Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Кругозор / Интересные события / 1974 год / Вторая выставка «Навимора» в Таллине
    Подкатегории раздела
    Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Вторая всесоюзная выставка кооперативов 1990 года
    Вторая Международная выставка «Week end 98» в Ростове-на-Дону
    Вторая жизнь яхты Орион (бывшая Рабочий)
    Проведение соревнований любительских судов (Часть вторая)
    Самодельные приборы яхтсмена (вторая часть)
    Международная выставка «Инрыбпром-68» в Ленинграде
    Техника фигурного катания на водных лыжах (часть вторая)
    Полезные мелочи для яхтсменов (вторая часть)
    XXI Балтийская регата 1969 года в Таллине
    Вторая половина плавания Москва — Соловки — Москва
    Международная выставка катеров и яхт в Гетеборге
    Выставка «Пластмассы в судостроении» объединения «Ритм»
    Выставка судов для туризма и отдыха «Навимор» в Одессе
    В Хельсинки прошла VIII выставка малых судов «Вене-73»


    Вторая выставка «Навимора» в Таллине

    Год: 1974. Номер журнала «Катера и Яхты»: 48 (Все статьи)
              0


    Информация об изображенииФотография с выставки
    Фотография с выставки
     
    Как и на первую, одесскую выставку, в августе 1973 г. «Навимор» привез в Таллин несколько десятков яхт всевозможных типов — от всемирно распространенного детского швертбота «Оптимист» до 13-тонной океанской яхты «Арктурус-2» (на судне этого типа польский журналист и яхтсмен К. Барановский совершил свое одиночное плавание вокруг света!). И можно сказать, все экспонаты пользовались успехом: их с большим интересом осматривали советские яхтсмены, и те из них, кто является поклонником дальних плаваний и крейсерских гонок, и те, кто оттачивает свое спортивное мастерство на олимпийской дистанции. В непринужденной обстановке, которая царила на выставке, развернутой в гавани Таллинского яхт-клуба «Калев», каждый имел возможность не только детально осмотреть приглянувшееся судно, но и побеседовать с представителями изготовившей его судоверфи.

    Информация об изображенииСпортивно-прогулочная мотолодка длиной 3,2 м
    Спортивно-прогулочная мотолодка длиной 3,2 м
     
    Нам прежде всего понравилось то внимание, которое уделяют польские судостроители самым молодым яхтсменам. Хойницкая фабрика спортивного инвентаря «Польспорт» выпускает полный комплект судов, на которых юные яхтсмены, начиная с детского возраста, могут готовить себя к спортивным битвам в олимпийских классах. Начав с «Оптимиста» и «Кадета», юноша может затем перейти на «ОК-динги» или швертбот «420»; в более зрелом возрасте ему предложат пересесть на «Финн», «470» или «Летучий Голландец»!

    Польские верфи целый ряд малых яхт выпускают с корпусами из стеклопластика. Вот, например, «Оптимист», который на выставке неизменно окружали питомцы детской парусной школы «Калева». Окрашенные в яркие цвета швертботы оснащены парусом из синтетической ткани, элановыми тросами, оковками из нержавеющей стали. Благодаря этому «Оптимисты» производства «Польспорта» всегда нарядны, не требуют шпаклевки и окраски корпуса. Тренеру легче поддерживать в порядке многочисленный флот. Также из стеклопластика делаются корпуса и швертботов юношеского класса «420», являющегося переходной ступенью от «Кадета» к «Голландцу» или «470». В его конструкции чувствуется стремление удешевить судно, сделать его массовым, доступным даже небольшим спортивным коллективам. Рангоут — деревянный, дельные вещи — из стали и легкого сплава, стоячий такелаж — из стальных оцинкованных тросов, шверт и перо руля — из водостойкой фанеры.


    Информация об изображенииПластмассовая парусно-гребная шлюпка «DZ»
    Пластмассовая парусно-гребная шлюпка «DZ»
     
    При всем том швертбот снабжен многими устройствами, характерными для самых современных гоночных швертботов «старших» классов- Достоинствами «420» являются легкость в управлении, безопасность при плавании у побережий водохранилищ и морских заливов, что позволяет совершать учебные эскадренные плавания и гонки с участием детей. Если еще учесть, что стоимость этого швертбота вдвое ниже стоимости «Летучего Голландца», то можно с уверенностью сказать, что именно такой лодки недостает нашим юным спортсменам (тренеры часто вынуждены «пересаживать» юношей с «Кадетов» сразу на дорогой и сложный в управлении «Летучий Голландец», требующий от экипажа и технической зрелости и большой физической силы).

    Информация об изображенииПластмассовая мотолодка «Мирелла»
    Пластмассовая мотолодка «Мирелла»
     
    Следует рассказать еще об одном, на наш взгляд, перспективном молодежном судне, которое показала Щецинская судоверфь имени Леонида Тепиги. Это парусная шлюпка «DZ», по обводам и размерениям корпуса напоминающая гребно-парусные деревянные катера, какими еще лет 15 назад снабжались корабли военно-морских флотов. В отличие от них, 8,5-метровый корпус «DZ» изготовлен из стеклопластика; имеется шверт, а вместо рейковых парусов с разрезным фоком применено более эффективное вооружение типа «гуари» с общей площадью парусов 29 м2 (благодаря этому шлюпка неплохо лавирует, лишь немного уступая по крутизне курса спортивным швертботам). В бортах вырезаны портики для весел, заменяющие уключины; при ходе под парусами они закрываются заглушками.

    Информация об изображенииЯхтсмены парусной школы «Калева» знакомятся со швертботом класса «420»
    Яхтсмены парусной школы «Калева» знакомятся со швертботом класса «420»
     
    Ширина «DZ» — 2,18 м; осадка — 0,5 5 м (с опущенным швертом — 1,55 м); вес с оборудованием — 1,12 т. На морскую прогулку на шлюпке могут отправиться до 30 человек. Подобные суда хороши и для юношеских парусных школ, и для кружков «юный моряк» при дворцах пионеров, и для приморских домов отдыха, — всюду, где необходимо иметь безопасное парусное судно для обучения морскому делу или для прогулок. В Польше «DZ» пользуется особым успехом среди членов общества, аналогичного нашему ДОСААФ.

    Шлюпка «DZ» — одно из первых пластмассовых судов, построенных на Щецинской судоверфи, которая получила известность выпуском деревянных спортивных яхт. Это предприятие сравнительно молодое — в прошлом году отмечалось его 25-летие. Начинали здесь со строительства «Кадетов» и «Фолькботов»; теперь же со стапелей верфи сходит ежегодно около 60 судов, среди которых 4—5 красавцев-«Арктурусов», 12 «Таурусов», 20 компромиссов типа «Капелла». В Шецине был построен и знаменитый «Полонез» Барановского, о чем нам с гордостью рассказывали директор верфи Ж. Хемперек и строители яхт, прибывшие в Таллин для передачи своей продукции советским спортсменам.


    Информация об изображенииНа борту яхты «Нефрит»
    На борту яхты «Нефрит»
     
    В ближайшие годы на судоверфи имени Телиги намечается значительное расширение пластмассового судостроения, причем большая часть продукции, изготовленной из стеклопластика, пойдет на экспорт. Заключен контракт с европейским отделением одной из крупнейших фирм по проектированию и строительству парусных яхт «Картер Оффшор» (имя американского конструктора Ричарда Картера известно читателям сборника по проектам яхт «Тина», «Оптимист» и «Ван Анива», показавших выдающиеся результаты в международных гонках на «Однотонный кубок»). Картер передает верфи матрицы своей новой пластмассовой 10-метровой крейсерской яхты «Картер-33», поставляет материалы и оборудование с тем, чтобы польские суда этого типа могли на равных конкурировать на мировом рынке с судами голландской или английской постройки. Однако это — дело будущего. А пока что мы могли осмотреть самую первую яхту из стеклопластика, построенную на Щецинской судоверфи как раз перед открытием выставки. Это 6-метровый крейсерский швертбот «Ара», спроектированный польским конструктором Чеславом Гогопкевичем.

    Информация об изображенииЩецинская судоверфь имени Л. Телиги
    Щецинская судоверфь имени Л. Телиги
     
    Информация об изображенииГданьская судоверфь «Стоги»
    Гданьская судоверфь «Стоги»
     
    Информация об изображенииХойницкая фабрика «Польспорт»
    Хойницкая фабрика «Польспорт»
     

    Информация об изображенииЯхты на выставке у причала
    Яхты на выставке у причала
     
    Швертбот предназначается для туристских плаваний в мелководных морских заливах и по внутренним водным путям — с поднятым швертом осадка его составляет всего 0,23 м. Благодаря широкому высокобортному корпусу и надстройке, выполненной в виде наклонного полубака (от борта до борта), каюта «Ары» имеет большой объем и достаточно комфортабельна для экипажа из четырех человек. На швертботе оборудованы одна двухспальная койка (в носовой части) и две койки в «гробах» по бортам самоотливного кокпита, миниатюрный камбуз с газовой плиткой, складной стоп, просторный шкаф для береговой одежды, попочки и ящички для мелких вещей. Внутренняя отделка выполнена с применением небольшого количества красного дерева — желая снизить стоимость судна, конструктор экономил этот ценный материал и труд рабочих, но в то же время стремился украсить интерьер.

    Информация об изображенииШвертбот «Ара»
    Швертбот «Ара»
     
    Существуют яхты, обитаемость которых оценивают словами «хороша в море — неудобна в гавани» или наоборот. Об «Аре» можно сказать, что она удобна и в море, и в гавани. Правда, в дальний поход на ней все-таки лучше идти не вчетвером, а втроем, — один из «гробов» придется использовать для хранения парусов.

    На транце яхты сделана ниша для вспомогательного подвесного мотора мощностью 3—10 л. с.; якорь с канатом убирается в специальный ящик на палубе, закрываемый крышкой, есть и ниши для шкотов в комингсе кокпита, — все это представляет дополнительные удобства для экипажа.


    Информация об изображенииПластмассовый «Оптимист» судоверфи «Польспорт»
    Пластмассовый «Оптимист» судоверфи «Польспорт»
     
    О ходовых качествах яхты судить трудно — слишком необычны пропорции корпуса: ширина 2,45 м обычно соответствует длине, на 1-1,5 м большей; кажется чрезмерно смещенной в корму полнота корпуса. Поляки сами еще не успели как следует «обкатать» «Ару». Одно можно сказать уверенно — остойчивость этого швертбота обеспечена: при большой ширине корпуса шверт сделан тяжелым (отлитым из чугуна — вес 200 кг), а рангоут, выполненный из алюминиевого профиля, очень легким. Судно несет умеренную парусность — всего 17,4 м2, но в слабый ветер ее можно увеличить, поставив генуэзский стаксель площадью 15,5 м2 или спинакер 29 м2. Все управление парусами, включая подъем и спуск, сосредоточено в кокпите. Установленные здесь шкотовые лебедки облегчают работу с 9-метровым стакселем. Сюда же выведена рукоятка швертовой лебедки. Стоячий такелаж изготовлен из тросов (нержавеющая сталь); паруса пошиты из дакрона.

    Постройку судов из стеклопластика осваивает также и Гданьская судоверфь «Стоги», завоевавшая известность выпуском яхт, носящих названия драгоценных камней («Опал», «Сапфир», «Нефрит» и т. п.). В Таллине гданьские судостроители продемонстрировали свою новинку — «полутонник» «НТС-31» (название по первым буквам «Half Топе Сир», а 31 — длина яхты в футах).

    Информация об изображенииОбщее расположение и боковой вид швертбота «Ара»
    Общее расположение и боковой вид швертбота «Ара»
     
    Проект ее разработан польским конструктором Ричардом Лангером. Яхта имеет размерения и обводы, характерные для своего класса и обусловленные стремлением получить фиксированную величину гоночного балла 6,6 м по IOR с минимальным ущербом для ходовых качеств. У «НТС» широкий корпус — она на полметра шире нашей «шестерки», имеющей значительно большую длину (12,5 м). Яхта имеет острую скулу выше ватерлинии, плавниковый киль и руль, закрепленный на плавнике-скеге. Судно несет эффективное гоночное вооружение (шлюп со сменными топовыми стакселями), снабжено длинными погонами на палубе и фальшборте для регулировки положения блоков стаксель-шкотов, лебедками и дельными вещами из нержавеющей стали.

    Информация об изображенииПластмассовый «полутонник» «НТС-31»
    Пластмассовый «полутонник» «НТС-31»
     
    В планировке яхты конструктор полностью реализовал большие ширину и объем корпуса и выполнил все предписываемые Правилами «полутонного» класса требования к оборудованию. В кают-компании расположены столик и диваны с заспинными койками; справа от сходного трапа — штурманский уголок с большим столом для карт, с левого борта — удобный камбуз с газовой плиткой и мойкой, шкафчиками для посуды и расходных запасов провизии. Есть и гальюн с прокачивающей помпой. 15-сильный дизель «Вольво-Пента» свободно разместился под трапом. «Гроб» на левом борту используется как парусная кладовая: парус сюда можно убирать прямо с палубы, открыв крышку, вмонтированную в банку кокпита. Каюта отделана лакированным красным деревом, переборки — из водостойкой фанеры. Словом, «НТС-31» не только гоночная яхта, но и неплохой крейсер для дальних походов (кстати, верфь выпускает ее в двух вариантах — гоночном и крейсерском, естественно, отличающихся оборудованием и комплектацией парусами).

    Информация об изображенииОбщее расположение «НТС-31»
    Общее расположение «НТС-31»
     
    Не будем останавливаться здесь на описаниях других экспонатов, которые в основном уже были представлены нашим читателям в рассказе об Одесской выставке. Добавим только, что все яхты, прибывшие в Таллин, сразу же были куплены нашими яхт-клубами и спортивными обществами. Разумеется, этот факт прежде всего свидетельствует о большом дефиците в спортивных парусных судах, который стал у нас особенно ощутимым в последние годы. Появляются все новые водохранилища, на их берегах быстро растут крупные промышленные центры, предприятия которых имеют возможность выделять все больше средств на развитие спорта и улучшение условий отдыха трудящихся. Улучшается и постановка спортивной работы с детьми и подростками.

    Информация об изображенииПодвесной мотор «DE-6» польского производства на транце швертбота «Ара»
    Подвесной мотор «DE-6» польского производства на транце швертбота «Ара»
     
    В то же время возможности наших двух верфей спортивного судостроения практически исчерпаны. Без коренного изменения технологии производства и реконструкции верфей, улучшения их материального снабжения и обновления станочного парка рассчитывать на расширение выпуска яхт не приходится. Без особой ошибки можно сказать, что наши верфи сейчас удовлетворяют не более трети поступающих заказов.

    В ряде случаев, несмотря даже на более высокую стоимость польских яхт, наши заказчики отдавали им предпочтение благодаря высокому качеству постройки и лучшей оснащенности. Их корпуса, как правило, изготовляются из высокосортных материалов — кедра, дуба, красного дерева, из стеклопластика на основе импортных реактивов и стеклоткани. Яхты снабжаются дакроновыми парусами, алюминиевыми мачтами, специальным яхтенным оборудованием, приборами и малогабаритными дизелями. Все это польские верфи приобретают у специализированных шведских, английских и французских фирм. В конечном итоге затраты на приобретение материалов и оборудования за рубежом экономически оправдываются: это позволяет создавать суда на уровне мировых стандартов и успешно реализовать их на международном рынке.


    Информация об изображенииПодвесной мотор «DE-25»
    Подвесной мотор «DE-25»
     
    Значительно слабее парусной выглядела в Таллине «моторная» часть экспозиции — мотолодки и катера нескольких типов, предлагаемые для экспорта в Советский Союз. Надо сказать, что моторная база для развития водного спорта и туризма в ПНР во многом схожа с нашей. Здесь выпускаются две модели отечественных подвесных моторов «DE-6» и «DE-25» (первый — одноцилиндровый — имеет мощность 9,5 л. с. при 6000 об/мин; второй — двухцилиндровый мощностью 25 п. с.), импортируются из СССР 25-сипьная «Москва» и «Ветерки». Другими словами, более мощных моторов пока нет.

    На выставке в Таллине были показаны пластмассовые мотолодки «Мирелла», «Мира», «Роксана», выпускаемые Хойницкой верфью «Польспорт» под 25-сильные подвесные моторы.

    «Мирелла» имеет длину 4,1 м при ширине 1,55 м и весе 180 кг. По оценке наших специалистов, обводы корпуса этой лодки далеко не оптимальны для имеющейся мощности: слишком велика килеватость днища у транца, расположение продольных реданов по ширине днища не оправдывается расчетом. Хотя с одним водителем «Мирелла» развивает скорость до 40 км/час, с полной нагрузкой она идет в переходном к глиссированию режиме. Для четырех человек явно требуется мощность мотора не ниже 35 л. с.

    Информация об изображенииКаютная мотолодка «Мира»
    Каютная мотолодка «Мира»
     
    На переходный режим движения должны были бы быть рассчитаны и обводы каютной мотолодки «Мира», отличающейся оригинальной архитектурой и конструкцией. Собственный вес этой лодки 215 кг, так что даже с одним человеком на борту водоизмещение ее при выходе в плавание составляет 400 кг. Днище лодки — почти глубокое V, а на транец можно навесить только один подвесной мотор. Недостатком лодки является и отсутствие подмоторной ниши, защищающей кокпит £ кормы до полной высоты борта.

    Водометный разъездной катер «Люцина» с 50-сильным двигателем от автомобиля «Варшава» во время пробных заездов показал неплохую скорость и хорошую маневренность с одним водителем, однако при полной нагрузке в 4—5 человек не выходил на глиссирование. Кокпит катера загроможден двигателем; кормовые сиденья расположены по бокам от капота. Думается, что при длине катера 4,8 м двигатель можно было бы сдвинуть ближе к транцу и отделить от кокпита переборкой (так, например, сделано на хорошо известных у нас катерах самостоятельной постройки «Кама» и «Изумруд», имеющих такие же размеры).

    Информация об изображенииПластмассовый водометный катер «Люцина»
    Пластмассовый водометный катер «Люцина»
     
    Пожалуй, только одна 3,3-метровая двухместная мотолодка заслужила одобрение наших инженеров, посетивших выставку. Ее пластмассовый корпус тщательно изготовлен и радует глаз законченностью линий. Умеренная килеватость днища и сравнительно небольшой вес (120 кг с оборудованием) обеспечивают ей устойчивое глиссирование под 25-сильным мотором даже с четырьмя пассажирами. Кстати, оба сиденья сделаны с откидывающейся спинкой, что позволяет использовать лодку и как четырехместную. Уширенная у форштевня палуба (тупой нос) хорошо защищает кокпит от брызг при ходе против волны. Внутри лодки сделано второе дно; есть и специальное гнездо для установки бензобака под кормовой палубой.

    Итак, выставка прошла, экспонаты раскуплены. Впереди более близкое знакомство с качествами польских яхт уже в деле — на дистанциях крейсерских гонок, в дальних морских и речных походах. Надеемся, что своими впечатлениями о них поделятся с читателями сборника первые капитаны новых яхт.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +2

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Навигационные приборы викингов
    Чехословацкие яхты выходят в океан
    Лодочная станция в Новгороде
    Новые проекты судов ЦКБ «Нептун»
    Водно-спортивные базы города Жданова
    Интересная информация из зарубежных источников
    Два описания маршрута для байдарочников по реке Битюг
    Традиционная ярмарка в Ростоке 1973 года
    Требования к малотоннажным судам в ФРГ
    Визирное устройство из теодолитов
    Несколько слов о спортивном классе «Торнадо»
    ГОСТ на прогулочно-туристские суда с 1974 года
    Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения
    Совещание центрального правления НТО в Феодосии 1973 года
    Американская навигационная спутниковая система «Транзит»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Вторая выставка «Навимора» в Таллине

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Зарубежная информация из мира яхт
    Каким быть прогулочному флоту в X пятилетке?
    Тахометр и спидометр для лодок с подвесными моторами
    Композитные весла с лопастями из полипропилена
    Кооператив феодосийских лодочников — «Прибой»
    Усовершенствованная моторная лодка «Ладога»
    Интересная информация из иностранных источников
    Береговые навигационные знаки судоходной обстановки
    К тридцатилетию образования Польской Народной Республики
    Григорий Алексеевич Бондаренко — адмирал ВМФ СССР
    Плоскодонный понтон-гидросани «НЭТИ-6»
    Плавающий восьмипрядный полипропиленовый канат
    Байдарочный маршрут по рекам Лидь, Чагодища и Молога
    Выставка туристских самоделок в магазине спорттоваров
    Итоги конкурса НТО по улучшению качества лодок


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 25 + 25 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории