Однако в 1972 г. специалисты университета Джона Гопкинса (США) разработали экспериментальное приемное устройство, предназначенное, как сообщалось, для малых океанских судов и даже для прогулочных яхт. Устройство состоит из небольшого, размером с обычный радиолюбительский, приемника и настольного электронного вычислителя. На приемник поступают сигналы от спутников системы «Транзит», в которых содержатся данные о времени и о положении спутника в пространстве. Приемник обрабатывает эти сигналы и передает их на настольный электронный вычислитель, который решает задачу обсервации. Подобное устройство дает возможность определять координаты места с точностью до полукилометра в любое время суток, в любую погоду, в любой точке Земли.
Считается, что после запуска в серийное производство комплект такой аппаратуры (включая вычислительное устройство) будет стоить не дороже 10 тыс. долларов.
Американская фирма «Сателлит позишн корпорейшн» изготовляет другой вариант малогабаритной судовой спутниковой навигационной аппаратуры SGS-100. В этой аппаратуре также имеется приемное и вычислительное устройства, конструктивно объединенные в одном блоке. Вес аппаратуры около 34 кг, габариты 49X60X24 см.
Упомянутые выше приборы позволяют судоводителю решать только одну задачу: определять свое место. Но инженерная мысль идет гораздо дальше. В самом деле, если на яхте есть вычислительное устройство, то нельзя ли приспособить его для решения и других важных задач парусной навигации?
В США опубликован патент на навигационную систему для судов, использующих для перемещения силу ветра. Система состоит из навигационного приемника, получающего сигналы от навигационных спутников системы «Транзит», и ЦВМ. В память ЦВМ вводятся координаты пункта назначения, по которым она рассчитывает курс и дальность плавания. Получая от автоматического датчика сведения о направлении ветра, ЦВМ определяет углы отклонения руля и установки паруса, необходимые для следования по вычисленной траектории, и выдает •команды на приводы соответствующих серводвигателей. В промежутках между определением координат судна по спутникам система ведет автоматическое счисление пути с учетом показаний датчиков скорости течения и направления ветра (т. е. с учетом дрейфа н сноса). При плавании круто к ветру она определяет необходимость лавировки и задает необходимые для этого курсы. Координаты пункта назначения можно изменить в любой момент времени. В системе предусмотрена также телеметрическая линия для автоматической передачи координат, курса следования и других важных сведений на береговую станцию слежения за переходом по маршруту.
Вопрос применения спутниковой навигации на парусных судах уже вышел за рамки чисто теоретических рассуждений и получил первое практическое решение. Правда, на этот раз спутник использовался не как навигационный ориентир, а только в качестве ретранслятора навигационной информации, получаемой на борту судна, на береговой центр наблюдения за маршрутом похода. В 1972 году иол «Фулскэп» совершил переход из Ньюпорта на Бермудские острова. По сообщению Годдардского космического центра, на борту парусника находился двадцатидвухкилограммовый приемо-передатчик, который использовался совместно с французским метеорологическим спутником «Эол». При каждом прохождении спутника в зоне видимости судна данные о местоположении яхты ретранслировались через «Эол» на станцию слежения Французского Центра космических исследований, откуда, после обработки, по телетайпной связи они передавались в Годдард. Годдардский Центр вел прокладку маршрута яхты и передавал сведения о ней в органы береговой охраны в Майами и на Бермудах.
Очевидно, недалек тот день, когда парусники, отправляясь в трансокеанское или даже просто дальнее морское плавание, будут иметь на борту надежного помощника — электронного космического штурмана.
Литература
- 1. Electronic Design, v. 19, p. 34, 1972.
- 2. Fishing News International, v. 11, № 6, p. 63, 1972.
- 3. Aerospace Daily, v. 52, № 42, p. 344, 1972.
- 4. Патент США, кл. 114—44, № 3691978, опубл. 19.9.72.