Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Кругозор / Новые суда и устройства / 1974 год / Новые проекты судов ЦКБ «Нептун»
    Краткое оглавление
    «Лотос» «Серебрянка» «Селигер» «Москва» «Марина» «Дракон-2» «Орион-15» «Мечта» «Мидия-2»


    Подкатегории раздела
    Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Проекты малых прогулочно-туристских судов премированных на конкурсе НТО
    Проекты парусных судов, представленные на конкурс НТО 1978 г.
    Новые компасы для самых малых судов
    Новые проекты катеров претендентов на «Голубую ленту Атлантики»
    Новые проекты СКО «Океан»: «Жук-350», «Крыло», «Сирокко», «Аргон»
    Элементы обводов глиссирующих судов и их значение
    Дельные вещи для мелких судов
    Конструкция эхолота для туристических судов
    Первые гонки судов на воздушной подушке
    Вопросы проектирования малых судов на воздушной подушке
    Ремонт мелких судов из стеклопластика
    Графический метод центровки мелких судов
    Проект крейсерского катамарана «Нептун»
    Проведение соревнований любительских судов


    Новые проекты судов ЦКБ «Нептун»

    Год: 1974. Номер журнала «Катера и Яхты»: 47 (Все статьи)
              0


    В прошлом году, выполняя задания пятилетнего плана, наше промышленность продолжала испытания и изготовила целый ряд новых опытных образцов моделей судов для продажи населению. Семь из них, спроектированные в Центральном конструкторском бюро «Нептун», были еще в мае 1973 г. предложены представителям торговли на межреспубликанской оптово-торговой ярмарке. Мы считаем эти модели перспективными, поскольку, по нашему мнению, они должны удовлетворять взыскательным требованиям самых широких кругов любителей отдыха на воде, существенно расширить ассортимент прогулочных судов.

    Некоторым из этих проектов уже определены заводы — изготовители установочных серий. Ясно, что подготовка производства той или иной модели — процесс трудоемкий, требующий больших материальных вложений в оборудование и оснастку. В связи с этим необходимо не только тщательно отработать конструкцию и технологию изготовления судов до запуска в серию, но и иметь уверенность в устойчивом сбыте осваиваемой модели. Именно поэтому мы и выставили новые суда на оптовой ярмарке, надеясь получить от работников торговли предварительные заказы и заключить договоры на поставку в торговую сеть уже в 1974 г. тех моделей, которые судостроители готовы выпускать. С целью определения спроса населения на отдельные типы судов в более далекой перспективе наше ЦКБ провело заочный опрос любителей при помощи анкеты. Пользуясь случаем, благодарим всех, ответивших на вопросы этой анкеты, поделившихся своими соображениями о том, каким быть прогулочным лодкам.

    Что же представляют собой упомянутые новые проекты ЦКБ «Нептун»?

    «Лотос»


    Информация об изображенииДвухместная лодка «Лотос»
    Двухместная лодка «Лотос»
     
    Корпус складной двухместной универсальной лодочки «Лотос» изготовлен из легкого сплава (готовится опытный образец и из стеклопластика). Высота этого корпуса — около 200 мм — перед спуском на воду увеличивается за счет мягкого «подъемного борта» из синтетического материала, не пропускающего воду. Этот подъемный борт по периметру верхней кромки крепится к деревянному лакированному кольцу-планширю, а внизу — к жесткому основному корпусу.

    Информация об изображении«Лотос»
    «Лотос»
     
    Чтобы нарастить борт, достаточно поставить несколько деревянных стоечек. Такое решение, уменьшающее габаритную высоту пакета, упрощает хранение и транспортировку «Лотоса». По нашему мнению, «Лотос» особенно подходит автотуристам.

    Лодка предназначена для передвижения на веслах, под моторчиком «Салют» (скорость при этом составляет 8,5 км/час) и под входящим в комплект дакроновым парусом площадью 3,8 м2; ориентировочная ее цена около 250 руб.


    «Серебрянка»


    Информация об изображенииОткрытая мотолодка «Серебрянка»
    Открытая мотолодка «Серебрянка»
     
    Эта мотолодка уже была вкратце представлена читателям сборника в отчете о VII Всесоюзных соревнованиях по водно-моторному спорту на приз «Катеров и яхт». Основная идея, которую преследовали конструкторы при создании «Серебрянки», — дать любителям дешевое прогулочно-туристское судно, пригодное для эксплуатации практически под любым мотором во всем диапазоне имеющихся мощностей. На нее допускается установка мотора мощностью до 25 л. с. Максимальная скорость с «Вихрем-М» достигает 42 км/час; при небольшой загрузке лодка выходит на глиссирование и под 12-сильным «Ветерком».

    Для улучшения мореходных качеств корпус, изготовленный из алюминиево-магниевого сплава повышенной коррозионной стойкости (лодку можно эксплуатировать в морской воде), выполнен со значительной килеватостью — 16° на миделе — и продольными реданами. На «Серебрянке» разрешен выход в прибрежную зону водохранилищ при высоте волны до 0,25 м с удалением от берега на 1 км.

    Для того чтобы лодка стоила как можно дешевле, мы максимально упростили конструкцию, отошли от привычного архитектурного типа «моторки» и выполнили ее открытой — без носовой палубы и ветрового стекла, похожей на гребную лодку, но с широким транцем и подмоторной нишей. (Кстати говоря, как показывает практика, основная масса тех же «Казанок» после нескольких лет эксплуатации ветровых стекол уже не имеет). Места для багажа предусмотрены под банками — в носу и под нишей. Просторный кокпит делает возможным использование лодки даже для хозяйственных целей. На ней удобно грести.

    «Серебрянка» была представлена на ярмарке с ориентировочной ценой 240 руб.


    В настоящее время проходит испытания клепаный вариант «Серебрянки»; с «Нептуном-23» он показал скорость до 46 км/час. Разработано штатное парусное вооружение.

    «Селигер»


    Информация об изображенииФанерная мотолодка «Селигер»
    Фанерная мотолодка «Селигер»
     
    Глиссирующая мотолодка традиционного типа предназначена для использования с мотором мощностью до 30 л. с. Максимальная скорость под «Вихрем-М» — 37,8 км/час. Четырехместный «Селигер» оборудован ветровым стеклом, рулевым дистанционным управлением, двумя мягкими раскладывающимися сдвоенными сиденьями и легким тентом.

    Памятуя о неудачном опыте использования фанеры марки ФСФ (на мотолодках типа «МК-29»), в данном случае конструкторы применили бакелизированную фанеру, достаточно прочную и водостойкую, обеспечивающую долговечность корпуса. Выбор такого материала был продиктован стремлением снизить стоимость лодки: фанера значительно дешевле легких сплавов и, тем более, стеклопластика. Что же касается набора, то для повышения долговечности лодки и возможности механизации работ по его изготовлению было решено делать его не деревянным, а из легкого сплава. Получилась композитная конструкция, в которой как бы объединены достоинства бакфанеры и алюминиевого сплава.

    Ориентировочная цена такой мотолодки при налаженном производстве, на наш взгляд, может быть равна 450—500 руб.

    «Москва»


    Информация об изображенииМотолодка «Москва»
    Мотолодка «Москва»
     
    Идею создания такой мотолодки подсказали нашим конструкторам любители водно-моторного туризма. Во-первых, многие из них считают недостаточной мореходность популярного «Прогресса»; поступили предложения делать подобные лодки подлиннее (часто любители самостоятельно удлиняют «дюральки» на 0,5 м) и более килеватыми. Во-вторых, большинство высказавшихся считает необходимым иметь на лодке надежное укрытие от непогоды и постоянные спальные места.

    Эти пожелания были учтены. «Москва» на 0,5 м длиннее, шире и выше «Прогресса», килеватость днища повышена с 12° (на миделе) до 21°. Применен архитектурный тип лодки с открытой (с кормы) рубкой, широко известный за рубежом под названием «хард топ» (жесткий верх).


    Информация об изображении«Москва»
    «Москва»
     
    Кроме того, конструкторам хотелось этим проектом примирить, казалось бы, непримиримых антагонистов: с одной стороны, — любителей водоизмещающих тихоходных судов и, с другой, — сторонников «быстрой езды». Насколько это удалось, судить рано, но испытания опытного образца показали неплохие результаты. «Москва» с полной нагрузкой даже под самым маломощным из имеющихся 2-сильным мотором «Салют» шла со скоростью 8,0 км/час, с «Ветерком-8» 11,5 км/час. С двумя «Нептунами-23» лодка развила скорость 43 км/час (36 км/час с полной нагрузкой). Предельная допустимая мощность мотора — 50 л.с.

    Корпус выполнен сварным из легкого алюминиево-магниевого сплава. В комплект оборудования входят тент, защищающий кокпит, дистанционное управление, навигационные огни, мягкие сиденья и спальные места (в рубке), столик.

    Ориентировочная цена, по расчетам завода, изготовившего опытный образец, 1370 руб.

    С учетом полученных замечаний конструкторы готовят сейчас чертежи клепаного варианта «Москвы».

    «Марина»


    Информация об изображенииПластмассовая мотолодка «Марина»
    Пластмассовая мотолодка «Марина»
     
    Это — типичный «дневной крейсер», снабженный небольшой рубкой-убежищем. Материал корпуса — стеклопластик. В оборудование этого надежного и сравнительно мореходного туристского судна, рассчитанного на установку мотора (моторов) мощностью до 80 л. с., включены: дистанционное управление, ветровое стекло, тент над кокпитом, два складывающихся кресла, мягкие сиденья и спальные места. В закрытой рубке могут расположиться на ночь четыре человека. Скорость «Марины» с двумя моторами «Нептун-23» достигает 40 км/час.

    Информация об изображении«Марина»
    «Марина»
     
    Сейчас разрабатывается новый, усовершенствованный вариант архитектурного решения «Марины». Вся документация, необходимая для подготовки производства, уже передана предприятию.

    Ориентировочная цена «Марины» 2000—2500 руб. в зависимости от материалов, применяемых для отделки и обстройки рубки.


    «Дракон-2»


    Информация об изображении«Дракон-2»
    «Дракон-2»
     
    Каютный вариант пластмассовой мотолодки «Дракон», разработанной конструкторами НПО «Ритм».

    Описание лодки было опубликовано в №40 сборника.

    «Орион-15»


    Информация об изображении«Орион-15»
    «Орион-15»
     
    Одна из экспериментальных проработок конструкторов Ярославского завода «Резинотехника».

    Эта надувная мотолодка с мотором «Ветерок-12» развивает скорость 30 км/час.

    «Мечта»


    Информация об изображении«Мечта»
    «Мечта»
     
    Складная металлическая лодка, предлагаемая Московским машиностроительным заводом «Салют». На ней можно установить подвесной мотор «Салют» или «Прибой».

    «Мидия-2»


    Информация об изображении«Мидия-2»
    «Мидия-2»
     
    Универсальная пластмассовая двухместная лодочка, снабженная парусом площадью 4 м2. Возможна установка мотора мощностью до 5 л. с.









    На страницах сборника уже были представлены читателям два других судна, построенных по проектам «нептуновских» конструкторов и показанных работникам торговли.


    Информация об изображенииШвертбот «Ассоль»
    Швертбот «Ассоль»
     
    Практически всем, кто видел стеклопластиковую каютную мини-яхточку — швертбот «Ассоль» (а мы использовали все возможности для демонстрации ее и на ВДНХ и на других выставках, включая и свою «фирменную» на Москва-реке], она понравилась. Площадь парусности ее 13 м2; возможна установка (на кронштейне) мотора мощностью до 12 л. с. В каютке размещены четыре удобных спальных места, в носовой части оборудован небольшой отсек для хранения парусов и багажа.

    Информация об изображении«Ассоль»
    «Ассоль»
     
    Это надежное прогулочно-туристское парусное суденышко успешно прошло все испытания, чертежи его откорректированы и переданы для запуска в производство, однако вопрос о серийном выпуске по-прежнему остается открытым. И, в частности, потому, что результаты демонстрации этого судна совершенно нового у нас типа на оптовой ярмарке оказались весьма скромными: торговые организации дали предварительную заявку всего на 37 яхточек.

    Информация об изображении«Форель»
    «Форель»
     
    Предположим, в данном случае осторожность торговых баз понятна (никогда еще яхт не продавали, ориентировочная цена — 2200 руб. — немалая). Но что можно сказать, когда на шпоновую моторно-гребную прогулочную лодку «Форель» общий заказ составил всего... 800 штук! Напомним, что, создавая проект этой лодки, к серийному производству которой уже приступила Городецкая верфь, конструкторы специально старались сохранить основные черты заслужившей большую популярность и широко известной «ШПШ-3М» («Березки»). Так что здесь и лодку можно считать знакомой (она стала только лучше — безопасной, приспособленной к установке мотора) и к цене (120 руб.) никаких претензий быть не может.

    Каковы же результаты демонстрации на оптовой ярмарке остальных моделей «Нептуна»! К сожалению, не лучше: «Марина» — 94 шт., «Серебрянка» — 52 шт., «Москва» — 52 шт., «Селигер» — 50 шт., «Лотос» — 60 шт. Понятно, что это не те цифры, при которых стоит вкладывать огромные суммы в организацию производства, тем более — выпуска судов из легкого сплава, которые могут быть рентабельными для предприятия при серийности не ниже 10—15 тыс. единиц. Складывается впечатление, что торговля сегодня не заинтересована в получении и сбыте прогулочных судов новых типов. Получается заколдованный круг, а в накладе оказываются все любители водного туризма. В этой связи представляется полезной и актуальной помещенная в № 45 сборника статья «На торговые темы», посвященная вопросам совершенствования взаимоотношений производства и торговли. Со своей стороны мы хотели бы только добавить, что, очевидно, пришла поре министерству торговли СССР выполнить соответствующее Постановление Совета Министров СССР (1968 г.) и создать сеть специализированных магазинов, где могла бы быть организована продажа по образцам. Покупатели могли бы знакомиться с предлагаемыми новинками, а представители промышленности — встречаться с покупателями.

    Некоторые из образцов, о которых было рассказано выше, еще проходят проверку, конструкторы и технологи продолжают поиски оптимальных решений. В планах ЦКБ «Нептун» на этот год такие работы, как, например, постройка и испытания опытного образца мини-яхты из шпона, создание на базе «Москвы» и «Марины» катеров со стационарными двигателями и поворотно-откидными колонками.

    Многие читатели, отвечая на «нептуновскую» анкету, выражали пожелание видеть в продаже недорогие туристские катера с двигателями малой мощности, вроде пользующихся заслуженной популярностью «Л-6» или «Л-12». К сожалению, из-за отсутствия стационарного бензинового или дизельного лодочного двигателя требуемой мощности (порядка 8 л. с.) мы не имеем возможности создать такой катер. Вообще во всем, что касается выпуска лодочных стационарных двигателей, конвертирования существующих автомобильных моторов, создания поворотно-откидных колонок и реверс-редукторов наши моторостроители остаются в большом долгу перед любителями-водномоторниками. То же самое надо сказать и по поводу того, что до сих пор нет в продаже 40—50-сильных подвесных моторов. Создаваемые в настоящее время мотолодки «Марина» и «Москва», например, приходится приспосабливать к установке не одного, а двух моторов, а это отрицательно сказывается на конструкции, удорожает мотолодку.

    Мы надеемся, что улучшение координации усилий всех заинтересованных ведомств и организаций позволит нашей промышленности уже в ближайшее время предложить покупателям прогулочные суда именно в том ассортименте, который наиболее полно отвечает их запросам и вкусам.

    Для каждого студента важным этапом является написание дипломной работы. Конечно же лучше писать самому, так как знания не купишь, но если у вас мало времени, можно заказать написание диплома тут. Помните, что защищать диплом вам, так что советую хорошенько вникнуть в тему и проштудировать диплом.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +4

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Проблема производства товаров для водного туризма и спорта
    Реконструкция яхт-клуба «Водник» в г. Ленинграде
    Кооперативная стоянка в Юрмале «Приедайне»
    Два новых катера-экраноплана «Х-113 Ам» и «SR-14 Си Рейдер»
    Каталог прогулочно-охотничьих и разборных лодок и байдарок
    Каталог судов для водно-моторного спорта
    Каталог парусных яхт и катамаранов
    Катера и лодки на выставке «Автосервис-73»
    Одна лодка и четыре «Эвинруда»
    Репортаж с выставки в Лужниках: туризм и отдых в США
    Статистика водного туризма и спорта в США
    13 ответов воднолыжника Майка Сайдерхуда
    Навигационные приборы викингов
    Чехословацкие яхты выходят в океан
    Лодочная станция в Новгороде

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Новые проекты судов ЦКБ «Нептун»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Водно-спортивные базы города Жданова
    Интересная информация из зарубежных источников
    Два описания маршрута для байдарочников по реке Битюг
    Традиционная ярмарка в Ростоке 1973 года
    Требования к малотоннажным судам в ФРГ
    Визирное устройство из теодолитов
    Несколько слов о спортивном классе «Торнадо»
    ГОСТ на прогулочно-туристские суда с 1974 года
    Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения
    Совещание центрального правления НТО в Феодосии 1973 года
    Американская навигационная спутниковая система «Транзит»
    Вторая выставка «Навимора» в Таллине
    Зарубежная информация из мира яхт
    Каким быть прогулочному флоту в X пятилетке?
    Тахометр и спидометр для лодок с подвесными моторами


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 12 + 47 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории