в первую очередь Финляндии. В целом же можно сказать, что традиционная ежегодная выставка в Хельсинки стала уже не менее представительной и интересной, чем всемирно известные выставки малых судов в Гетеборге, Париже, Генуе и Лондоне.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +5

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Выставка судов для туризма и отдыха «Навимор» в Одессе
    Паровой гоночный катер фирмы «Автокост»
    Каталог мотолодок из стеклопластика
    Комбинат крученых изделий «Нева»
    ЛКВМТ накануне новой навигации 1973 года
    Гидропривод гребного винта за рубежом
    Каталог гребных лодок
    Каталог катеров и мотолодок из фанеры
    Быстроходное судно на подводных крыльях «Тайфун»
    Экскурсия по Ленинградской верфи ВЦСПС
    Новый пластмассовый катер серии «Орлан»
    Первый яхт-клуб на Сахалине «Океан»
    Итоги работы Киевского водно-моторного клуба
    Плавучее сооружение «Флотель» на Псковском озере
    Латвийский маршрут для водномоторников Лубана — Рига

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    В Хельсинки прошла VIII выставка малых судов «Вене-73»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Барк «Крузенштерн» вновь введен в строй
    Состояние парусных судов в 1973 году
    Что будет строить Ленинградский завод ДОСААФ?
    Первый в мире катер типа «морские сани»
    Каталог резиновых надувных лодок
    Проблема производства товаров для водного туризма и спорта
    Реконструкция яхт-клуба «Водник» в г. Ленинграде
    Кооперативная стоянка в Юрмале «Приедайне»
    Два новых катера-экраноплана «Х-113 Ам» и «SR-14 Си Рейдер»
    Каталог прогулочно-охотничьих и разборных лодок и байдарок
    Каталог судов для водно-моторного спорта
    Каталог парусных яхт и катамаранов
    Катера и лодки на выставке «Автосервис-73»
    Одна лодка и четыре «Эвинруда»
    Репортаж с выставки в Лужниках: туризм и отдых в США


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 25 + 50 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории