Большой интерес к новому у нас виду спорта, родившемуся в Эстонии, проявила и Федерация водно-моторного спорта СССР. В ноябре прошлого года комиссия многодневных соревнований по спортивным плаваниям ФВМС, заслушав доклад заместителя председателя президиума Федерации водно-моторных ралли ЭССР В. А. Каска, постановила — «одобрить и поддержать энтузиастов Эстонии, считать, что проведение ралли может содействовать вовлечению в активные занятия водно-моторным спортом как спортсменов-разрядников, так и, главным образом, широких кругов судоводителей-любителей, располагающих личной материальной частью».
Можно добавить еще, что в принципе водно-моторные ралли «изобретены» давно и за рубежом проводятся по специальным правилам, утвержденным УИМ, однако у нас эти международные правила неизвестны и до сих пор, так что эстонским водномоторникам пришлось начинать «с нуля». По получении от УИМ соответствующих материалов мы познакомим читателей с ними, а пока, учитывая растущую популярность нового вида спорта, по просьбе ФВМС публикуем краткое изложение правил проведения ралли, подготовленных эстонской федерацией BMP и откорректированных по замечаниям комиссии ФВМС.
Федерация BMP Эстонии приглашает приехать для участия в ралли и ознакомления с практикой их проведения экипажи или представителей других республик, городов и клубов.
Республиканским календарем запланированы следующие открытые водно-моторные ралли: Первенство клуба BMP в г. Тарту (8 мая, тел. для информации — Тарту, 3-55-39); Первенство Эстонии в г. Хаапсалу (16, 17 июля, тел. 212-87, 219-61); местные соревнования — в г. Йыгева (27, 28 мая, тел. 808), в г. Кингисепп на о. Сааремаа (18, 19 июня, тел. 71-418), в г. Тарту (6, 7 августа), в г. Вильянди (26, 27 августа, тел. 53-536). Информацию по вопросам участия в этих ВМР можно получить также в Харьюском РК ОСВОДа г. Таллина по тел. 44-12-19.
Основные положения
BMP состоят из маршрутного соревнования (МС), которое заключается в прохождении трассы строго по графику, и из дополнительных состязаний (ДС). Ралли могут быть одно- и многодневными, личными и лично-командными.
Расчетная длина трассы на один день — от 180 до 250 км. Часть трассы должна проходить по заливам, водохранилищам и большим озерам.
Для проверки соблюдения графика трасса МС должна быть разбита пунктами контроля времени (ПКВ) не менее чем на 5 участков. Минимальное расстояние между ПКВ — 20 км, а между ПКВ и внезапными пунктами контроля времени (ВПКВ) — 5 км. На каждом участке трассы должно находиться не менее одного ВПКВ.
Может быть применена:
— Система неизменяемого графика (НГ): заранее рассчитанный график оговаривает время прибытия во все ПКВ, установленное исходя из назначенного участнику времени старта и норм времени прохождения участков, и не изменяется, как бы участник его не опережал или не отставал; штрафные очки назначаются в ПКВ за опережение графика и за опоздание, а в ВПКВ только за опережение;
— Система изменяющегося графика (ИГ): на основе нормы времени прохождения участка время прибытия на каждый следующий ПКВ отсчитывается от момента фактического прохождения предыдущего ПКВ; в ПКВ штрафные очки назначаются за опоздание и за опережение, а в ВПКВ — за опережение и за опоздание, превышающее 10% нормы времени на участок до этого ВПКВ.
За прибытие ранее назначенного времени в последний ПКВ (финиш) штрафные очки не начисляются.
В число маршрутных документов, которые выдаются каждому экипажу не позднее чем за 30 мин до его старта, входят: схема трассы МС; график прохождения трассы; описание ДС и контрольный талой. В графике последовательно перечисляются: места расположения ПКВ; расстояние между ними (с точностью до 0,1 км); нормы времени на прохождение участков между ПКВ; система соблюдения графика (НГ или ИГ); время старта первого экипажа и интервал времени между стартами. Места расположения ВПКВ объявляют только после финиша.
Экипажи стартуют с ходу по порядку стартовых номеров с интервалами не менее 2 мни. За опоздание на старте штрафные очки не начисляются.
Временем прибытия в ПКВ считают момент предъявления судьям контрольного талона. Если экипаж после проезда ближнего флага, обозначающего начало 20—30-метровой зоны ПКВ, остановит лодку или начнет какие-либо маневры, судьи фиксируют прибытие на ПКВ по моменту проезда ближнего флага. После отметки контрольного талона в течение I мин надо вывести лодку от ПКВ не менее чем иа 20 м.
Время задают с точностью до 1 мин. Любое число секунд сверх закончившейся минуты отбрасывают.
В каждый день ралли надо выполнить не менее 4 ДС, 3 из которых должны различаться по характеру.
Допускаются лодки с размерениями не менее (м): длина — 4,0; ширина — 1,5; высота надводного борта — 0,4. Разрешается выступать только на серийных подвесных моторах отечественного производства. Экипаж лодки состоит из двух спортсменов, имеющих документы на право управления мотолодкой, разрешение медицинского учреждения и действующий полис о страховании жизни на сумму не менее 500 рублей.
Личное первенство определяется путем подсчета штрафных очков, полученных экипажем на маршрутном соревновании и при выполнении ДС, командное — суммой очков, полученных экипажами.
Приложение 1
Перечень нарушений, за которые экипаж дисквалифицируется
Опоздание на ПKB более чем на 30 мин (принимается принцип НГ). Потеря контрольного талона или самовольное исправление отметок судей. Перевозка посторонних лиц, использование посторонней помощи. Опасные дефекты мотора или лодки. Неоказание помощи участнику, попавшему в явную опасность. Опоздание на мандатную или техкомиссию более чем на 1 час. Выбывание одного члена экипажа из соревнования.
Приложение 2
Начисление штрафных очков ВМС
За каждую минуту, считая и начавшуюся: опоздание на мандатную комиссию и на техосмотр — 1 очко. Опоздание с установкой лодки на «закрытую» стоянку — 10. Преждевременный запуск мотора — 20. Преждевременный въезд в стартовую зону — 50. Преждевременное прохождение стартовой линии — 100.
Опоздание в ПКВ, за каждую полностью прошедшую минуту — 100. Прибытие в ПКВ до назначенного времени, за каждую начавшуюся минуту — 100. Опоздание в ВПКВ (при ИГ) сверх 10% нормы времени, за каждую полностью прошедшую минуту — 100. Прибытие в ВПКВ до назначенного времени, за каждую начавшуюся минуту — 100. За опоздание при отбытии из ПКВ — за каждую полную минуту после отметки контрольного талона — 100.
За остановку или маневр во II-й зоне ПКВ — 100. За нарушение правил плавания — 200 за каждый случай.
За каждый случай, зафиксированный судьями (но не более одного раза на одном участке между ПКВ и ВПКВ): за нарушение правил плавания — 200. За отсутствие обязательных спасательных средств — 500. За нахождение в лодке без шлема — 100. За движение со снятым с мотора капотом — 200. За переход с ДУ на управление румпелем — 100. За нахождение вне кокпита — 100. За отсутствие какого-либо из предметов обязательного снабжения при техосмотре на финише — 100.
Приложение 3
Начисление штрафных очков в ДС
1. Движение по заданному компасному курсу; отклонение от курса на каждые 30' (сверх первого ±1°) — 15 очков.
2. Движение с заданной скоростью: за каждый 1% отклонения скорости — 10.
3. Определение местонахождения на карте: каждый 1 мм погрешности отметки иа карте — 10—30 очков в зависимости от масштаба карты.
4. Скоростной участок: каждый 1% отклонения фактической скорости от теоретической дает 10 штрафных или 10 дополнительных очков, уменьшающих, сумму штрафов. Теоретическая скорость определяется по специальному графику в зависимости от кубического модуля LBH. Так, для «Прогресса-2» с 25-сильным ПМ — это 33,5 км/ч; «Казанки-2М» с 30-сильным ПМ — 41 км/ч; «Нептуна» с 25-сильным ПМ — 36 км/ч; «Оби» с 23-сильным ПМ — 40 км/ч.