В сентябре прошлого года в Николаеве проходила очередная XIII Всесоюзная научно-техническая конференция по экспериментальной гидромеханике судна, организованная Комитетом по координации работ в области экспериментальной гидромеханики судна Секции мореходных качеств при Центральном правлении НТО им. акад. А. Н. Крылова и Черноморским межобластным правлением НТО. Ряд докладов, прочитанных на этой конференции, был посвящен вопросам гидродинамики глиссирующих судов. С наибольшим интересом участники встретили доклады, подготовленные по материалам натурных исследований.
В докладе группы авторов из ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова и ЦКБ «Нептун» была изложена методика и приведены основные результаты натурных мореходных испытаний серийного образца мотолодки «Днепр». Испытания позволили впервые получить данные об изменении сопротивления прогулочных глиссирующих судов при движении на волнении, а также оценить степень достоверности результатов соответствующих модельных экспериментов. В ходе работы выяснилось, что модельные эксперименты на искусственном нерегулярном волнении соответствующего масштаба позволяют достаточно надежно определять прирост сопротивления, а следовательно, и падение скорости при ходе на волнении с умеренными скоростями.
Другой доклад коллектива авторов из ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова содержал интересные результаты исследований одной из главнейших проблем современного отечественного катеростроения — поиска оптимальных сочетаний комплекса «корпус-винт-подвесной мотор». Рассматривая наиболее подробно лишь одну из сторон этой сложной задачи — подбор оптимального винта при заданном корпусе и моторе, авторы, используя натурный эксперимент, предлагают серию из трех оптимальных гребных винтов для моторов «Вихрь» для различных сочетаний скорости хода и нагрузки.
Два доклада на конференции были прочитаны автором настоящего обзора. Первый был посвящен методике и результатам экспериментального исследования влияния продольного ускорения на сопротивление и посадку глиссирующих пластин с прямой и обратной килеватостью (типа «морские сани»). Приведенные в этом докладе данные позволяют в первом приближении оценить гидродинамические характеристики глиссирующих судов в таких сложных режимах движения, как разгон и торможение в районе так называемого «горба сопротивления».
Второй доклад был посвящен исследованию гидродинамических характеристик глиссирующих поверхностей, движущихся с дрейфом и креном. Знание сил и моментов, действующих на корпуса глиссирующих судов при движении с креном и дрейфом, представляется чрезвычайно важным с точки зрения решения задач их управляемости и остойчивости. Приведенные в докладе данные позволили сделать ряд принципиальных выводов, основными из которых являются — с одной стороны — линейная зависимость гидродинамических характеристик от угла дрейфа и существенная их нелинейность по углу крена — с другой, а также малое влияние крена и дрейфа на подъемную силу, сопротивление и продольный момент.
Проблемы гидродинамики малых судов были затронуты также и в ряде докладов, прочитанных на Всесоюзном научно-техническом симпозиуме по вопросам повышения ходовых и мореходных качеств судов на волнении (XXV Крыловские чтения), состоявшемся в октябре в г. Ленинграде. Специфика симпозиума обусловила в основном теоретическое направление представленных на нем докладов. Так, например, работа А. Н. Майбороды (г. Николаев) была посвящена исследованию новых путей решения пространственной задачи глиссирования в рамках методов теории потенциала. Вместе с тем, и на этой конференции были представлены материалы, имеющие не только теоретический, но и значительный практический интерес.
Сказанное в первую очередь относится к сообщению А. В. Скафтымова (г. Ленинград), доклад которого был посвящен учету закрученности днища (изменения угла килеватости от миделя к транцу) в расчетах сопротивления воды движению глиссирующих катеров. Существующие в настоящее время методы расчета в случае их приложения к исследованию реальных корпусов используют в качестве критерия так называемый «средний угол килеватости». При этом характеристики, корпуса определяются в предположении, что килеватость его постоянна но длине и равна средней. Предложенный А. В. Скафтымовым метод дает возможность более точно учесть изменение килеватости по длине и, как показало сопоставление результатов расчетов с данными эксперимента, позволяет избежать появляющихся при использовании «среднего угла килеватости» существенных ошибок в определении сопротивления.
Л. Д. Коврижных (г. Москва) сообщил в своем докладе интересные результаты экспериментов с глиссирующими пластинами, совершающими гармонические колебания. Полученные в докладе данные могут найти приложение в исследованиях мореходности глиссеров.
Тезисы докладов XXV Крыловских чтений были напечатаны в специальном выпуске материалов по обмену опытом НТО, вышедшем к открытию симпозиума.