Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Кругозор / Интересные факты / 1975 год / Рецензия на книгу «Школа яхтенного рулевого»
    Подкатегории раздела
    Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Интересные события яхтенного мира 1969 года
    Экспозиция Яхтенного Салона в Париже 1976 года
    Нужен нагрудный знак яхтенного капитана
    Калибровка яхтенного лага
    Нужен единый диплом яхтенного капитана
    Эффективность рулевого комплекса крейсерско-гоночной яхты
    Программа подготовки рулевого парусной доски
    Зубчатый ремень для рулевого устройства яхты
    Памятка для начинающего рулевого: курсы и повороты
    Виндсерфинг-клуб и школа обучения виндсерфингу в Петербурге
    Фантазии на тему яхтенного киля
    Мир яхтенного чартера (аренда яхты)
    Юрий Ситников — руководитель яхтенного КБ «Ricochet Design Group»
    Вторая версия яхтенного симулятора «Virtual Skipper»


    Рецензия на книгу «Школа яхтенного рулевого»

    Год: 1975. Номер журнала «Катера и Яхты»: 54 (Все статьи)
              0


    Информация об изображенииОбложка книги «Школа яхтенного рулевого»
    Обложка книги «Школа яхтенного рулевого»
     
    За последние годы география парусного спорта в нашей стране значительно расширилась. Сейчас трудно назвать область, где бы не ходили под парусом. Поэтому выход в свет второго издания книги «Школа яхтенного рулевого» с одобрением встречен яхтсменами и поклонниками путешествий под парусом.

    Отметим главное — это очень дельное пособие, в основном соответствующее программе подготовки яхтенных рулевых 11-го и 1-го классов. Написана книга хорошим языком, достаточно иллюстрирована, читается с интересом. Есть в ней и новый материал — история яхт-клубов России и развития парусного спорта в СССР.

    Впрочем, в достоинствах книги легко разберется каждый, кто ее прочтет. Мы же поговорим о недостатках, без которых, к сожалению, не обошлось и на этот раз. Вначале о полноте содержания. Что в первую очередь необходимо будущему рулевому? Хороший учебник, по которому он смог бы изучить материал в объеме программ, не прибегая к другим источникам и пособиям. Однако в книге нет описаний подготовки яхты к гонкам, нет правил парусных соревнований, не освещены вопросы судовой гигиены. А ведь в программах этим разделам уделяется от 6 до 20 часов учебного времени.

    Удивительна агрессивность, с которой авторы обрушились на многокорпусные суда, наградив их эпитетами «ненадежные» и «аварийные» (с. 21, 22). Вызывает недоумение, в частности, заявление о том, что в Трансатлантической гонке эти яхты «имели более или менее тяжелые аварии, чудом обошедшиеся без человеческих жертв». Напомним читателям, что в числе участвовавших в IV Трансатлантической гонке 34 судов было 7 тримаранов, но ни один из них не потерпел аварию. Более того, в первой шестерке 4 места принадлежат многокорпусным судам. Аварии терпели однокорпусные яхты, однако никто не называет их «ненадежными»...

    Встречаются в книге и довольно сомнительные рекомендации. «При шквале с моря в сторону близкого берега отдавать якорь нужно обязательно» (с. 161). И на следующей странице: «При сильных и продолжительных шквалах, когда уйти от них под ветер невозможно из-за близости берега или мели, а встать на якорь нельзя из-за большой глубины, надо убрать паруса и стать па плавучий якорь». По нашему мнению, выполнив эти рекомендации, можно избежать аварии только в одном случае — если иссякнет ветер. Еще в старину говорили: «Мореплаватель, в бурю бойся земли». Ничто так не опасно в шторм для судна без хода, как близость берега. Самое благоразумное в этом случае не избавляться от парусов, а заменить их на штормовые и попытаться уйти от берега как можно дальше или, если это невозможно, удерживать судно как можно круче к ветру.

    Настораживает совет расклинивать мачту в пяртнерсе (с. 51). Практика показывает, что даже при нормально набитых вантах жестко закрепленная в пяртнерсе мачта расшатывает рубку (или палубу), нарушая герметичность конструкции. Чтобы избежать этого, многие яхтсмены даже увеличивают диаметр пяртнерса.

    В тексте (с. 144—146) правильно описана методика работы с бакштагами во время поворотов, а на рис. 108 и 110 последовательность команд дана неправильно. Сначала закладывается бакштаг (ранее бывший подветренным), н только потом отдается тот, который был наветренным. Это очень важно.

    Не совсем уместно упоминание о «коровьем оверштаге» (с. 147). Не проще ли сказать, что поворот фордевинд в свежий шквалистый ветер (особенно на большом волнении) опасен и нужно делать поворот оверштаг или, предварительно убрав грот, делать поворот фордевинд только под стакселем, вновь ставя грот уже на новом курсе.

    Слишком категорична рекомендация (жирным шрифтом на с. 167) подходить к причалу носом, если ветер дует от него. Во многих случаях гораздо безопаснее и удобнее подойти вдоль причала. Второй рекомендуемый способ подхода к причалу (в навальный ветер) и сложен и может быть просто опасен (с. 168).

    Мы уже говорили о хорошем литературном стиле книги. Тем более досадны отдельные неудачные слова и выражения: «чтобы мачта не болталась» (с. 51), «для хороших матросов» (в смысле грамотных и расторопных), «глубокой водой» (с. 20) (в смысле достаточной глубины под килем) и т. д. Давно пора кочующий из учебника в учебник термин «шкворень» (из области гужевого транспорта) заменить на «шток» (рис. 32). С другой стороны, нет необходимости называть транец с наклоном в нос «реверсивным» (с. 25).

    Вряд ли стоило говорить о «талях для подъема парусов» (с. 57) или о «блоках на стаксель-шкотах» (С. 58), так как на всех современных яхтах для этих целей применяются лебедки. Трудно найти на нынешних яхтах и кранцы, «набитые кусками старого троса» (с. 87).

    Будем надеяться, что в следующем издании авторы избавятся от досадных ошибок, несколько снижающих уровень этой ценной книги.


    Понравилась ли вам эта статья?
    0

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Популярные мотолодки киевских водномоторников
    Семинар тренеров по воднолыжному спорту 1974 года
    Межреспубликанская оптовая ярмарка в Москве в 1974 году
    Продукция Ленинградского опытно-экспериментального завода
    В гостях у бакинских яхт-клубов
    Строительство яхт-клуба Балтийского морского пароходства
    Лодочная стоянка на реке Лиелупе в Юрмале
    Проблема хранения индивидуальных плавсредств в Жданове
    Катер «Тип-Топ» построенный по проекту Ю. Емельянова
    Самодельная лодка по типу «Ладоги-М2А»
    Клуб имени норвежского конструктора Колина Арчера
    Паротурбинный гоночный катер «Герон» братьев Ван дер Мерве
    За рубежом: «Ладога», исследования, микро-судно, аварии...
    Глиссирующий катамаран-паром «Фейри интерсептор»
    Любительский маломерный флот Красноярского края

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Рецензия на книгу «Школа яхтенного рулевого»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Виндсерфинг набирает популярность среди любителей
    За рубежом: регата, многокорпусники, весло, лодки и стоянки...
    Карта-схема Рыбинского водохранилища
    Мини-катер «Сонни-14» по чертежам Ренато Леви в Выборге
    Проблема лодочных стоянок в городе Калинине
    Построен бермудский шлюп «Альбатрос» на Щецинской верфи
    Двухвинтовой катер-электролодка «Электра»
    Плавучие навигационные знаки для судоходных рек
    Интервью с первым «босоногим» воднолыжником А. Петровым
    Новый вариант трассы для прыжков с трамплина
    Парусные катамараны рыболовецкого колхоза «Царникава»
    База-стоянка катеров и лодок в Угличе
    Судомоделизм — хобби или вид спорта?
    Долбленая двухкорпусная лодка катамаран дубень
    Гидросамолет на основе серийного «Прогресса»


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 35 + 19 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории