Внешнеторговое предприятие «Навимор» (ПНР) провело симпозиум, на котором выступали директора ряда польских верфей. Подчеркивалось, что страна не имеет давних традиций малого судостроения; оно, как, впрочем, и крупнотоннажное судостроение, получило развитие только после победы народной власти. В настоящее же время в ПНР ежегодно выпускается около 4500 малых судов, причем 70% этого количества идет на экспорт. Производством яхт и моторных лодок занято семь государственных предприятий и несколько частных фирм, которые также поддерживаются государством и реализуют свою продукцию через «Навимор». Наибольшая серийность одной модели не превышает 200—250 единиц.
Посетители выставки могли познакомиться с довольно широким выбором парусных судов, предлагаемых «Навимором». От швертбота детского класса «Кадет» до «Конрада-28» — комфортабельной пластмассовой яхты длиной около 8,5 м — таким был диапазон типоразмеров выставленных образцов.
Естественно, в преддверии «Олим-пиады-80» особым вниманием пользовались яхты олимпийских классов — катамараны «Торнадо», швертботы «Финн», «470» и «420». Однако и суда, предназначенные для парусного туризма, вызывали вполне понятный интерес как специалистов, так и посетителей. Среди яхт такого типа наибольшей популярностью пользовалась нарядная пластмассовая «Карина». Эта 6-метровая мини-яхта имеет уютную каюту, рассчитанную на крейсерские плавания экипажа из четырех человек. Она оснащена алюминиевой мачтой и дакроновыми парусами, приспособлена для установки подвесного мотора мощностью 6 л. с. Верфь предлагает два варианта «Карины»: с чугунным фальшкилем и с уменьшенной осадкой — с чугунным же литым швертом.
Польские яхты отличает высокое качество изготовления корпуса и комплектующих изделий. При этом надо подчеркнуть, что, если раньше большинство дельных вещей и оборудования поставлялось из-за рубежа, то в настоящее время уже до 90% этих изделий освоено на предприятиях ПНР.
Внимание наших специалистов привлекли моторные лодки. Все они изготовлены из стеклопластика, почти все традиционны по архитектурному типу — имеют открытый кокпит, носовую палубу и ветровое стекло. Исключение представляет лишь мотолодка «Рыбитва» типа «хардтоп» — снабженная открытой с кормы легкой рубкой.
Корпус этой лодки с широкой «притупленной» носовой палубой и довольно сложными тримаранными обводами днища изготовлен из стеклопластика с 30%-ным содержанием стеклонаполнителей (стекломаты) и имеет второе дно из водостойкой фанеры. Заметим, что вариант с плоским внутренним дном, распространенный за рубежом, наши конструкторы не применяют: это упрощает эксплуатацию и помогает обеспечить непотопляемость, но ухудшает ремонтопригодность.
Сиденья мотолодки «Рыбитва» изготовлены из фанеры, оклеенной стеклопластиком. Палуба и корпус соединены на заклепках; стык окантован профилем из поливинилхлорида.
Пульт управления, закрепленный к борту и креслу, расположен на правом борту (как и на некоторых отечественных лодках с увеличенной килеватостью днища); поясним, что на современных килеватых лодках при установке подвесных моторов, имеющих в подавляющем большинстве случаев винты правого вращения, расположение водителя с левой стороны приводит к появлению большого крена при ходе с малой нагрузкой.
Мотолодка «Гиль» при длине 3,3 м имеет высоту борта 0,57 м. Как указано в проспекте, прочность и остойчивость лодки позволяют при «отличном и опытном обслуживании, установив мотор 55 л. с., достигать скорости 85 км/ч при полной нагрузке». (Надии правила, как и американские правила BIA, не позволяют устанавливать на малые мотолодки моторы такой мощности!).
Все представленные лодки имеют подмоторные ниши, рассчитанные на установку только одного подвесного мотора; это, конечно, обусловлено наличием на зарубежном рынке широкого выбора моторов любой мощности. На лодках нет дистанционного управления газом и реверсом мотора: по сложившейся за рубежом практике все фирмы, поставляющие моторы, выпускают и ДУ для них. (К сожалению, наши моторостроительные заводы не торопятся перенимать этот опыт!)
Любопытно, что рулевое дистанционное управление поставляет Швеция; на ряде лодок установлено рулевое колесо от польского «Фиата», аналогичное применяемым на наших «Нептунах-3».
Следует еще заметить, что ни на одной из выставленных лодок нет ни тента, ни деталей для его установки.
Определенный интерес вызвала очень похожая на «Нептун-3» мотолодка «Малибу», изготовленная в ГДР; она представлена ВП «Навимор» в целях «зондирования рынка». Несколько крупнее практически однотипная мотолодка «Тереза», выпускаемая польской фирмой «Универсал».
Судя по представленным на выставке экспонатам, можно сделать вывод о том, что производство парусных судов в ПНР находится на более высоком уровне, чем изготовление мотолодок. Если яхте «Ассоль» трудно конкурировать с аналогичными образцами польской постройки, то наши моторные лодки вполне выдерживают такое сравнение.
ВП «Навимор» довольно результатами выставки: подписано соглашение, предусматривающее поставку в нашу страну большого количества судов.
