Колин Арчер — знаменитый норвежский конструктор яхт конца прошлого века, получивший всемирное признание благодаря своим исключительно мореходным крейсерским яхтам. Характерен для его проектов тип гладкопалубного судна с длинной килевой линией, большой осадкой, солидным водоизмещением и обязательно — с острой, вельботной кормой, хорошо сбалансированными обводами носа и кормы. Этот тип обводов так до сих пор и называется — «а ля Колин Арчер». В Европе еще совсем недавно использовались на спасательных станциях мореходные норвежские боты Арчера, которые выходили под парусом в самые жестокие штормы, чтобы оказывать помощь судам, гибнущим на подводных рифах.
В прошлом году группа шведских яхтсменов — поклонников Колина Арчера организовала клуб, названный именем конструктора. Одной из своих задач они поставили увековечить некоторые из его работ в современном материале — стеклопластике. Уже изготовлена матрица, в которой ежемесячно формуются два корпуса. Внутреннее оборудование и оснастку яхт заказчики делают сами, но клуб не рекомендует отходить от оригинального гафельного вооружения, предусмотренного проектом Арчера.
Хранят память о Колине Арчере и за океаном. Недавно в американском журнале «Спрей» (его выпускает общество яхтсменов, совершающих плавания в одиночку) появилась заметка о том. как был спасен большой кеч Арчера. Его деревянная обшивка была сплошь изъедена морскими червями, крепления к шпангоутам ослабли, палуба рассохлась. Яхтсмены обратились на верфь, занимающуюся армоцементным судостроением. Здесь корпус почистили пескоструйными аппаратами, покрыли снаружи семью слоями проволочной сетки и оштукатурили цементным раствором. Толщина армоцементной оболочки на бортах получилась 20 мм, на палубе — 13 мм.
Когда яхту спустили на воду, оказалось, что осадка ее не увеличилась. Это легко объяснить: так как судно многие годы простояло на берегу, дерево высохло, а толстая цементная обшивка (она весит около 6 т) прибавила объем подводной части корпуса.
Это было сделано три года назад. И сейчас возрожденная «Скандия» используется для прибрежных океанских плаваний.