Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Кругозор / Официальные данные / 1974 год / Несколько слов о спортивном классе «Торнадо»
    Подкатегории раздела
    Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    XXI чемпионат мира яхт в классе «Торнадо» 1988 года
    Несколько слов о будущем лодочного двигателя
    Несколько слов о волнопронизывающих корпусах
    Чемпионат мира яхт в классе «Торнадо» 1984 года
    Чемпионат мира в классе «Торнадо» 1983 года
    Чемпионат Европы в классе «Торнадо» 1984 года
    Чемпионат мира яхт в классе «Торнадо» 1985 года
    Чемпионат Европы в классе «Торнадо» 1990 года
    Чемпионат Европы в классе «Торнадо» 1989 года
    Первенство мира в классе яхт R-5.5
    Европейский и мировой чемпионаты 1966 года в «Звездном» классе
    Несколько историй кораблей-неудачников
    Первенство мира в классе «5-0-5»
    Несколько самоделок от судостроителей-любителей


    Несколько слов о спортивном классе «Торнадо»

    Год: 1974. Номер журнала «Катера и Яхты»: 48 (Все статьи)
              0


    Не совсем согласен с теми, кто считает «Торнадо» последним достижением спортивного катамараностроения. Этот класс заслужил признание прежде всего благодаря простоте постройки, доступной любителям парусного спорта, но, безусловно, он обладает и очень эффективным вооружением. Когда «Торнадо» появился, у нас уже были катамараны «В» с более совершенными корпусами («Ласка» Романова, «Андромеда» Чабана, «Бес» Летунова), и характерно, что мачты их были короче почти на 2,0 м! Было как-то страшновато на таком легком суденышке гнать вверх парусность. Однако длинная мачта таила в себе богатую возможность регулировки глубины пуза паруса. Сейчас мы видим, что с таким высоким вооружением стало возможным ходить при ветре вплоть до 7—8 баллов. Правда, здесь другая трудность — полные курсы, когда не спасает никакой изгиб мачты, а слишком острые корпуса не позволяют развивать большую скорость (катамаран зарывается носом, теряет управление, а то и переворачивается).

    Информация об изображенииЧемпион СССР 1973 г. в классе «Торнадо» В. В. Васильев
    Чемпион СССР 1973 г. в классе «Торнадо» В. В. Васильев
     
    Важным обстоятельством, способствующим распространению «Торнадо», является то, что этот катамаран — монотип. Причем монотип очень «жесткий», где практически все допуски — производственные. Раньше в классе «В», как и во всех свободных классах, шла борьба, строителей. Теперь на первый план выдвинулось умение управлять яхтой. По сути дела, называть «Торнадо» яхтой можно только наполовину. Катамаран лавирует против ветра так же, как обычная яхта. А вот по ветру он идет уже не как яхта, а как буер — быстрее ветра, и вынужден при этом лавировать. В этом самая большая сложность управления катамараном, которая обычно не видна со стороны. Нет эффектно выглядящего спинакера, не висит на трапеции матрос, а вместе с тем экипаж находится в постоянном напряжении, после которого лавировка кажется отдыхом! Безусловно, самые приятные курсы — галфвинды и крутые бакштаги. Здесь все весело, легко и очень быстро, нужно нести одни поплавок над водой и судну придать небольшой дифферент на корму. Иногда ощущение полета не покидает на протяжении всего этого отрезка дистанции...

    Что можно сказать о ленинградских катамаранах, которые представил читателям конструктор верфи Г. Непочатых?


    Я плавал на самом первом катамаране, выпущенном еще в феврале 1973 г. В марте на зимнем первенстве занял только 8-е место (ни одного финиша без поломок!), а вот в апреле — на первенстве Севастополя и Черноморской регате — был уже вторым (вежд за «Андромедой», которая в принципе не является «Торнадо»).

    Первый катамаран мало отличался от серийных, но у него были очень большой вес (сначала на 12 кг больше минимума, а после трех месяцев плавания — на 25 кг, что вывело его за пределы класса) и недостаточная прочность ‘(особенно слабой оказалась палуба).

    Второй катамаран (для Э. Шугая) имел принципиально иную конструкцию: обшивка и палуба были сделаны не из березовой фанеры, а из кедрового шпона. Он оказался легче и прочнее первого (толщина обшивки увеличена с 4 до 6 мм). В этом нет ничего удивительного, поскольку у фанеры объемный вес 0,65—0,70, а у кедрового шпона не больше 0,42. Поэтому я считаю порочной конструкцию заводского катамарана из березовой фанеры. Если наша промышленность не может сразу же переходить на пластмассу, то, по крайней мере, не надо повторять ошибок: ведь не секрет, что сотни «Летучих Голландцев» валяются на задворках наших яхт-клубов только потому, что корпуса их сделали из березовой фанеры и они очень быстро вышли из строя.

    Считаю, что просто необходимо организовать строительство корпусов «КВ-73» из трех слоев кедрового шпона!

    Советую еще раз проработать узел крепления носовой балки — в этом месте происходит разрушение обшивки. Палубу, видимо, стоит делать также из шпона 2+2 или в сочетании с пенопластом. Корпуса катамаранов подвергаются очень большим нагрузкам; возможно, стоит ввести испытания готовых корпусов на изгиб для выявления скрытых дефектов материала.

    Несколько слов об отделке. Ни в коем случае нельзя пользоваться при ошкуривании этого судна «баяном» (дрель с наждачным кругом), нужны или вибрационные шкуровалки или ручная работа. Надо покрывать корпуса более стойкими красками. Ведь фанерную обшивку толщиной 4—6 мм во второй раз хорошо окрасить не удается, так как ее просто не очистить от старой краски. Поэтому особенно важна роль заводской окраски, а пента-фталевая эмаль, которой покрывают суда на верфи, не держится и сезона. Самым больным местом наших катамаранов является вооружение. Деревянные мачты 91X135 ломаются; их надо бы усилить до размера 180—170 мм, но тогда они окажутся слишком тяжелыми. Давно назрел вопрос о выпуске металлических мачт! Мачты примерно одинакового сечения нужны на «Солинги», «Драконы», «полу-» и «четвертьтонники», «Фолькботы»; возможно, объединенными усилиями верфи, строящие эти яхты, все-таки добьются выпуска алюминиевого профиля!

    Катамаран является очень перспективным судном, удобным в обращении. Ведь все работы с ним в состоянии производить сам экипаж (вооружение, спуск, разоружение, погрузка). Не требуются специально оборудованные берега — соревнования можно проводить везде, где есть пляж и море.

    Однако для того, чтобы спортсмены могли совершенствоваться в этом новом классе, необходимо сделать все для повышения качества серийных судов, выпускаемых верфью ВЦСПС.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +1

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Катера и лодки на выставке «Автосервис-73»
    Одна лодка и четыре «Эвинруда»
    Репортаж с выставки в Лужниках: туризм и отдых в США
    Статистика водного туризма и спорта в США
    13 ответов воднолыжника Майка Сайдерхуда
    Навигационные приборы викингов
    Чехословацкие яхты выходят в океан
    Лодочная станция в Новгороде
    Новые проекты судов ЦКБ «Нептун»
    Водно-спортивные базы города Жданова
    Интересная информация из зарубежных источников
    Два описания маршрута для байдарочников по реке Битюг
    Традиционная ярмарка в Ростоке 1973 года
    Требования к малотоннажным судам в ФРГ
    Визирное устройство из теодолитов

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Несколько слов о спортивном классе «Торнадо»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    ГОСТ на прогулочно-туристские суда с 1974 года
    Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения
    Совещание центрального правления НТО в Феодосии 1973 года
    Американская навигационная спутниковая система «Транзит»
    Вторая выставка «Навимора» в Таллине
    Зарубежная информация из мира яхт
    Каким быть прогулочному флоту в X пятилетке?
    Тахометр и спидометр для лодок с подвесными моторами
    Композитные весла с лопастями из полипропилена
    Кооператив феодосийских лодочников — «Прибой»
    Усовершенствованная моторная лодка «Ладога»
    Интересная информация из иностранных источников
    Береговые навигационные знаки судоходной обстановки
    К тридцатилетию образования Польской Народной Республики
    Григорий Алексеевич Бондаренко — адмирал ВМФ СССР


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 46 + 45 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории