Ультразвуковой течеискатель
Человек, которого вы видите на снимке, — капитан, «прослушивающий» состояние корпуса своего судна при помощи ультразвукового дефектоскопа-«течеискателя». Малогабаритный течеискатель, разработанный фирмой «Боутлайф», представляет собой двухкомпонентный электронный прибор, позволяющий обнаруживать даже самые небольшие изломы и внутренние трещины в любых конструкциях корпуса, ветровых стеклах, крышках люков, дверцах, в деталях арматуры, проходящих сквозь водонепроницаемые переборки, и т. п.
Ультразвуковой генератор устанавливают изнутри, а щупом прибора водят по наружной поверхности проверяемой конструкции или детали. О появлении под щупом каких-либо нарушений сплошности материала сигнализирует резкое повышение силы звука высокой частоты в наушниках (ультразвук не проникает через сплошной материал, но легко проходит через малейшие поры и трещины и улавливается чувствительным приемником).
Течеискатель можно использовать и для контроля за состоянием трубопроводов и сосудов, работающих под давлением либо в условиях вакуума. Цена прибора 250 долларов.
«Кресчент» набирает силы
В конце 1973 г. известная шведская фирма «Вольво Пента» приобрела завод подвесных моторов «Монарк-Кресчент» в Упсале. На названии выпускаемых моторов это, однако, не отразилось: они сохраняют свою старую марку — «Кресчент», заслужившую добрую славу в Европе и на других континентах.
С начала этого года фирма выпустила на рынок новинку — 70-сильный «Кресчент». Это — развитие прежней 60-сильной модели, подробное описание которой было приведено в №47 сборника. Как и «Кресчент-60». новый мотор «70F/970» имеет три цилиндра, но их общий рабочий объем возрос до 900 см3 за счет увеличения диаметра цилиндров до 80 мм. Применена традиционная для «Кресчентов» трехканальная возвратно-петлевая продувка.
Особое внимание конструкторы уделили снижению уровня шумности и устранению источников загрязнения воды. Уменьшению шума способствуют применение новой системы распределения горючей смеси, шестерен со спиральным зубом, глушителей на входных воздушных отверстиях карбюраторов, патентованной конструкции газовыхлопа в дейдвуде (покрытой изнутри шумопоглощающим материалом), вывода отработавших газов через ступицу гребного винта, резиновых амортизаторов в подвеске мотора. Не сгоревшие в цилиндрах остатки бензина и масла дожигаются в «горячем» глушителе, расположенном в дейдвудной трубе мотора.
Новый мотор имеет сравнительно невысокое число оборотов полного газа — 4800—5200 об/мин; передаточное отношение редуктора 13:29.
Основной гребной винт, которым снабжается мотор, имеет диаметр 330 мм и шаг 430 мм.
Мотор рассчитан на установку на лодках со стандартной высотой транца 380 мм, но предусматривается выпуск модификации с «длинной ногой» для транца 510 мм.
Вес мотора 89 кг. Он комплектуется трюмной осушительной помпой производительностью 700 л/час и довольно мощным (120 Вт) генератором для отбора электроэнергии напряжением 12 В.
«Кресчент-70Р/970» поставляется только с электростартером и с электронным магнето-конденсаторным зажиганием.
Литровая мощность нового мотора намного ниже уровня, достигнутого в 600-кубовой модели (78 л.с./л против 100). Очевидно, можно ожидать дальнейшего совершенствования и увеличения мощности этого мотора.
«Бостонские китобои»
Два новых «Бостонских китобоя», выпускаемые в 24- и 19-футовом вариантах, имеют теперь водонепроницаемую носовую палубу с леерным ограждением и снабжаются безопасным (безосколочным) ветровым стеклом.
Палуба довольно просторна. Сиденье — кресло рыболова может быть превращено в мягкую койку. Перечень принадлежностей, которые не входят в обязательный комплект, включает тент и бортовые шторы.