Разрешит ли хозрасчетная НТИ эти проблемы? — Думается, что нет. В этой связи хотелось бы поделиться опытом четырехлетней работы Латвийской НТИ.
В Латвийской ССР насчитывается более 5 тыс. озер, которые занимают около 1/10 части территории. Общая протяженность рек и речек около 40 тыс. км. В республике зарегистрировано около 30 тыс. маломерных судов.
Создавая республиканскую навигационно-техническую инспекцию в 1972 г., мы взяли за основу Положение о НТИ при ОСВОДе РСФСР. Но сразу же выяснилось, что доходы от регистрации и техосмотра позволят содержать в наших условиях 6(!) штатных работников. Повсеместно осуществлять регистрацию, проводить техосмотр и контролировать эксплуатацию маломерного флоте они, естественно, не могли, и в первое время контроль за эксплуатацией маломерных судов был возложен на инспекторов-общественников. Находясь в Риге, НТИ не могла эффективно контролировать работу этих инспекторов на местах, и в 1975 г. было решено возложить обязанности по регистрации, техосмотру и контролю за эксплуатацией на советы ОСВОДа. При них были созданы советы общественных инспекторов, в работе которых сейчас принимает участие около 400 человек. НТИ, являясь республиканским органом, контролирует работу советов ОСВОДа, оказывает помощь в планировании этой работы, проводит обучение инспекторов-общественников, разрабатывает руководящие документы и т. д.
Делопроизводство по приему экзаменов у судоводителей-любителей было возложено на учебный центр ОСВОДа. Порядок сдачи экзаменов аналогичен принятому в ГАИ. Председателем республиканской квалификационной комиссии был назначен зам. председателя ЦС ОСВОДа Латв. ССР, а его заместителями — начальник НТИ и председатели районных и городских советов ОСВОДа на местах. Такой порядок позволяет нам пропускать через квалификационную комиссию в Риге и на местах за год свыше 1200 чел.
От практики переэкзаменовки судоводителей-любителей каждые три года мы отказались. Анализ аварий маломерных судов, особенно с гибелью людей, показал, что в подавляющем большинстве случаев это связано не с отсутствием знаний у судоводителей-любителей. Главная причина — управление мотолодкой в нетрезвом виде. (Кстати, надо отметить, что начиная с 1972 г. процент аварий с трагическим исходом снизился в республике с 12—14 до 4—6%.)
Эффективность контроля за эксплуатацией маломерного флота во многом снижалась отсутствием закона об ответственности за нарушение правил. И вот Указом Президиума Верховного Совета Латвийской ССР1 от 25 ноября 1976 г. такая ответственность установлена. На злостных нарушителей могут налагаться штрафы до 50 руб., их можно лишать прав на срок до 5 лет.
Одной из задач нашей НТИ является разработка правил, регламентирующих движение маломерных судов как на судоходных участках, так и на замкнутых водоемах (существующие «Правила плавания по внутренним судоходным путям Латвийской ССР» распространяются на водные артерии протяженностью всего 306 км).
Каковы же наши выводы? НТИ, выступая как хозрасчетная организация, не в состоянии осуществлять контроль за эксплуатацией маломерных судов, так как средства, необходимые для этой цели, значительно превышают доходы, получаемые от техосмотра и регистрации, и работа по контролю имеет сезонный характер.
Контроль за эксплуатацией маломерных судов является одним из элементов профилактической работы по предупреждению несчастных случаев с людьми на воде и создавать новую общественную организацию для этих целей не имеет смысла — нужно укреплять (там, где это требуется) советы ОСВОДа.
Необходимо разработать единые правила движения и маневрирования маломерных судов как на судоходных путях, так и на замкнутых водоемах и установить четкую ответственность за нарушение этих правил.
Прием квалификационных экзаменов у судоводителей-любителей следовало бы осуществлять при учебных центрах ОСВОДа.
Примечания
1. См., «Ведомости Верховного Совета и правительства Латвийской ССР» № 49, 1976.